Необычная по своему содержанию, масштабам и целям выставка «Италпорт-90», проводившаяся в нашей стране впервые, привлекла десятки тысяч посетителей. Более 130 известных итальянских фирм представили на ней свою технологию и оборудование для всевозможных видов судовых и портовых работ, постройки предназначенных для любителей морского туризма судов малого водоизмещения. Экспонаты рассказывали даже об организации любительского судовождения и рыболовства, о создании и работе свободных экономических зон, современном управлении перевозкой грузов и пассажиров...
Выступая на торжественном открытии экспозиции, президент компании «Италпорт» синьора Мария Пьера Кроче подчеркнула, что итальянцы привезли в Одессу свои знания, достижения, научные и технические разработки, €<ноу-хау», чтобы содействовать успеху перестройки в СССР, а совместно с советскими партнерами — отыскать «общую волну», на гребне которой ускорится модернизация и развитие всей системы морского хозяйства.
— Почему первый советский выезд «Италпорта» пал именно на Одессу? — с таким вопросом я обратился к президенту компании.
— Города-побратимы Одесса и Генуя, имеющие многовековые связи и даже похожие в чем-то, все более утверждают свое призвание к мореходству и торговле, — сказала Мария Пьера Кроче. — Двухсторонние морские перевозки между Италией и Советским Союзом являются важной составляющей сотрудничества наших стран. А советское Черноморье — своего рода узловая точка для развития торговых и экономических отношений, значение которой в ближайшей перспективе должно возрастать.
Я считаю, что такое мероприятие как «Италпорт-90» способствует сближению стран Западной и Восточной Европы. Это касается не только коммерческого и технологического обмена. Представленный нами солидный по своей экспозиции сектор итальянского любительского мореходства на выставке в Одессе позволит вскоре нашим любителям-навигаторам самостоятельно совершать плавания вокруг континента: от Черного до Балтийского моря. В этом плане рекомендую ознакомиться с образцами продукции фирм «Ивальди и Джеперале», «Конджупэйн-тингз», «Лоджикал Систем», «Луиджи Амико», «Ольчезе и Риччи».
Выставка — выставкой, но оживились в эти дни и лучшие конференц-залы города, где проходили совещания, дискуссии, встречи ученых и специалистов двух стран. Очень интересными, кстати, были сообщения о развитии водного туризма и мелкого судостроения в Венеции, с которыми выступили Даниэла Донаделло — президент консорциума по судоходству и туризму области Венето и Джорджо Морассути — советник по развитию водного туризма.
Так, любопытно было узнать, что в Венето мелкое судостроение, более известное как "судостроение для досуга", базируется исключительно на небольших предприятиях, имеющих ремесленнический характер. Они, как подчеркивали представители фирм, всегда основываются на типичной фигуре «мастера-плотника», который выполняет весь производственный процесс от проектирования и координации работ до передачи заказчику готового изделия. Ему помогают в повседневной работе 10—12 соратников. Таких мини-заводов в области насчитывается более ста.
Сохраняя определенную патриархальность, эти производства позволяют получить не серийный, а именно единичный «продукт», то есть неповторимую модель того или иного прогулочного судна. Однако с таким несомненным плюсом соседствует и сумма типичных для мелких производств проблем — трудности развития, внедрения новых технологий, исследования спроса...
Подавляющая часть предприятий работает для внутреннего рынка, лишь 15% из них реализуют свою продукцию за рубежом. Но несмотря на это число заказов постоянно растет. Продукция пользуется заметным спросом, ибо благодаря высокому качеству и великолепному дизайну — отличительным чертам этого вида итальянского судостроения — она конкурентоспособна.