Концепция судна появилась в результате тщательного анализа характера использования рекреационных судов. Исследование показало, что большинство владельцев катеров предпочитают непродолжительные плавания в дневное время, приглашая своих друзей. Экипажи каютных катеров, называемых на западе «крейсерами», большую часть времени предпочитают проводить в кокпите или на палубе. Цели выхода на воду могут быть самые разнообразные: уикэнд на природе, рыбная ловля, катание на водных лыжах, подводная охота и т. п. В любом случае к достоинствам лодки могут быть отнесены просторный удобный кокпит, достаточно высокая скорость и мореходные качества, уменьшающие зависимость экипажа катера от метеорологических условий, наличие на борту оборудования, делающего отдых или занятия спортом приятными. Все это постарались учесть конструкторы «Генезиса» — мини-яхты, как она называется в рекламных проспектах.
Основные данные двух типов катеров «Генезис»
«Генезис-20» | «Генезис-17» | |
Длина габаритная, м | 7,57 | 6,28 |
Длина корпуса, м | 6,28 | 5,06 |
Ширина, м | 2,59 | 2,17 |
Осадка корпусом, м | 0,38 | 0,48 |
Осадка габаритная, м | 0,77 | 0,92 |
Водоизмещение порожнем1, кг | 1620 | 1270 |
Макс. мощность двигателя, л. с. | 275 | 150 |
Запас топлива, л | 270 | 110 |
Угол килеватости днища у транца, град. | 14 | 16 |
Обводы корпуса разработаны Ричардом Колом, известным по катерам типа «Эйрслот» (см. «КиЯ» №52). Пластмассовый корпус представляет собой комбинацию моногедрона с углом килеватости днища у транца 14—16° с тримараном. В кормовой части у скул предусмотрены широкие горизонтальные участки, которые облегчают выход катера на режим глиссирования с полной нагрузкой и служат брызгоотбойниками. В носу корпус снабжен небольшими спонсонами — выступами клиновидной формы, заканчивающимися поперечными реданами примерно на 40% длины лодки от форштевня.
Спонсоны обеспечивают высокую статическую остойчивость на стоянке, удерживают катер от зарыскивания при плавании на крутой попутной волне и опрокидывания при резких поворотах на полном ходу. Носовая часть корпуса, снабженная спонсонами, испытывает меньшие ударные перегрузки при плавании на встречном волнении. И, наконец, спонсоны позволили выполнить носовую оконечность почти прямоугольной в плане и оборудовать здесь просторный кокпит. Это — главная зона пребывания пассажиров на катере. На удобных диванах размещается 8 человек, под сиденьями — объемистые рундуки для спортивного снаряжения — аквалангов, водных лыж, рыболовных снастей. В днище кокпита заделан иллюминатор, через который можно наблюдать подводный мир. В передней стенке надстройки встроен бар с плиткой, холодильником, сервировочным столиком и раковиной (ее можно подсоединить к береговому водопроводу).
Кокпит огражден надежными поручнями, а палуба в корме — жестким леерным ограждением нормальной высоты (около 900 мм) с «калиткой». Для удобства выхода на берег в носу предусмотрена выступающая вперед площадка со съемным трапиком. Низко расположенные площадки, выступающие за транец, удобны для аквалангистов и купающихся.
К числу творческих находок создатели «Генезиса» относят и пульт управления — объемную конструкцию из стеклопластика, расположившуюся перед моторным отсеком. Внутри нее — кабина для переодевания и портативный катерный туалет с умывальником. Освещение и вентиляция осуществляются через светлый люк. Сверху на задней стенке — панель с приборами, рулевое колесо, ниши для УКВ-радиостанции, стереомагнитофона. Водитель и пассажир, располагающиеся на высоком сиденье перед пультом, чувствуют себя, как на высоком мостике большого катера. Под ними — люк в моторный отсек, где устанавливается компактный бензиновый или дизельный двигатель с поворотно-откидной угловой колонкой. Для любителей позагорать или подремать с книгой на корме установлен дополнительный диван (его можно снимать и выносить на берег).
Рыбаки имеют в своем распоряжении боксы для пойманной рыбы, живорыбный садок, сообщающийся с забортной водой, держатели для удилищ, прикрепляемые к релингу. В жаркий день можно освежиться под душем, который подключается на корме. Правда, это уже излишество, так как электрическая помпа подает в него забортную воду.
В комплект снабжения «Генезиса» входят четыре тента, которые позволяют защитить кокпит и палубу от солнца и легкого дождя либо полностью закрыть кокпит в виде палатки. В обычных для западных катеростроителей традициях фирма предлагает широкий ассортимент предметов оборудования катера — от компаса до переносного гриля, работающего на газу или древесном угле. Воля покупателя выбрать необходимые ему предметы либо приобрести лодку в полном комплекте.
Примечания
1. Предусмотрен выпуск 20-футовой модели для подвесного мотора мощностью 150—200 л. с. Вес корпуса этой модификации — 1100 кг.