Для обводов корпуса характерны:
- малая осадка, позволяющая проходить малые глубины и подходить достаточно близко к отмелому берегу:
- пологая килевая линия от носа до кормы, обеспечивающая необходимую площадь бокового сопротивления при ходе под парусами и устойчивость на курсе;
- короткие носовой и кормовой свесы, более предпочтительные, с нашей точки зрения, при плавании в водоемах с малыми глубинами, для которых характерна короткая и крутая волна.
Основные данные яхты «Восток»
Длина наибольшая, м | 7,19 |
Длина по KBЛ, м | 6,13 |
Ширина наибольшая, м | 2,02 |
Осадка, м | 0,7 |
Надводный борт, м: | |
в носу | 1,0 |
в корме | 0,73 |
наименьший | 0,7 |
Водоизмещение при осадке по KBЛ, м3 | 2,0 |
Вес фальшкиля, кг | 500 |
Площадь парусности, м2 | 23 |
Мощность вспомогательного двигателя, л. с. | 10 |
Остойчивость обеспечена в основном за счет большой полноты обводов (вес фальшкиля мы ограничили 25% водоизмещения). Более полные обводы улучшили и обитаемость судна.
Начальная поперечная метацентрическая высота по расчету составила 0,65 м. Безразмерный коэффициент, показывающий отношение площади парусности к водоизмещению S1/2/D1/3=3,8, что соответствует среднему рекомендуемому значению (3,3—4,2).
Корпус яхты разделен по длине четырьмя поперечными переборками. Носовой кубрик имеет среднюю высоту 1,3 м и оборудован двумя койками. Пространство под койками по левому борту занято аккумуляторной батареей марки НКН-45 напряжением 12 В и емкостью 45 А·ч; одной зарядки ее хватает обычно на всю навигацию. В боковых стенках каюты глухие иллюминаторы; в крыше оборудован светлый открывающийся люк размером в свету 450X500 мм, служащий также запасным выходом из каюты.
Между переборками шп. 7 и 9 размещены: по левому борту кам-бузный столик с газовой плиткой и шкафом для посуды, по правому — шкаф для одежды. Открывающийся иллюминатор над камбузным столом обеспечивает вентиляцию этого помещения.
Высота кормовой каюты в свету — 1,5 м. По бортам размещаются два дивана, рундуки под которыми используются для хранения провианта, спальных принадлежностей и личных вещей. На подволоке каюты имеется пара обушков, на которые подвешивается стол. Оттяжка с талрепом, идущая к третьему обушку на флоре, препятствует раскачиванию стола.
Самоотливной кокпит имеет размеры 0,7X1,4 м. Рундуки под сиденьями кокпита предназначены для обуви, инструмента и запчастей. Под кокпитом есть также место для хранения подвесного мотора во время стоянки или при плавании под парусами.
Переборка на шп. 19 отделяет кокпит от ахтерпика и колодца для подвесного мотора. Отсеки по бортам используются для расходного бензобака и тросов.
Подвесной мотор «Москва» мощностью 10 л. с. обеспечивает скорость хода 6—7 уз, а запаса бензина в пяти канистрах достаточно для плавания под мотором на 140—150 миль.
Особое внимание мы уделили надежной вентиляции помещений для предохранения корпуса от гниения. В носу установлен вытяжной вентилятор эжекционного типа, а в двери кормовой каюты имеется решетка (жалюзи) размером 200X400 мм. Для вентиляции кормовых отсеков установлены палубные грибки, а в нижней части переборки имеются вентиляционные отверстия.
Для постройки корпуса использована исключительно сосна. Набор яхты состоит из 17 гнутоклееных шпангоутов, трех переборок, транца, закладки, стрингеров, карленгсов и бимсов.
Обшивка яхты из рейки (сечением 20X60 мм по днищу и бортам, 18X60 мм — по палубе и 16X50 мм — по крыше рубки) крепится к набору на медных гвоздях-заклепках диаметром 4 мм с шайбами. Шпангоуты сечением 30X40 склеены из сосновых реек 10X30 мм на клее ВИАМ-БЗ. Шпация — 300 мм.
Бимсы и полубимсы натесные, сечением 30X50 мм для корпуса и 20X40 мм для рубки, за исключением усиленных подмачтовых бимсов сечением 20X70 мм. Усилия от мачты передаются на корпус через переборки шп. 7 и 9.
Фальшкиль представляет собой сварную коробку из листовой стали толщиной 10 мм. Внутренний объем коробки в носовой полости залит свинцом, в кормовой — заполнен стальным ломом. Крепится коробка к килю стальными шпильками М14 по одной в каждой шпации.
Мачта устанавливается в стандерс сварной конструкции из листов толщиной 3—4 мм и может заваливаться в корму для прохода под мостами. Стоячий такелаж выполнен из стального оцинкованного троса диаметром 6 мм.
Корпус собирался на стапеле в положении вверх килем.