Подобные, так называемые «понтонные», лодки уже более 10 лет выпускаются в США (см. «КиЯ» №65), причем там они эксплуатируются под подвесными моторами. Судостроительные фирмы предлагают широкий выбор лодок с различными размерами платформы (и понтонов) и разнообразным по объему и комфортабельности палубным оборудованием. Общее в планировке лодок — леерное ограждение по периметру платформы, стол и диваны для отдыха, кресло водителя и пульт дистанционного управления подвесным мотором, а также легкий солнцезащитный тент, частично перекрывающий платформу. Все это отвечает требованиям обеспечения комфортного однодневного отдыха на воде в хорошую погоду.
Когда было решено спроектировать подобную лодку для эксплуатации в условиях наших водоемов, мы посчитали, что экипаж, кроме защиты от солнца, должен обязательно иметь возможность укрыться от дождя, а на ночь иметь не только «крышу» над головой, но и стены. Этот вопрос можно легко решить, если снабдить лодку обычной туристской палаткой. При снятой палатке судно сохраняет маневренность обычной лодки, а на стоянке с установленной палаткой превращается в плавучую дачу.
Основные характеристики лодки-плота «Кит»
Длина платформы, м | 5,05 |
Ширина платформы, м | 2,52 |
Высота борта понтона, м | 0,58 |
Высота борта корпуса, м | 0,61 |
Ширина понтона, м | 0,60 |
Масса лодки порожнем, кг | 440 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Рекомендуемая мощность мотора, кВт (л. с.) | 5,9 (8) |
Промышленное освоение лодки-плота ЦКБ «Нептун» предусматривалось перспективными планами, разработанными еще в 1985 г. Однако, в связи с неопределенностью сбыта нового типа прогулочного судна, убедить завод-строитель начать его серийное производство было затруднительно. В настоящее время к лодке проявил интерес Центральный Совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, заключены договоры на поставку первой партии лодок различным туристским базам. Судно будет проверено в условиях организованного туризма, а накопленный опыт будет учтен при перспективной доработке проекта.
Кроме того, лодка будет поступать и в розничную продажу по заявкам торговых предприятий.
Изготовитель лодки-плота «Кит» — Свирская судостроительная верфь (Ленинградская область), где были изготовлены ее первые опытные образцы.
Теперь о самой лодке. Главные размерения и основные технические характеристики лодки-плота «Кит» выбирались исходя из основных требований технического задания — наличия площадки для установки 4-местной палатки и обеспечения соответствующей пассажировместимости и грузоподъемности. Необходимость разместить палатку и иметь при этом свободное место на палубе для отдыха, а также для размещения и обслуживания подвесного мотора, привела к тому, что минимальные размеры платформы составили 2,5X5,0 м.
Высота борта, надводный борт и допустимая грузоподъемность — характеристики, взаимосвязанные по условиям мореходности и остойчивости лодки, которые за рубежом для понтонных лодок оцениваются статистически выведенными нормативами BIA (Boating Industry Asociatiоп) с последующей экспериментальной проверкой на натурном образце. Лодку нагружают балластом по очереди с каждого борта и в оконечностях до момента касания кромкой понтона уровня воды. Величина, равная 0,9 предельной минимальной массы балласта, принимается за предельно допустимую грузоподъемность.
В отечественных стандартах по прогулочным судам норм для понтонных лодок нет, поэтому для лодки-плота «Кит» величина предельно допустимой грузоподъемности была рассчитана, а затем проверена на образце по нормам BIA.
Нормы BIA ограничивают и предельно допустимую мощность мотора. По этим нормам на лодку-плот «Кит» можно устанавливать подвесной лодочный мотор мощностью до 50 л. с. Однако по результатам натурных испытаний лодки установлено, что оптимальная эксплуатация обеспечивается под мотором мощностью 8—12 л. с. Так, скорость «Кита» с мотором «Ветерок-8» составила 8 км/ч, а с мотором «Вихрь-25» — 10,5 км/ч. Учитывая, что скорость 8 км/ч обеспечивает безопасность эксплуатации и на реках с быстрым течением, а установка более мощных моторов экономически нецелесообразна, в паспорте на лодку рекомендуемая мощность установлена 8 л. с.
В отличие от зарубежных аналогов лодку-плот «Кит» можно эксплуатировать не только с подвесным мотором, но и под веслами. Движение на веслах осуществляется двумя гребцами — по одному на каждом борту. Гребцы садятся непосредственно на деревянный настил, опуская ноги в открытые отсеки понтонов. На быстрых реках целесообразен сплав по течению и возвращение лодок автомобильным или водным транспортом. На водоемах без сильного течения туристский маршрут может быть замкнутым и заканчиваться на месте базирования.
Как уже отмечалось выше, конструктивно лодка-плот выполнена в виде катамарана. Кроме маневренности катамаран в наибольшей степени отвечает требованиям безопасности эксплуатации прогулочного судна, благодаря большой остойчивости (как у всякого катамарана) и практически гарантированной непотопляемости за счет разделения объемов плавучести. Непотопляемость лодки была проверена экспериментально и обеспечивается при затоплении двух смежных отсеков понтона одного борта.
Корпуса понтонов сделаны из алюминиево-магниевого сплава типа АМг-5, имеющего высокие прочностные характеристики и коррозионную стойкость в воде даже без дополнительного лакокрасочного покрытия. Применение стали для корпуса было признано нецелесообразным, так как в этом случае масса лодки-плота была бы очень большой (значительно больше 1 тонны), что усложнило бы эксплуатацию, а для защиты от ржавления потребовалась бы ежегодная перекраска понтонов.
За рубежом понтоны лодок чаще всего делают в виде круговых цилиндров с носовым заострением. Можно предполагать, что это в первую очередь связано с кооперацией поставки унифицированных элементов. По нашей оценке, более целесообразно выполнять понтоны комбинированной формы (в сечении): нижнюю часть — гнутой по радиусу, верхнюю — прямоугольной формы. Это обеспечивает ряд существенных преимуществ в сравнении с лодкой, имеющей цилиндрические понтоны. Во-первых, судно более остойчиво на больших углах крена, так как при погружении в воду цилиндрического понтона выше его оси происходит резкое уменьшение площади ватерлинии, что может привести к неожиданному опрокидыванию. Во-вторых, узлы крепления платформы к понтонам упрощаются, что повышает надежность конструкции.
Каждый понтон разделен водонепроницаемыми диафрагмами на три отсека — два полностью герметичных и один открытый сверху (имеется крышка на палубе). Толщина оболочки и диафрагм — 2 мм.
Платформа представляет собою гофрированную панель (гофры расположены с борта на борт). Это уменьшает коробление конструкции при сварке и снижает трудоемкость ее изготовления. На гофрированной платформе дождевая вода и брызги из-за борта не образуют луж и легко скатываются по гофрам за борт. Для удобства пассажиров вся палуба внутри леерного ограждения покрыта деревянным щитовым настилом из досок толщиной 16 мм.
Платформа соединяется с понтонами болтами на каждом гофре. В конструкцию этого узла включены специальные шайбы, позволяющие осуществить хороший натяг.
По периметру платформы установлено леерное ограждение высотой 815 мм с зашивкой на высоту 500 мм; в районе размещения весел при гребле зашивка не устанавливается. В целях сохранности при транспортировке по железной дороге леерное ограждение на заводе после его проверки будет с лодки снято и упаковано отдельно. Покупатель должен будет установить леер на штатное место, пользуясь соответствующими рекомендациями, приведенными в паспорте на лодку.
Вместе с леерным ограждением будет упаковано и остальное палубное оборудование и снабжение — солнцезащитный тент, палатка, рундуки, весла, отпорный крюк, стол и банка, якорь и швартовно-буксирные концы, спасательные нагрудники.
По предложению представителей торговли лодки будут поступать в розничную продажу и без палатки, спасательных нагрудников и якоря, так как это оборудование покупатель, возможно, уже приобрел ранее, либо приобретет по своему усмотрению в магазине. Соответственно с этим лодка будет иметь две розничные цены.
Розничная цена на лодку пока не установлена (ее утверждение намечено на II полугодие 1988 г.), поэтому «Кит» поставляется сейчас заводом по договорной цене 2500 руб. По нашему мнению, розничная цена лодки не должна превышать 2000 руб.