В нашей стране плавучие дачи заметного распространения пока что не получили. Во-первых, потому, что промышленность до сего времени так и не наладила стабильный выпуск подобных судов для продажи населению. Несколько лет назад на двух предприятиях страны были изготовлены головные образцы дачи «Березка» (см. сборник №3 за 1964 г.), но из-за высокой стоимости — цена оказалась вдвое выше, чем стандартного дачного домика такой же полезной площади, — реализация «Березок» стала проблематичной, предприятия вынуждены были отказаться от дальнейших работ.
Более приемлемой для потребителя — и по габаритам, и по стоимости — представляется плавдача «Аленушка», основные сведения о которой публикуются на страницах этого номера. Но перед желающим приобрести такое судно встает другая проблема: для неразборной плавдачи нужна оборудованная стоянка, возможности транспортировки ее к избранному для отдыха водоему ограничены — понадобятся грузовик с достаточно большими размерами кузова и подъемный кран для погрузки и спуска на воду. Конструкция плавдачи отличается значительной материалоемкостью, большой объем корпусных работ затрудняет организацию ее производства большей серией. Стальной корпус, являющийся основной причиной значительного веса судна, неудобен в эксплуатации тем, что будет требовать ежегодной окраски.
Видимо, отмеченных недостатков были бы лишены дачи-катамараны разборной конструкции (в качестве примера в подборке этого номера приводятся фотографии и основные данные такой плавдачи, выпускаемой в США). Такая конструкция представляется перспективной и благодаря возможности организовать производство на деревообделочных предприятиях с получением металлических понтонов цилиндрической формы по кооперации. А главное — намного проще решались бы вопросы хранения и переброски дачи на дальние расстояния в разобранном виде.
Еще более интересным выглядит предложение нашей промышленности освоить выпуск плавдачи-амфибии «Дон», которую можно транспортировать как прицеп за легковым автомобилем практически до любого водоема, где бы он ни находился. Проблемы стоянки, подъема и спуска на воду также решаются значительно проще. Однако уровень комфорта на легкой алюминиевой «коробке» с палаткой на ней будет, естественно, ниже того, что можно иметь на судне типа той же «Аленушки» с ее остойчивостью, стабильным микроклиматом, удобным стационарным оборудованием каюты.
Попутно можно высказать пожелание Горьковскому авиазаводу им. С. Орджоникидзе, заинтересовавшемуся этим проектом. Хотя бы часть этих лодок-прицепов целесообразно изготавливать с тормозным приводом на колеса, чтобы повысить грузоподъемность при движении за автомобилем до практически приемлемой цифры.
Ведь оговоренные первоначальным проектом 50 кг — это только лишь один 25-Сильный мотор, а нужно еще взять с собой запас бензина, спальные мешки и утварь, необходимую для действительно комфортабельного отдыха!
Любителям мастерить своими руками адресован наш очередной проект «КиЯ».
Габариты разборной плавдачи «Золушка» подобраны таким образом, чтобы строитель мог изготовить все ее секции в городской квартире. Собрать же судно можно на любой открытой площадке непосредственно на берегу. Жилая площадь — 3,8 м2 — и объем этой мини-дачи невелики, но не следует забывать, что, как правило, плавучий домик оказывается комфортабельнее, чем палатка, которую к тому же после каждого перехода нужно ставить заново, подыскивая подходящее место на берегу.
Разумеется, если есть возможность, поплавки можно сделать сварными из алюминиевого сплава или из легкого пенопласта с оклейкой снаружи стеклотканью. Возможен и вариант с цилиндрическими надувными баллонами, которые еще больше упростят хранение и транспортировку судна.
В нашей подборке материалов о плавдачах публикуется и эскизный проект катера-дачи для открытой воды, выполненный японскими катеростроителями. В последние годы дачи подобного типа все чаще появляются в шхерах и на озерах Финляндии, в норвежских фьордах, у берегов Франции — всюду, где имеется возможность провести выходные дни в уютных морских бухтах или небольших провинциальных гаванях. Обладая высоким уровнем комфорта, такие катера-плавдачи должны быть и достаточно мореходными для совершения небольших морских переходов, их оборудование и эксплуатация уже мало отличаются от обычных прибрежных прогулочно-туристских морских катеров.
Редакция сборника будет признательна любителям, построившим или эксплуатирующим плавучие дачи, за сообщения об опыте их использования, а также предлагает читателям высказать свое мнение о целесообразности освоения плавдач в серийном производстве, их возможных типах и размерах.
Плавучая дача «Аленушка»
Образцы плавучей дачи «Аленушка», разработанной в НПО «Ритм», демонстрировались на ВДНХ, на выставках малых судов в Москве и Ленинграде, а также на выставке «Судостроение СССР и ГДР» в г. Ростоке. Небольшое количество этих судов было выпущено в торговую сеть Свирской судоверфью (Ленинградская область); плавдачи реализовывались по розничной цене 2500 руб.
Основные данные плавдачи «Аленушка»
Длина наибольшая, м | 5,5 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 2,8 |
со снятыми потопчинами | 2,4 |
Высота борта, м | 0,6 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,24 |
Высота габаритная со снятой мачтой, м | 2,4 |
Полная грузоподъемность, кг | 500 |
Число спальных мест | 4 |
Вес порожнем, кг | 1600 |
Компактная и уютная самоходная четырехместная плавдача «Аленушка» вызвала определенный интерес специалистов и особенно — любителей отдыха на воде, была отмечена медалями ВДНХ.
По замыслу конструкторов, плавдача может быть использована как для прогулочных выходов с небольшой скоростью, так и для сравнительно продолжительного отдыха на реках, озерах и водохранилищах с удалением от берега до 1 км при высоте волны не более 0,5 м.
Скорость «Аленушки» на тихой воде при полной нагрузке и мощности подвесного мотора 18 л. с. составляет 9—10 км/ч (со стандартным винтом).
Корпус плавучей дачи изготовлен в виде сварного плоскодонного понтона упрощенной формы, собранного из гофрированных стальных листов толщиной 2 мм. Надстройка — деревянная с каркасом из брусков, облицованным снаружи и изнутри фанерными листами толщиной 6 и 3 мм соответственно.
На сравнительно небольшой площади понтона (12 м2) удалось разместить две раздельные светлые каюты с камбузом и обеденным уголком, два открытых участка палубы (носовой — площадью 3,2 м2 и кормовой — 1,2 м2), а также солярий на крыше надстройки (7,6 м2). В носовой и кормовой стенках надстройки сделаны удобные сдвижные двери. Высота надстройки такова, что во внутренних помещениях плавдачи можно свободно стоять во весь рост.
На крышу надстройки ведет стальной трап. На уровне палубы сделаны решетчатые бортовые потопчины для удобства прохода вдоль плавдачи.
Носовая и кормовая каюты разделены шкафчиками для одежды и бытовых принадлежностей. Над окнами закреплены полки для личных вещей. Четыре больших боковых окна (два из которых сделаны открывающимися) и небольшие иллюминаторы на сдвижных дверях обеспечивают хорошую освещенность помещений и обзор из кают.
Мягкие диваны, имеющиеся в обеих каютах, легко трансформируются в двуспальные койки. Под ними расположены рундуки для хранения постельных и бытовых принадлежностей. Обеденный уголок в носовой каюте оборудован складным столом и мягкими сиденьями. На камбузе, расположенном по правому борту в кормовой каюте, имеются мойка и бачок для пресной воды, столик для приготовления пищи с ящиками для хранения продуктов и посуды и гнездом для газовой плитки «Турист».
В корме установлен кронштейн для подвесного мотора, а на кормовой площадке с левого борта расположено место рулевого, оборудованное устройством дистанционного управления поворотом, реверсом и газом мотора; здесь же щиток для включения ходовых и стояночного огней, а также двух плафонов освещения в каютах. Питание электроэнергией осуществляется от аккумуляторной батареи, для размещения которой в кокпите предусмотрен специальный отсек.
Для швартовки и буксировки имеются четыре кнехта (по два в носу и в корме); дача комплектуется якорем с якорным канатом, отпорными крюками и огнетушителем.
«Аленушку» со снятыми потопчинами и мачтой можно перевозить в кузове грузового автомобиля (например, «МАЗ-535А» или «КРАЗ-255Б»); это позволяет в значительной мере расширить возможные зоны ее эксплуатации.
Непотопляемость обеспечивается блоками плавучести (пенопласт марки ПСБ) общим объемом 2,1 м3. Испытания показали, что при понтоне, заполненном водой до уровня комингса дверей, дача остается на плаву и имеет избыточный запас плавучести 350 кг.
На проект плавучей дачи «Аленушка» Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР выдано свидетельство на промышленный образец № 3525 от 6 апреля 1973 г.
Катер-плавучая дача «Янта»
Проект этой плавучей дачи на базе 9,5-метрового водометного катера с упрощенными обводами разработал Я. Кобачевский. Он же построил добротный корпус с двойной диагональной обшивкой из сосновых досок, облицованной снаружи 3-миллиметровыми листами сплава АМг-3. Достраивать плавдачу довелось мне. Задача эта осложнялась тем, что после кончины конструктора все сделанные им эскизы н схемы оказались утерянными.
В какой-то мере судно похоже на «Березку», проект которой опубликован в третьем выпуске «Катеров и яхт» (1964 г.), но, как выяснилось, корпус проектировался задолго до выхода сборника, а вот при достройке и оборудовании «Янты» широко использовались сведения из «КиЯ» н все доступные материалы.
Основные данные плавдачи «Янта»
Длина наибольшая, м | 9,0 |
Ширина по палубе, м | 3,4 |
Высота борта, м | 1,05 |
Водоизмещение полное, т | 5,0 |
Осадка средняя, м | 0,25 |
Пассажировместимость нормальная, чел. | 8 |
Запас топлива, л | 200 |
В форпике хранятся якорная цепь длиной 20 м и два якоря Холла. В носу устроена «веранда» с двумя диванами-рундуками по бортам, накрытая легким дюралевым тентом из двух половин, соединяемых на рояльной петле.
Надстройка имеет размеры в плане 5,0X3,0 м. Стенки ее и крыша выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм; крыша покрыта эпоксидной смолой. Высота стенок 1100 мм. Поскольку горизонтальный настил (пол) опущен ниже палубы (на 300 мм от ОЛ), высота помещений получилась равной 1800 мм. Для теплоизоляции по стенкам и подволоку проложен слой пенопласта. Внутренняя зашивка выполнена декоративной фанерой под красное дерево и пластиком с раскладками вдоль бимсов. Бортовые окна салона сделаны по типу троллейбусных с опускающимися стеклами, передние смотровые — выполнены из оргстекла.
В кормовой каюте, отделенной от салона сдвижной металлической дверью, оборудованы встроенные шкафы различного назначения, вешалки и полки. Здесь же расположены кухонный стол с полками, газовая плитка и мойка-раковина, в которую подается горячая и холодная вода. Рядом совмещенный санузел — душевая и гальюн.
В корме — в моторном отсеке — установлен автомобильный 45-сильный двигатель «Шкода 1201» с дополнительным кожухом на выхлопном коллекторе для подогрева воды. Под палубой подвешены два бензобака емкостью по 80 л; здесь же помещаются канистры и надувная лодка — тузик. Палуба «Янты» покрыта рифлеными резиновыми ковриками на глифталевом лаке.
Пост водителя размещается по левому борту в носовом салоне, у переднего стекла. Над головой водителя сделан световой фонарь из оргстекла.
Два года, зимой и летом мы всей семьей с большим увлечением работали на достройке и оборудовании плавучей дачи. И вот наступил долгожданный момент первого выхода «Янты» в плавание. Что же можно сказать в целом о нашем судне? Это надежный и комфортабельный плавучий дом. Из-за высокой каюты «Янта» имеет большую парусность, так что скорость находится в прямой зависимости от силы и направления ветра и колеблется от 15 до 20 км/ч. Большой вес обуславливает значительную инерцию. Надо было привыкнуть и к особенностям управления судном за счет реакции струи водомета.
Форма корпуса оказалась очень удачной — можно вылезать носом на берег чуть ли не на треть корпуса. Струя водомета, направленная под днище, легко поднимает корпус и стаскивает его с любой мели.
Ранним июльским утром «Янта» взяла курс на Большую Волгу. Пристроившись к каравану мелких судов, мы прошли пять шлюзов и вышли в Московское море. Следуем вверх по Волге. Сильный ветер, высокая волна, но «Янта» идет уверенно.
Заходим в живописный заливчик. Шелестит осока о борта. Лилии и кувшинки образуют здесь сплошной ковер. И дальше, на пути к Калинину, мы сознательно идем не по фарватеру, а вдоль берега, посещая мелководные заливы и устья лесных речушек. Дважды пришлось чистить водомет, пока не наловчились проходить заросшие места на малых оборотах — так водоросли не вырываются и не забивают движитель.
Первый отпуск на «Янте» мы великолепно провели на левом берегу Волги, напротив села Городня, в 207 км от Москвы. Словом, наша «Янта» оказалась выше всех похвал!
Дача-амфибия «Дон»
Универсальность — это отличительная черта дачи-амфибии «Дон», серийное производство которой подготовлено на Горьковском авиационном з-де им. С. Орджоникидзе. При проектировании этого оригинального сооружения конструкторы сделали попытку учесть противоречивые требования рыболовов, воднолыжников, приверженцев водно-моторного туризма, автолюбителей, отдыхающих у воды и совершающих короткие прогулки вблизи лагеря.
Такой широкий диапазон применения стал возможен благодаря конструкции, состоящей из прицепа-тележки и легкой лодки. Комбинируя их между собой или используя отдельно, можно получить около десяти вариантов использования.
К месту отдыха «Дон» можно буксировать легковым автомобилем. В этом случае «Дон» представляет собой автоприцеп — одноосную тележку, крышкой которой служит установленная сверху лодка. Часть багажа и снаряжение можно уложить в прицеп, причем при буксировке за «Волгой» в нем можно разместить 50 кг багажа, а если буксиром служат «Москвич» или «Жигули» — 30 кг (вес оборудованного прицепа 270 кг). Благодаря независимой рычажной подвеске колес (с пружинно-гидравлическими амортизаторами) автоприцеп обладает высокой проходимостью (дорожный просвет 332 мм), не снижает скорости и маневренности автомобиля, имеет сигнализацию, электроприборы, сцепное и буксирное устройство. Автоприцеп (габариты его 3,5X1,9X1,6) можно хранить в гараже вместе с автомобилем.
Соединив две составные части автоприцепа специальной накладкой и замками по бортам, «Дон» нетрудно превратить в дачу на колесах и установить в любом понравившемся месте. Двухкомнатный палаточный домик имеет вместительную площадь — 8,5 м2. На ночлег в нем два человека могут разместиться на мягких диванах, а трое — на дополнительных спальных местах — полный автомобильный экипаж.
Для превращения «Дона» из сухопутной дачи в плавучую достаточно его спустить в воду на колесах, которые затем надо поднять и закрепить в надводном положении специальным фиксатором (или вообще снять). Вблизи лагеря можно передвигаться с помощью весел, для удобства выхода из воды во время купания «Дон» оборудован бортовым съемным трапом. Предусмотрены на нем и вместительные багажники, складной столик, поручни, комплектуется «Дон» черпаком, ремонтной аптечкой. Установив на транец основной части подвесной мотор мощностью до 30 л. с., можно совершать длительные дальние путешествия. С четырьмя пассажирами на борту «Дон» глиссирует со скоростью 30 км/ч, а с одним водителем скорость возрастает до 37 км/ч. Это вполне солидное судно, которое может удаляться от берега на 3 км и преодолевать волну высотой до 0,3 м, благодаря катамаранным обводам носовой части и умеренно-килеватым обводам кормовой.
Во время путешествия для лучшего обзора боковые пологи тента-палатки могут подниматься и пристегиваться. В этом случае над палубой и кокпитом остается лишь легкий теневой навес.
При длине 5,0 м, ширине 1,7 м и высоте борта 0,55 м плавдача имеет вес 220 кг, может перевозить по воде 400 кг груза (допускается и 500 кг); пассажировместимость — 4—6 человек.
Конструкторы «Дона» предусмотрели и вполне самостоятельное применение каждой из его составных частей.
Носовая секция корпуса плавдачи представляет собой легкую (65 кг) лодку с катамаракными обводами и регулируемыми транцевыми плитами, которые могут сниматься и прокладываться по правому борту — получается спальное место в состыкованном варианте плавучей дачи. Благодаря катамаранным обводам и относительно большой ширине — 1,7 м (при длине с транцевыми плитами 2,95 м) лодка очень остойчива, на неё разрешено устанавливать мотор мощностью до 30 л. с. С одним водителем скорость достигает 42 км/ч, с полной нагрузкой (225 кг) — 38 км/ч. Лодка удобна для прогулок, рыбной ловли, охоты; с 20-сильным мотором буксирует лыжника. Для обеспечения непотопляемости предусмотрены герметические ёмкости — одна в носу и две в корме.
Лодка имеет только поперечный набор, продольная жёсткость обеспечивается за счёт прямоугольного туннеля. Для гашения вибрации корпуса от работающего мотора на транце под дюралевой подкладкой проложена упругая лента. Отдельно прицеп может служить однокомнатным домиком с теневым навесом, в котором можно отдохнуть или устроиться на ночлег. Поставленный на колёса прицеп может использоваться для хозяйственных нужд.
Дача-амфибия «Дон» сделана из алюминиевого сплава Д16-Т, конструкция клепаная, корпус окрашен прочными водостойкими красками.