В 58 номере сборника читатели познакомились с жизнью парусной секции сугубо сухопутного города Ясиноватая Донецкой области. Недавно наш парусный флот пополнился новой яхтой — бригантиной «Витязь». Длина яхты — 8,8 м; ширина — 2,75 м; осадка по условиям плавания по мелководному Азову сделана минимальной — 1,2 м. Водоизмещение — 6,0 т; площадь парусности 56 м2. Судно было построено коллективом яхтсменов Ясиноватского машиностроительного завода всего за шесть месяцев.
За основу мы взяли теоретический чертеж бригантины «Старина» (сборник №44), только скулы сделали более скругленными. Основа набора — киль из швеллера № 10, изогнутый вместе с форштевнем и ахтерштевнем как одно целое. К килю приварены секции переборок, шпангоуты (а в оконечностях и стрингера) из тавра № 3,5. Затем в «корыто» швеллера заложили деревянные элементы форштевня и ахтерштевня и прикрепили стальной фальшкиль, выполненный из четырех частей (вес 1 т).
После того как был сварен набор, ячейки между шпангоутами и стрингерами (примерно 500X900 мм) были заполнены плитами из пенопласта толщиной 40 мм. Для упрощения гибки на участках с сильной кривизной в пенопласте делались пропилы и надрезы. Собранная на эпоксидной смоле пенопластовая обшивка была снаружи прострогана до получения плавных обводов.
Затем корпус прошпаклевали и обклеили стеклотканью на эпоксидной смоле (с наружной стороны толщина слоя стеклопластика 6—8 мм, с внутренней — 1 мм).
Носовой 4-местный кубрик оборудован нижними стационарными и верхними откидными койками. Под нижними койками просторные рундуки для личных вещей и парусов.
Кормовой кубрик оборудован только нижними койками, вход в него сделан непосредственно из кокпита.
Размеры кокпита — 1X1,3 м — больше чем у «Старины».
Камбуз расположен у грот-мачты.
На «Витязе» пришлось установить 8-сильный бензиновый двигатель от мотопомпы. Мощность его явно недостаточна для того, чтобы двигать яхту даже против слабого ветра. Для такой яхты нужно не менее 18 л. с. Электроэнергия поступает от двух аккумуляторов бет-128, установленных в моторном отсеке. Они снабжены подзарядным устройством и преобразователем на 127 В для питания электробритв и магнитофона.
Для питьевой воды предусмотрено три 50-литровых бака: один над газовой плитой в камбузе и два под кокпитом.
В изолированном форпике, разделенном на две части по диаметральной плоскости, разместились якорные цепи длиной по 50 м.
Для осушения трюмов используется ручная помпа, закрепленная на носовом люке. Ее приемный шланг с палубы может быть опущен через иллюминаторы в любой из трех отсеков корпуса.
Без стоячего и бегучего такелажа яхта весит 3,5 т.
Основное парусное вооружение принято по типу яхты «Анна-Мария» (сборник №12) с максимальной площадью 56 м2. Предусмотрена также оснастка и в варианте шхуны. Паруса пошиты из лавсана Николаевским горпромкомбинатом.
Мачты сделаны заваливающимися в корму. Высота фок-мачты — 7,5 м, грот-мачты вместе со стеньгой — 9,0 м.
Яхта получилась очень красивой и комфортабельной. Особенно удобно для нас то, что корпус без особых трудностей удалось разместить в кузове «Колхиды», не выходя за пределы разрешенных ГАИ габаритов. Так «Витязь» был доставлен в Жданов.
Первый опыт управления бригантиной мы получили в 4-дневном плавании по маршруту Жданов — Бердянск — поселок Ялта.
Бригантина сложнее в управлении, чем обычные яхты, имеет большой радиус циркуляции и требует хорошо отработанных действий команды, особенно при повороте оверштаг, когда прямые паруса надо брать на гитовы и выносить кливер на ветер. Команду в шесть — восемь человек следует считать оптимальной.
Без прямых парусов в слабый ветер яхта тихоходна, ее легко обгоняют швертботы типа «Мевы». Под прямыми парусами в свежий ветер «Витязь» легко набирает скорость, неплохо идет в полветра и даже круче. Максимальная достигнутая нами скорость 3—4 узла, видимо, не предел.
После испытаний понадобились небольшие конструктивные изменения. Мы увеличили площадь пера руля в полтора раза. Это сразу улучшило управляемость. Пришлось заменить якорную цепь (в штормовую погоду 6-миллиметровая цепь разорвалась на куски). На днище мы решили добавить два слоя стеклоткани. Ну, а главная наша задача — заменить двигатель.