На разработку концепции экраноплана «Флербоут» в том виде, в каком она существует сегодня в Германии, потребовалось 15 лет. Сейчас серийным изготовлением этого судна занимается немецкая компания «Эрфойл», причем выпускаются двух- и четырехместные его варианты. Посетители состоявшейся в 1990 г. в Гамбурге выставки спортивных судов могли видеть представленное для обозрения «летящее судно». В основе его способности лететь над самой водой лежит так называемый экранный эффект1. Обычно он проявляется в момент приближения летательного аппарата к поверхности аэродрома перед посадкой.
Полная мощность 100-сильного двигателя, который работает на трехлопастной воздушный винт, используется только для отрыва аппарата от водной поверхности; когда же он поднимается в воздух, «газ» можно сбросить, и тем не менее скорость составит около 70 уз (до 130 км/ч).
Эксперту норвежского катерного журнала «Бот» довелось промчаться на двухместном экраноплане по Рейну. Его поразила простота управления этим судном. Ничего похожего на кабину самолета с ее множеством всевозможных контрольных лампочек и приборов в кокпите экраноплана нет: лишь только штурвал и единственный рычаг «газа». Неудивительно, что здесь любой судоводитель может чувствовать себя как на лодке. С помощью штурвала поворачивается воздушный руль, а рычагом контролируется скорость.
Львиная доля усилий в процессе проектирования и доводки конструкции была посвящена проблеме автоматической стабилизации аппарата с помощью простых вспомогательных средств» И сейчас конструктор экраноплана Гюнтер Йорг настолько уверен в его ходовых качествах, что без всякой опаски и скорее даже с энтузиазмом выпустил катерного эксперта «на воду», практически не проинструктировав его о специфике управления аппаратом.
В начале движения судно ведет себя, как самый обычный глиссирующий катер. На малых скоростях экраноплан движется очень устойчиво и охотно повинуется воздушному рулю, однако дать задний ход, к сожалению, невозможно. Но стоит «дать газ», и под крылья врывается поток воздуха, судно постепенно разгоняется до скорости, необходимой для взлета. Во время набора скорости корпус испытывает жесткие удары о воду, но когда скорость достигает определенной величины, вдруг становится заметно тише — экраноплан уже летит!
Газ теперь можно «прибрать». Сразу дышать становится легче. Мимо мелькают берега, и взгляд, брошенный из кокпита вниз, на воду, подтверждает, что аппарат действительно целиком находится в воздухе. Ощущение в этот момент великолепное!
Управляемость экраноплана в водоизмещающем режиме существенно лучше, чем при полете вблизи экрана. Теперь для поворота требуется больше места, необходимо внимательно смотреть далеко вперед. Впрочем, к этому быстро привыкаешь. Полет над водой, как признается испытатель, доставляет большое удовольствие.
Приводнение — операция очень простая. Нужно только убрать газ и удерживать судно при тряске на прямом курсе. Экраноплан скользит все ниже, садится на воду, и вот «пилот» снова превращается в судоводителя. Можно осуществить и «аварийное торможение». Для этого надо полностью сбросить газ и резко повернуть штурвал в какую-нибудь сторону. Экраноплан при этом разворачивается лагом и останавливается почти мгновенно в туче брызг и пены, сохраняя, однако, полную остойчивость.
Экраноплан успешно преодолевает невысокие волны и не испытывает никаких помех от движения вблизи него других судов; когда гребни проносящихся под ним волн касаются корпуса, заметно на них не реагирует, продолжая устойчиво двигаться своим курсом. Разумеется, мореходность столь малого судна ограничена. Более крупный экраноплан поднимается выше и способен эксплуатироваться при значительно большем волнении2.
Гюнтер Йорг полагает, что если построить экраноплан длиной 55 м, он сможет курсировать через Атлантику при высоте волн до 3 м, затрачивая на весь путь всего 24 часа. Конечно, до практической реализации подобной идеи еще очень далеко, но создать скоростной и мореходный паром, развивающий скорость до 200 км/ч, для эксплуатации, например, на Средиземном море, представляется вполне реальным.
Экраноплан, на котором прокатился по Рейну норвежский эксперт, способен принять на борт полезную нагрузку 175—180 кг. Комфортабельные сиденья для водителя и пассажира установлены друг за другом. Приборная доска едва ли отличается от приборной доски любого другого катера; основное место на ней занимают лаг и тахометр. Ветровое стекло прекрасно защищает людей от встречного потока воздуха. Топливный бак вмещает всего лишь около 30 л горючего, которых хватает, тем не менее, на два часа хода. Аппарат можно транспортировать на трейлере за автомобилем. Чтобы его там разместить, достаточно развернуть вверх боковую часть крыльев: габаритная ширина станет приемлемой для транспортировки — уменьшится до 2,2 м.
Скорость и экономичность экраноплана, по сравнению с обычными катерами, просто удивительны. Этот аппарат способен лететь даже над болотами и песчаными банками.
Техническая сторона проекта продумана очень хорошо, и он полностью готов для промышленного выпуска. Но здесь встает один очень важный вопрос: каково будет отношение властей к транспортному средству, сочетающему в себе свойства катера и летательного аппарата? Не потребуют ли они для управления таким судном помимо судоводительского удостоверения и лицензии пилота? В Германии, где был создан этот аппарат, его классифицируют как спортивное судно, но примут ли такую точку зрения в иных странах?
«Эрфойл» — немецкая фирма, которая производит «Флербоут», разработала и восьмиместный вариант экраноплана. Помимо того уже построен 18,2-метровый аппарат, предназначенный для использования в военных целях.
Стоимость двухместного «Флербоута» составляет около 500 тыс. норвежских крон. Определенно, дорогая игрушка. Но экраноплан — очень удачное судно для всех тех, кто любит скорость и острые ощущения, но плохо переносит перегрузки, присущие спортивным катерам. Здесь нет практически никакой тряски, есть только приятное чувство плавного полета над водной гладью.
Примечания
1. Подробно об этом см. «КиЯ» №15, №73, №103.
1. Высота подъема над поверхностью воды равна примерно 0,5b, где b — хорда профиля крыла экраноплана.