Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • 1998 год
  • Как два одинаковых по длине катамарана могут быть столь разными?
Краткое оглавление
Характеристики катера «Кобра» Характеристики катера «Хайдрокэт»


Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Поход на буерах по всей длине Байкала
Что могут ожидать покупатели северо-запада?
Проект гоночно-крейсерского катамарана «Замбар»
О ходе катамарана с большими углами крена
Проект крейсерского катамарана «Нептун»
Конструкция парусного катамарана из байдарок «Ладога»
Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»
Рулевому гоночного катамарана
Испытание нового парусного катамарана «Гауя»
Заключение комиссии по поводу гибели катамарана «Стар»
Могут ли участвовать яхтсмены на самодельных яхтах в соревнованиях?
Продолжается кругосветное плавание катамарана «Благовест»
Испытания гидрокартинга катамарана «Gemini ZapCat ZX-1»
Испытания крейсерско-гоночного катамарана «Артмарин-26»


Как два одинаковых по длине катамарана могут быть столь разными?

Год: 1998. Номер журнала «Катера и Яхты»: 166
          0


На с нередко упрекают в том, что, говоря о продукции иностранных фирм, мы не приводим всех необходимых для полной характеристики лодки данных. Как правило, это объясняется тем, что фирмы не афишируют многие интересующие нас показатели. Приводимая ниже статья из "Power and Motoryacht" (V, 1998) выгодно отличается от других публикаций тем, что в ней приводятся интересные зависимости скоростей и расхода топлива в зависимости от числа оборотов серийных ПМ на примерно одинаковых 9-метровых катамаранах, т.е. мотолодках совершенно не знакомого нам класса скоростных судов.

Информация об изображенииКатер «Кобра» на ходу
Катер «Кобра» на ходу
 
На мою долю выпала интересная задача: участвовать в сравнительных испытаниях двух 30-футовых мотолодок — катамаранов для спортивного рыболовства.

Одна модель — Cobra Predator Flush Deck Cuddy — была оснащена тремя подвесными моторами Suzuki EFI мощностью по 225 л.с. и должна была развивать скорость 80 статутных миль в час, а другая — HydroCat Cuddy Catamaran — двумя точно такими же моторами, и ее расчетная скорость соответственно несколько меньше: 50 миль в час. Я поинтересовалась. — чем еще различаются катера, помимо скорости? Мне ответили: стоит выйти в море — и вы увидите, что у каждого из них свой характер.

Когда я увидела эти катера, стоящие борт о борту причала, мне показалось, что они, если и не близнецы, то, по крайней мере, близкие родственники. Однако вскоре я убедилась в справедливости сказанного испытателями.

Информация об изображенииВид с носа на левый корпус катера «Кобра»
Вид с носа на левый корпус катера «Кобра»
 
"Cobra" оказался не только более "прилизанным внешне", но и более спортивным. Он "ревел" своими тремя моторами так, что хоть уши затыкай. Питер Казини, проектировщик, строитель и владелец катера, предупредил: "Эта машина для тех парней, которые хотят иметь сразу все. Им нужна не только мореходная платформа для ловли спиннингом, но и главным образом — скорость!"

В первый день испытаний "Cobra" показала приличную скорость — 76.9 мили в час, но Казини был разочарован и объяснил, что гребные винты надо подбирать. Он сказал, что двигатели разогнались до 5900 оборотов в минуту, и ограничитель числа оборотов сработал раньше, чем моторы развили полную мощность. В дальнейшем Казини установил на боковые подвесные моторы винты диаметром 14.5 дюйма с шагом 32.5 дюйма (стандартные) и четырехлопастной винт на средний мотор. Катамаран развил большую скорость, прежде чем сработал ограничитель оборотов.


Удержатъ гребные винты погруженными в воду трудно, поскольку судно предназначено скорее для полета, чем для плавания: корпуса и мост катамарана спроектированы так, чтобы воздушный поток сжимался, образуя скоростной аэродинамический подпор. Внутренняя высота борта — 27 дюймов в носу и 11.75 дюйма в корме, а это значит, что на скорости катамаран практически парит на воздушной подушке. Вот почему, превысив скорость 55 миль/час, мы получили большую экономию топлива за счет аэродинамической разгрузки, создаваемой мостом. С другой стороны, при этом высоко задирались носы, ограничивая видимость по курсу.

Информация об изображенииТри подвесных мотора Suzuki EFI
Три подвесных мотора Suzuki EFI
 
Судно очень легкое. Композитный стеклопластик с армированием кевларом, с пенопластом высокой плотности и основой из бальзы сделал корпус прочным и жестким, не увеличив его вес. Вместе с тремя моторами "Cobra" весит немногим больше 2.8 т.

Килеватость корпусов уменьшается от носа к корме, что повышает его маневренность. В этом я убедилась, сделав несколько крутых поворотов на крейсерской скорости. Крен был минимальным, подсоса воздуха к винтам — почти никакого. Казини ухитрялся делать еще более крутые повороты. Дело пошло чуть хуже, когда он попытался "рисовать" восьмерки, но в общем тоже получалось неплохо. Острые носы катамарана легко разрезали волну высотой 60-90 см. Для регулировки ходового дифферента имеются транцевые плиты, но их эффективность в первый день испытаний не замерялась.

Судно хорошо слушается руля благодаря гидравлической передаче с переменным усилием, заимствованной у гоночных судов. Стоит повернуть рукоятку под рулевым колесом на большую скорость, и для поворота руля потребуется большее усилие, что повышает устойчивость на курсе. На меньших скоростях, например, при маневрировании вокруг препятствий, ручку нужно повернуть обратно, и поворачивать руль будет легко.


Это — черта скорее чисто гоночных судов, a "Cobra" все-таки предназначена для спортивного рыболовства и, естественно, оборудована спиннингами. Четыре держателя для них расположены на алюминиевой радарной раме, еще четыре — на планшире в корме и два — в носу. Для хранения спиннингов служат два 7-футовых рундука, расположенных вдоль борта.

Живая приманка хранится в садке емкостью 35 галлонов, а улов — в омываемом проточной водой ящике емкостью 70 галлонов. По желанию заказчика может быть установлен холодильник. Для деловых людей есть встроенный сотовый телефон. Досуг скрасит стереосистема с кассетным и CD-проигрывателем и шестью колонками. В целом катамаран идеален для прогулок вдвоем.

Информация об изображенииВид с носа на левый корпус катера «Хайдрокэт»
Вид с носа на левый корпус катера «Хайдрокэт»
 
Второй катамаран — "HydroCat" приспособлен, скорее, для семейного отдыха. Он на 20 дюймов шире, чем "Cobra", и более остойчив, хотя фантастической скорости, для которой остойчивость была бы крайне важна, мы так и не развили. Мы "выжали" из катера только 44 мили в час. Это не очень много, но нужно учитывать большую нагрузку (5 человек и полный запас топлива) и то, что это был практически первый день выхода на воду. Катер может быть также оснащен двумя дизельными двигателями Volvo Penta мощностью по 170 л.с. Компания утверждает, что в этом случае при установке угловых колонок с винтами "тандем" (дуопроп) можно уверенно развивать скорость 50 миль/час. Кроме того, улучшится управляемость. Впрочем и под двумя подвесными моторами управляемость была вполне достаточна.

По словам Фреда Форта, главного инженера компании HydroCat. корпуса катамарана имеют форму "глубокого V" в носовой части, но к корме становятся почти плоскими. Это позволяет катеру поворачивать так же круто, как и "Кобре", без заметного крена даже на скорости 28 миль/ч. Замысловатые маневры на акватории гавани показали, что пропульсивный комплекс у катера действительно спроектирован оптимально с точки зрения маневренности. С другой стороны, у него практически вертикальные борта, и в ветреную погоду на пассажиров катамарана падают тучи брызг.


Катамаран очень легко выходит на режим глиссирования, причем даже при разгоне с места сразу на полный ход видимость по курсу прекрасная.

Катер хорошо приспособлен для плавания по взволнованному морю. Все спроектировано так, чтобы сократить до минимума шум и вибрацию.

Информация об изображенииРубка упоавления катера «Хайдрокэт»
Рубка упоавления катера «Хайдрокэт»
 
Благодаря большей ширине "HydroCat" значительно просторнее: площадь кокпита составляет 120 кв. футов, т.е. примерно на 15% больше, чем у катамарана "Cobra". Планировка палубы продумана очень тщательно. Разумеется, в нем есть все стандартные элементы рыболовного оборудования — держатели для шести спиннингов, садки для наживки, ящики для улова, рундуки для хранения рыболовных принадлежностей. Благодаря большей высоте борта у "HydroCat" удачнее использован принцип многоуровневой планировки. В результате, хотя настил кокпита. палубы корпусов и соединительная платформа находятся на разных уровнях, все приборы (включая чисто рыболовную аппаратуру) находятся перед глазами и за ними легко следить во время движения. На катере есть небольшая рубочка с кладовкой для хранения карт, огнетушителя и кранцев, а также туалетом. Для любителей комфорта катер может быть оборудован маленькой каютой с одной койкой.

Сравнение этих двух катеров убедительно показывает, насколько многолики могут быть катамараны даже при одинаковой длине. Выбор — дело вкуса и личных предпочтений покупателя.

Характеристики катера «Кобра»


Информация об изображенииСхема катера «Кобра», вид сверху
Схема катера «Кобра», вид сверху
 
Цена при базовой комплектации $55995 при двух ПМ Susuki EFI по 225 л.с. Вариант комплектации: три таких ПМ.

Стандартное оборудование: 2 стационарных гидравлически поднимаемых кронштейна для ПМ со световой индикацией; AM/FM стереопроигрыватель и проигрыватель компакт-дисков с четырьмя водонепроницаемыми аудиоколонками, садок для живой рыбы емкостью 35 талонов с циркуляцией воды; ящик для хранения улова с термоизоляцией емкостью 232 л; 2х7-футовых рундука для хранения удилищ; 2 ящика с термоизоляцией для хранения наживки; место для подготовки наживки с раковиной; место для обмыва забортной водой; 16-футовые держатели для удилищ; гидравлическое рулевое управление.


Варианты оборудования: стерео-кассетный магнитофон и проигрыватель CD на 7 дисков «Clarion» плюс 6 аудиоколонок; холодильник «Norcold»; одно откидное сиденье.

Материал корпуса: кевлар и стеклопластик с основой из бальзы толщиной 3/4 дюйма: усиленный пояс обшивки — кевлар; стрингера и переборки — плотный пенопласт с 2 слоями двунаправленного стеклопластика; крепление деталей — болты на клею с покрытием стеклопластиком (всего от днища до палубы 5200 соединений).

Спецификация: длина наибольшая — 29'10". ширина — 8'4". осадка — 1'3"; вес — 5740 фунтов вместе с 2 ПМ: запас топлива — 194 галлона.

Винты: 2 суперкавитирующих ГВ с диаметром/шагом 14.4''/31.5''; 1 суперкавитирующий ГВ с диаметром/шагом 15''/31,5''; управление через гидроусилитель Invisible Touch («невидимое прикосновение»); триммер Kiekhaefer K-Pianes.

Условия испытаний: температура — 70°F, влажность — 70%, ветер — 20-25 узлов, волнение — 2-3 фута, нагрузка — 3/4 запаса топлива, без воды, 4 человека, минимальный ЗИП.

Скорость усреднялась после проходов «туда и обратно», измерялась посредством ручного радара «Stalker». Расход топлива измерялся посредством расходомера «TechMate». Дальность плавания: 90 % от заявленной по запасу топлива. Уровень шума определялся по шкале А. 68 дБ — соответствуют уровню шума для нормального разговора.

Результаты испытаний катамарана "Cobra"


Обороты, об/мин.Скорость, узлыРасход топлива, л/чДальность плавания, стат. мильУровень шума, А(дБ)
15006.729.517275
20006.872.77183
25007.489.76386
300028.094.2226100
350035.5112.4240103
400040.7132.9233104
450045.4137.4251104
500056.7153.3281106
590066.8254.4200106


Характеристики катера «Хайдрокэт»


Информация об изображенииСхема катера «Хайдрокэт», вид сверху
Схема катера «Хайдрокэт», вид сверху
 
Цена при базовой комплектации $96400 с двумя ПМ Suzuki EFI по 225 л.с. Вариант комплектации: 2 дизельных двигателя (с колонками) Volvo Penta KAD32P/DP по 170 л.с. каждый.

Стандартное оборудование: самоосушающаяся палуба; садок с насосом для живой рыбы, место для обмыва забортной и пресной водой; термоизолированные ящики для улова.


Материал корпуса: особо стойкое к ультрафиолетовым лучам декоративное покрытие; покрытые стеклопластиком стрингеры; в корпусе — многоразмерные и однонаправленные армирующие волокна; Core-Cell выше ватерлинии и в палубе.

Спецификации: длина наибольшая — 30'2'', ширина — 10'. осадка — 1'7''; вес — 6140 фунтов с 2 ПМ; запас топлива — 200 галлонов; запас воды — 40 галлонов.

Винты: трехлопастные диаметром/шагом 14.5''/20''; управление — гидравлическое; триммер — отсутствует.

Варианты оборудования: Т-образная рама «Blue Marline» с четырьмя установками для запуска сигнальных ракет и держателями, авторулевой Navico РН500; рыболокатор/графопостроитель глубин Furuno 1610; аппаратура для внутренней голосовой связи Icom 45 VHF.

Условия испытаний те же, нагрузка — полный запас топлива, без воды, 5 человек, минимальный ЗИП.

Результаты испытаний катамарана "HydroCat"


Обороты, об/мим.Скорость, узлыРасход топлива, л/чДальность плавания, стат. мильУровень шума, А(ДБ)
15007.830.320173
20009.146.915274
250011.046.218679
300015.356.821181
350013.7112.420884
400024.293.120493
450029.6117.319898
500033.4161.2162100
590038.5193.0156104


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Подруливающее устройство — излишество или насущная необходимость
Шитье парусов по технологии «3DL»
Винилэфирные смолы эпоксивинилэфир Norpol CorVe
Некоторые пути экономии топлива на моторных лодках
Новая технология при серийном производстве углепластикового рангоута
Жесткий управляемый щелевой парус
Новый вид парусного вооружения «АэроРиг»
Многокорпусные яхты микро-класса сегодня
О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии
Катамаран в роли моторной яхты
Воздушно-водяной винтовой движитель
Гидро- и аэродинамика гоночного катера «Оффшор-1» без формул
Новая концепция скоростного судна — рассекающий волны тримаран
Как изготовить матрицу с применением материалов Norpol
«Амфистар» — первый серийный официально признанный экраноплан

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Как два одинаковых по длине катамарана могут быть столь разными?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Водоизмещающе-глиссирующий корпус малотоннажного судна
Рассуждения о возможности движения под парусом скорости 60 узлов
Оригинальный метод постройки корпуса малого судна
Эпоксивинилэфирные смолы «Dion» фирмы «Norpol»
Топливо для современных дизелей
Технология постройки композитных корпусов Speed Strip
Скоростные суда с необычными водометными установками
Несколько слов о волнопронизывающих корпусах
Эпоксидные композиционные системы
Испытания многоцелевого экранолета «Иволга-2»
Вопросы и ответы по технологии шитья парусов «3DL»
Моторная яхта СМПВ (суда с малой площадью ватерлиний)
Современные приводы гребных винтов с подсосом воздуха
Интерцепторы — средство управления гидродинамическими параметрами быстроходного судна
Скоростной однороторный ротоплан «Марлин»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 24 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории