Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1975 год
  • Катер «195М» для буксировки воднолыжников
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Каким должен быть катер для воднолыжников?
Катер для буксировки парашютиста
Туристический катер Ленинградец
Катер Тисса с закрытой каютой
Катер МК-29 для тренировок и соревнований
Катер из стеклопластика на полиэфирной смоле
Туристский катер Персей
Туристский катер Мечта с разборной рубкой
Гоночный катер на лыжах
Прогулочно-туристский катер Комета
Малый туристический катер Бемби
Пластмассовый катер «МК-31»
Прогулочно туристский катер «Тайфун»
Катер-амфибия «Гном»


Катер «195М» для буксировки воднолыжников

Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 58
          0


Вот уже в течение семи лет на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения выпускается катер, предназначенный специально для буксировки воднолыжников. До 1968 г. наша промышленность не выпускала катеров подобного назначения, поэтому авторам первого проекта — экспериментальной группе завода приходилось начинать «от нуля». Сначала построили два опытных образца и провели их всесторонние испытания, затем откорректировали чертежи, и катер был запущен в серию. Так появился ныне хорошо известный лыжникам двухместный буксировщик проекта «195» с двигателем «М53-ФУЛ» мощностью 77 л. с.

Информация об изображенииУстройство катера-буксировщика производства ЛЭЗСС
Устройство катера-буксировщика производства ЛЭЗСС
 
Освоение этого 5,3-метрового катера (наряду с многоцелевым спортивным катером серий «Нева», «Нева-С», «Нева-СФ») позволило прекратить производство менее совершенной 4,7-метровой мотолодки-буксировщика, описание которой приводилось в №31. В то же время в обводах и конструкции нового судна остались многие ее отличительные черты, идущие еще от серийных гоночных катеров, проект которых разрабатывался в начале 60-х годов. Это низкая скула; практически плоское днище (нулевая килеватость) на всей кормовой половине корпуса; небольшой (до 25 мм) отгиб днища вниз у транца, позволяющий избавиться от дифферента на корму; незначительная выпуклость очертаний флортимберсов, в отличие от вогнутости на катерах серии «Нева».

Обводы, разворачивающиеся на плоскость, позволили использовать для обшивки корпуса авиационную фанеру, что в значительной степени снизило вес катера. Применена продольно-поперечная система набора корпуса. Днищевые и бортовые стрингера, на которые накладываются листы обшивки, проходят снаружи шпангоутных рамок; скуловые и привальные брусья наполовину врезаются в них. Сами шпангоуты собираются из ламинированных (выклеенных на шаблоне из пяти тонких реек) бимсов, топ- и флортимберсов при помощи книц из авиафанеры на клее ВИАМ Б-3. Обшивка крепится к килю, скуловым и привальным брусьям шурупами, а к стрингерам — медными гвоздями. Для долговечности корпус по днищу с заходом на скулу оклеен двумя слоями стеклоткани. С целью антисептической пропитки дерева в клей, приготовленный на основе эпоксидной смолы, добавляется свинцовый сурик.


Информация об изображенииЭскиз проекции корпуса теоретического чертежа
Эскиз проекции корпуса теоретического чертежа
 
Сравнительно небольшие размеры кокпита (1,4X1.5 м) дают возможность разместиться в катере двоим — водителю и тренеру. Новшеством в оборудовании были поворотные сиденья, дающие возможность кругового обзора, что особенно важно для тренера. Позади кокпита установлен пилон — битенг для крепления буксирного фала; место установки битенга выбрано таким образом, чтобы буксировка лыжника не ухудшала поворотливость судна.

Катер проекта «195» получил хорошие отзывы от Федерации воднолыжного спорта СССР и ряда спортивных обществ. Не удовлетворяла спортсменов только скорость — 54 км/ч без лыжника с нагрузкой 2 чел. на борту, но увеличить ее завод долгое время не мог, поскольку не получал более мощных двигателей.

С 1972 г., когда у нас появились первые конвертированные двигатели «М8ЧСПУ-100» («ЗМЗ») мощностью 90 л. с., экспериментальная группа занялась модернизацией проекта «195», стараясь сохранить его основу неизменной. В том же году были построены и испытаны опытные образцы катера по новому проекту «195М». Испытания показали неплохие ходовые данные буксировщика: с той же нагрузкой 2 чел. достигнута скорость 58,6 км/ч.

Размерения и обводы корпуса практически остались те же. Длина катера 5,3 м; ширина 2,0 м; высота борта на миделе 1,0 м.

Информация об изображенииПульт управления нового катера
Пульт управления нового катера
 
Учитывая пожелания спортсменов, которые утверждают, что во время тренировок на катере, помимо тренера, должны находиться еще два-три человека, конструкторы увеличили габариты кокпита до 1,4X2,0 м; кроме двух сидений в носовой его части, теперь здесь установлен и трехместный кормовой диван, под которым удобно располагается угловой реверс-редуктор. Увеличен объем бензобаков.

Для предотвращения попадания бензина в моторное отделение в случае потери герметичности бензобаков в новом проекте предусмотрена врезка стрингеров во флортимберсы 7 и 8 шп.


В связи с установкой более мощного двигателя усилен фундамент, увеличены сечения ряда деталей набора, изготавливаемого, как и раньше, из древесины хвойных пород. Конструктивная шпация 500 и 520 мм; толщины обшивки по днищу 6 мм, по бортам и палубе — 5 мм. Сечения основных деталей: киля — (40X40 мм, флор- и топтимберсов 25X45 мм, 12 днищевых и 6 бортовых стрингеров — 15X35, скуловых брусьев 20X50 + 20X45, внутреннего привального бруса 35X50.

Конструкторы уделили большое внимание отделке катера, привлекательности его внешнего вида. Зашивка бортов кокпита обтянута виниловой искусственной кожей, комингсы облицовываются ясенем, а приборный щиток, выклеиваемый из фанеры, — шпоном ясеня (на двухместном варианте буксировщика приборы монтировались непосредственно на лобовой доске кокпита). По-новому решен вопрос управления гидромуфтой реверса двигателя: рычаг реверса устанавливается теперь на левом комингсе кокпита, под рукой водителя.

В таком виде в 1974 г. пятиместный катер-буксировщик был запущен в серийное производство и выпускается в количестве до 80 единиц в год. Стоимость его — 5800 рублей. Одновременно был прекращен выпуск катеров типа «Нева-СФ».

Экспериментальная группа завода сейчас разрабатывает новый проект катера буксировщика, который будет отличаться от предыдущих обводами корпуса и прежде всего — появлением килеватости днища на транце. Остается только выразить сожаление, что наша промышленность на сегодня не дает катеростроителям конвертированных двигателей большей, чем у «ЗМЗ», мощности, которая позволила бы «перешагнуть» 60-километрсвый рубеж скорости. Не секрет и то, что 240-сильные двигатели, эксплуатируемые на известных во всем мире катерах «Бёш», весят значительно меньше, чем те 90-сильные установки, которыми оснащаются катера проекта «195М».

Комментарий воднолыжника


О катерах-буксировщиках ленинградского завода, хорошо известных нашим лыжникам, можно услышать самые различные мнения, но все сходятся на основном: на сегодня выпускаемые ЛЭЗСС катера по прямому назначению—для буксировки спортсмена — на соревнованиях могут использоваться только для фигурного катания, т. е. лишь в одном из трех видов многоборья. Использование их в слаломе и прыжках с трамплина в состязаниях мужчин исключено, так как все эти суда не удовлетворяют основному требованию действующих «Правил соревнований по воднолыжному спорту» — не обеспечивают стабильную скорость с лыжником на буксире 58 км/ч.


Говоря об этом, нельзя не учитывать ту большую роль, которую сыграли сравнительно недорогие серийные катера ЛЭЗСС в развитии отечественного воднолыжного спорта на начальном этапе его развития. Да и на сегодняшний день катера типов «Нева», «195» и «195М» составляют основу нашего воднолыжного флота. Их технические данные позволяют готовить лыжников по всем видам многоборья на уровне вплоть до I спортивного разряда, а также обеспечивать соревнования любого ранга по прыжкам с трамплина юношей и женщин.

Оценивая конструкцию катера «195М» с точки зрения лыжника, стоит отметить хорошие качества кильватерных волн (крутизну п подъем), образующихся на скоростях буксировки, применяемых в фигурном катании, удовлетворительную поворотливость.

С небольшими переделками существующий корпус может быть успешно использован и для установки двигателя, более мощного (вплоть до 200 л. с.), чем на серийных судах. Опыт таких модернизаций есть уже у нескольких коллективов воднолыжников. Так, например, та же «Нева» с двигателем от автомобиля «Чайка» уже полностью отвечает всем требованиям «Правил» к катерам-буксировщикам, т. е. держит нужную высокую скорость.

В заключение отметим, что хотя эволюция самих международных «Правил» в отношении требований к буксировщикам незначительна, все же технический прогресс и накапливающийся опыт проведения соревнований, а иногда и личные мнения тех или иных членов Технического комитета Всемирного воднолыжного союза, приводят к тому, что предпочтение отдается то одному, то другому определенному типу катеров. В последние годы на абсолютном большинстве официальных соревнований на Европейском континенте можно было видеть только катера фирмы «Бёщ».

Очевидно, на сегодня это — «стандартный» буксировщик, и хотелось бы видеть наши катера не уступающими ему по мощности и скорости. Конечно, идеальным вариантом была бы разработка международного монотипа: ведь ясно, что использование спортсменами различных стран на своих тренировках и соревнованиях одинаковых — однотипных катеров уравнивало бы нх шансы, не давало одним преимущества перед другими.

Уровень развития отечественного воднолыжного спорта таков, что мы вплотную подошли к тому, чтобы претендовать на призовые места в соревнованиях на первенство континента, но для этого необходимо создание отечественного серийного катера-буксировщика, отвечающего всем международным требованиям.

Мастер спорта, зам. пред. техн. комиссии Воднолыжной федерации СССР Ю. И. Жуков.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Рекордные спортивные мотолодки класса SB
Непотопляемая весельная лодка «Гамма» из пенопласта
Парусный плот из автомобильных камер «Мапуна»
Рубка для мотолодки «МКМ»
Каютная алюминиевая мотолодка «Москва-2»
Проект серийной разборной одноместной байдарки
Проекты катеров инженеров-кораблестроителей
Плавающая доска с парусом «Фанатик»
Гоночная мотолодка «Старт-3» класса SA-250
Крылья с регулируемым углом атаки для «Прогресса»
Шхуна казахстанских юных моряков «Эврика»
Двухкорпусный двухместный надувной водный мотоцикл
Проект крейсерской яхты-«однотонника» «С-23»
Катамаран международного олимпийского класса «Торнадо»
Чертежи катамарана «Торнадо» для самостоятельной постройки

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Катер «195М» для буксировки воднолыжников

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Озерная рыболовная мотолодка «Лещ»
Весельная прогулочная шлюпка Фан-дер-Флита
Подвесной универсальный парус Антеро Катайнена
Комфортабельные мореходные глиссирующие мотолодки
Складная двухместная весельная лодка
Крейсерско-гоночная яхта судоверфи ВЦСПС «Былина»
Конструкции лодок для перевозки на автомобиле
Три варианта лодки-«картоп» для перевозки на автомобиле
Стандартный виндсерфер из стеклопластика
Морская гребная лодка «дори»
Сани Уффа Фокса с обшивкой из стеклотекстолита
Прогулочно-туристическая мотолодка «Дема»
Каютный туристский вариант саней Уффа Фокса
Яхта «четвертьтонник» из стеклопластика «Курьер»
Мотолодка с комбинированными обводами «Радуга-41»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 43 + 28 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории