Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Экранопланы
  • 1998 год
  • «Амфистар» — первый серийный официально признанный экраноплан
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Первый серийный газотурбинный катер «Мистраль»
Экраноплан «KAG-3» и его испытания
Двухместный экраноплан «Флербоут» фирмы «Эрфойл»
Испытывался серийный мотор «Привет-22» в опытовом бассейне
Как улучшить серийный подвесной мотор «Салют»
Новый серийный катер «Серебряный призрак»
Начат серийный выпуск швертбота класса «Кадет»
Отечественный серийный подвесной электромотор «Снеток»
Первый чемпионат СССР по парусному спорту
Первый поход на швертботе класса «Т»
Яхты на колесах — первый чемпионат Европы
Первый Чемпионат СССР по водным лыжам 1965 года
Парусный спорт в Санкт-Петербурге (Очерк первый)
Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»


Как веде тся оснащение музеев.

«Амфистар» — первый серийный официально признанный экраноплан

Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 166
          0


За два месяца до безвременной кончины наш выдающийся инженер-конструктор — создатель крылатых кораблей Ростислав Евгеньевич Алексеев сделал на листе ватмана первые эскизы принципиально нового транспортного средства — экраноплана, а в свой самый последний в жизни рабочий день — 17 января 1980 г. — лично заложил камень в фундамент стапеля для его постройки.

Информация об изображенииЭкраноплан «Амфистар»
Экраноплан «Амфистар»
 
То не было случайным откровением. За плечами Алексеева оставались уже два больших беспрецедентных проекта — были созданы суда на подводных крыльях (СПК) и экранолеты — им рожденные, выстраданные и реализованные. "Ракеты" и "Кометы" знают все, а экранолеты "живьем" видели немногие, так как по-настоящему летало всего пять машин (не считая нескольких самоходных моделей — "СМ"), и все пять предназначены были для военных целей. "Каспийский Монстр" — так за рубежом окрестили самый большой 600-тонный алексеевский боевой экранолет "КМ" (у нас это расшифровывалось как корабль-макет) — до сих пор считающийся непревзойденным инженерным шедевром.

Предвижу вопрос: чем отличаются экранолеты от экранопланов?

Информация об изображенииРостислав Евгеньевич Алексеев
Ростислав Евгеньевич Алексеев
 
В основе своей и те. и другие используют экранный эффект, т.е. динамическую воздушную подушку, возникающую при движении машины с развитым крылом малого удлинения над ровной поверхностью — экраном. Но экранолет может, оторвавшись от экрана, лететь по-самолетному, для чего имеет соответствующие органы управления — аэродинамические рули высоты, рули поворота и элероны. Экраноплан же "привязан" к экрану; он отрывается от поверхности воды лишь на строго выверенную оптимальную для расчетного режима движения высоту и не более того. Такова основа его аэродинамики и компоновки. У него вовсе нет управления по тангажу. Крыло S-образного профиля имеет закрылки, работа которых синхронизирована с сектором газа, но не так. как у самолета, а с точностью до наоборот; чем выше скорость, тем меньше коэффициент подъемной силы. На максимальных оборотах экраноплан автоматически занимает такое положение над поверхностью воды. при котором обеспечивается наивыгоднейшее качество воздушной подушки.

Информация об изображенииДесантный экранолет «Орленок»
Десантный экранолет «Орленок»
 
Для чего это надо? Хороший вопрос! Поскольку экранолет — скорее самолет, то и строить его надо по авиационным технологиям, используя соответствующие материалы, агрегаты, авионику, и управлять им должен летчик. А экранопяан — есть скоростное судно и, следовательно. на него "драконовские" требования ИКАО (Всемирной авиационной организации) не распространяются. Водить такую машину может рядовой капитан, -сошедший небольшую переподготовку. В этом-то и заключается принципиальная разница, которую продумал Р.Е. Алексеев, и именно поэтому экраноплан можно смело назвать новым транспортным средством1.

Информация об изображенииСертификат Российского Морского Регистра судоходства №97.0222.130
Сертификат Российского Морского Регистра судоходства №97.0222.130
 
Рождался первый гражданский экраноплан в муках, в условиях "мышиной возни", возникшей на "заре перестройки" в осиротевшем горьковском ЦКБ СПК. Мне даже не хочется прописывать те мутные коллизии. Коротко события развивались так.

На основе алексеевского эскиза группа энтузиастов разработала техдокументацию на 6-местный экраноплан "Волга-2". Под него в Минсудпроме попросили денег, однако их не дали, сославшись на "сырость" проекта (а скорее — по причине дремучести чиновников). Тогда упрямцы на Бог весть как добытые средства построили небольшую двухместную "Волжанку", на которой доказали принципиальную возможность движения только на экране — без отрыва и превращения в экранолет.


И тут грянуло лихолетье. ЦКБ СПК закачалось, стало рассыпаться. Правда, на постройку "Волги-2" удалось-таки выбить средства, однако в сложившейся обстановке специалисты не сумели воплотить в конструкции все то, что было задумано Р.Е. Алексеевым в первоначальном проекте, и она "забуксовала".

Информация об изображенииГенеральный директор ЗАО "Технологии и транспорт" Дмитрий Николаевич Синицын
Генеральный директор ЗАО "Технологии и транспорт" Дмитрий Николаевич Синицын
 
Тогда за дело взялись те самые ближайшие соратники Доктора (так величали Ростислава Евгеньевича) во главе с Дмитрием Николаевичем Синицыным. Отпочковавшись от ЦКБ, они создали небольшую фирму "Технологии и транспорт" — на базе того самого экспериментального производства близ города Чкаловска, где в бытность Алексеева проектировались, строились и испытывались самоходные модели "Каспийского Монстра".

Построить экраноплан — дело нешуточное, требующее огромных вложений. А где их взять?

Информация об изображенииГлавный аэро- и гидродинамик Александр Исаакович Маскалик
Главный аэро- и гидродинамик Александр Исаакович Маскалик
 
Помог случай. Будучи в командировке в США, группа специалистов ЦКБ СПК и Ленинградского кораблестроительного института сделала в Конгрессе сенсационный доклад о состоянии дела и перспективах развития нашего экранолето- и экранопланостроения. сопроводив его показом видеофильма. И это вызвало шок. Оказалось, что сенаторы в лучшем случае краем уха слышали о боевом гиганте-"монстре", а о работах Р.Е. Алексеева ничего не знали и очень удивились тому, что в их "самой-самой стране" вообще нет аналогичного технического направления. Надо отдать должное руководителю администрации Конгресса: он попросил фотографию нашего десантного экранолета "Орленок", чтобы поместить ее в галерее выдающихся изобретений планеты. Что и было исполнено.

Словом, получилась неплохая реклама передового вида отечественной техники, что вызвало интерес в деловых кругах. Тут-то и появился спонсор — некий бизнесмен из Сингапура, по достоинству оценивший перспективы уже разработанного группой Синицына проекта пассажирского экраноплана "Амфистар".


Информация об изображенииШеф-пилот Владимир Федорович Трошин
Шеф-пилот Владимир Федорович Трошин
 
Для превращения чертежей в первый промышленный образец понадобилось пять лет упорного труда. Ведь все пришлось начинать с нуля, строя именно экраноплан, а не экранолет.

В качестве конструкционного материала был выбран наиболее технологичный прочный и сравнительно дешевый стеклопластиковый трехслойный композит, который идет на постройку суперскоростных катеров. Сделали десятки форм для "отливки" — формования деталей, просчитали все технические операции, построили стапеля, подобрали двигатель и морские навигационные приборы, спроектировали и отработали оригинальную трансмиссию на два поворотных воздушных винта, да и в системе управления пришлось разрешить сразу несколько "шарад".

Информация об изображенииСамые первые метры первый "Амфистар" преодолевает на людской тяге
Самые первые метры первый "Амфистар" преодолевает на людской тяге
 
На вертикальном оперении Амфистара" есть аэродинамические рули, но они работают только на эволютивных скоростях. На земле же и на плаву используется "разнотяг" винтов, который достигается поворотом лопастей, но. опять же. не по-авиационному (плавно регулируемым шагом), а двухпозиционно: угол установки любого одного из винтов можно изменить с 20 до 13° и наоборот; тяга дифференцируется, и аппарат разворачивается в нужную сторону. Предусмотрен и третий способ поворотов — гидродинамическим рулем, который выдвигается на корме.

Все управление сконцентрировано на штурвале: никаких педалей, как в самолете, нет. Это сделано, во-первых, для того, чтобы полностью отстроиться от авиационных принципов, а, во-вторых...


Информация об изображенииМощные струи воздуха от соответственно развернутых винтов
Мощные струи воздуха от соответственно развернутых винтов
 
Тут целая история. Еще при Алексееве летчиком-испытателем экранолетов был Владимир Федорович Трошин. Вторым пилотом он поднимал легендарный "Каспийский Монстр", первым облетывал "Орлят" — семейство десантных экрамолетов, учил летать ракетоносец "Лунь"... Десять лет назад случилась с Трошиным беда — началась гангрена, в результате чего он лишился ноги. Конечно, Синицын мог бы какую-либо функцию "поручить" педалям, но решил сделать своему другу подарок. Когда первый "Амфистар" был готов, он сразу позвонил Трошину и попросил именно его провести испытательные полеты. Ведь аппаратом может управлять даже безногий. Ветеран вернулся в строй.

Есть еще одно обстоятельство, на котором я должен акцентировать внимание читателей: почему я называю "Амфистар" — первым в мире.

Информация об изображенииНа стапелях — серийные эхранопланы второго десятка
На стапелях — серийные эхранопланы второго десятка
 
а потому, что в течение пяти лет, пока он строился, Синицын и К° проводили сложнейшую процедуру утверждения Международной морской организацией (ИМО) Кодекса безопасности для экранопланов. Это огромный труд, десятки командировок, фолианты техдокументации и всевозможных обоснований, подтверждающих. что "Амфистар" — не самолет, а скоростное судно. ИМО вынесло вердикт, после чего Российский Морской Регистр судоходства разработал правила приемки катеров-экранопланов по законам мореплавания. Появились нормативные документы, которыми отныне могут руководствоваться строители экранопланов во всем мире.

Новая классификация для летательных аппаратов. использующих экранный эффект, такова:


  • тип "А" — чистые экранопланы, не имеющие возможности отрыва от экрана, сертифицируются только в рамках ИМО;
  • тип "Б" - аппараты, умеющие, в случае необходимости, летать вне зоны влияния экрана, сертифицируются в рамках ИМО с привлечением правил ИКАО;
  • тип "С" — летательные аппараты, использующие экран только при взлете и посадке, сертифицируются ИКАО с привлечением ИМО.

Так были преодолены все барьеры, и Россия, бывшая пионером в создании боевых экранолетов, стала страной, прокладывающей путь для широкого распространения доселе неведомого морского транспортного средства.

"Амфистар" сертифицирован как чистый экраноплан типа А. Его закупают США. Уже несколько машин катают посрамленных американцев по акватории военно-морской базы в Норфолке. А на стапелях бывшей экспериментальной алексеевской базы закладывают уже второй десяток летающих судов.

Информация об изображенииЭкраноплан на стартовой позиции
Экраноплан на стартовой позиции
 
Информация об изображенииПО окончании испытаний "Амфистар" выходит на слип
ПО окончании испытаний "Амфистар" выходит на слип
 
Информация об изображенииКабина "Амфистара" — это комбинация того, есть на самолете и на большом катере
Кабина "Амфистара" — это комбинация того, есть на самолете и на большом катере
 

Примечания


1. Заметим, что такое различие оформилось сравнительно недавно, и в литературе (в т. ч. и в "КиЯ") используется обобщающий термин "экраноплан", даже когда речь идет об экранолетах.


Понравилась ли вам эта статья?
+7

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Ремонт декоративного покрытия корпусов из стеклопластика
Подруливающее устройство — излишество или насущная необходимость
Шитье парусов по технологии «3DL»
Винилэфирные смолы эпоксивинилэфир Norpol CorVe
Некоторые пути экономии топлива на моторных лодках
Новая технология при серийном производстве углепластикового рангоута
Жесткий управляемый щелевой парус
Новый вид парусного вооружения «АэроРиг»
Многокорпусные яхты микро-класса сегодня
О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии
Катамаран в роли моторной яхты
Воздушно-водяной винтовой движитель
Гидро- и аэродинамика гоночного катера «Оффшор-1» без формул
Новая концепция скоростного судна — рассекающий волны тримаран
Как изготовить матрицу с применением материалов Norpol

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
«Амфистар» — первый серийный официально признанный экраноплан

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Как два одинаковых по длине катамарана могут быть столь разными?
Водоизмещающе-глиссирующий корпус малотоннажного судна
Рассуждения о возможности движения под парусом скорости 60 узлов
Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
Эпоксивинилэфирные смолы «Dion» фирмы «Norpol»
Топливо для современных дизелей
Технология постройки композитных корпусов Speed Strip
Скоростные суда с необычными водометными установками
Несколько слов о волнопронизывающих корпусах
Эпоксидные композиционные системы
Испытания многоцелевого экранолета «Иволга-2»
Вопросы и ответы по технологии шитья парусов «3DL»
Моторная яхта СМПВ (суда с малой площадью ватерлиний)
Современные приводы гребных винтов с подсосом воздуха
Интерцепторы — средство управления гидродинамическими параметрами быстроходного судна


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 45 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории