По характеру корпусов мы выделили следующие основные типы судов: швертботы, многокорпусники, надувные лодки и парусно-гребные суда. Типы, в свою очередь, делятся на классы, определяемые главным образом площадью парусности.
А вот каковы, на наш взгляд, общие правила для всех этих судов:
- Обязательными предметами снабжения любого судна являются весла и буксирный конец, заделанный за прочный элемент конструкции, спасжилеты по числу членов экипажа, а также черпак (ведро) для каркасных и воздушная помпа — для надувных судов.
- По условиям безопасности для выхода на воду каркасные суда должны быть оборудованы надежно закрепленными внутренними емкостями непотопляемости объемом не менее 100 л на экипаж из двух человек.
- Суда не должны иметь острых выступающих частей, представляющих угрозу для других туристских судов.
- На всех судах с парусностью до 10 м2 не разрешается использовать трапеции и другие приспособления для откренивания с использованием для упора бортов.
- Обмер парусов выполняется по правилам геометрии по фактической площади каждого паруса, нормально поставленного на рангоут. Площадь рангоута, имеющего круглое сечение, в обмерную площадь не входит и при применении аэродинамических карманов на парусе вычитается.
- Регистрационные номера наносятся контрастным цветом в верхней части грота с обеих сторон без совпадения на просвет. Размер букв и цифр не менее 20X10 см при толщине линий не менее 3 см. Для областных городов номер состоит из начальной буквы названия города и расположенного под ним порядкового регистрационного номера, для необластиых — из двух начальных от названия города и областного центра букв одного размера.
А теперь о самих судах.
Швертботы
К ним относятся однокорпусные суда с отношением длины к ширине не более 4.
Класс «Мева». Создан на основе разборного швертбота «Мева» польской постройки и имеет точно такие же обводы, размерения корпуса и мачты, общую площадь парусов (6,4 м2). Обшивка корпуса выполняется из материала на тканевой основе; материалы парусов, обшивки, мачты, гика, набора, румпеля, шверта и пера руля, а также форма румпеля, шверта и пера не регламентируются. Экипаж 2—3 чел.
Класс «Швертбот-6,4». Разборный швертбот произвольной конструкции с обводами, отличными от «Мевы», с общей площадью парусности до 6,4 м2. Экипаж 2—3 чел.
Класс «Швертбот-8,5». Разборный швертбот произвольной конструкции с общей площадью парусности до 8,5 м2. Экипаж не менее 2-х чел.
Многокорпусники
Этот тип судов включает в себя катамараны и тримараны. Катамаран — двухкорпусное туристское судно с одинаковыми корпусами. Полное водоизмещение должно не менее чем втрое превышать суммарный вес экипажа и судна. Отношение длины корпусов к расстоянию между ДП корпусов должно быть не более 3-х. Тримаран — трехкорпусное туристское судно с основным центральным корпусом, обеспечивающим грузоподъемность, и двумя выносными корпусами, обеспечивающими остойчивость.
Класс «Многокорпусник-5». Многокорпусное судно произвольной конструкции с общей площадью парусности не более 5 м2. Для тримаранов объем боковых корпусов не менее 20 л каждый, величина зазора между поплавком и бортом не менее 0,5 м. Экипаж 1—2 чел.
Класс «Многокорпусиик-7». Многокорпусное судно с общей площадью парусности не более 7 м2. Для тримаранов объем боковых корпусов не менее 40 л каждый, величина зазора между поплавком и бортом не менее 0,5 м. Экипаж не менее 2-х чел.
Класс «Многокорпусник-10». Многокорпусное судно с общей площадью парусности не более 10 м2. Для тримаранов объем боковых поплавков не менее 60 л каждый, зазор между поплавком и бортом не менее 0,75 м. Экипаж не менее 2-х чел.
Класс «Многокорпусник-13». То же с общей площадью парусности не более 13 м2.
Надувные лодки
К данному типу относятся парусные суда, созданные на базе серийных надувных лодок промышленного изготовления.
Класс «Надувные лодки-5 м2». Надувные лодки с общей площадью парусности не более 5 м2. Экипаж 1—2 чел.
Класс «Надувные лодки свыше 5 м2». Надувные лодки с общей площадью парусности более 5 м2. Экипаж 1—2 чел.
Парусно-гребные суда
Это суда, созданные преимущественно на основе серийных байдарок, на которых парус имеет вспомогательное значение, не обладающие способностью лавировать против ветра. На соревнованиях по ТПТ экипажам, выступающим на парусно-гребных судах, разрешается двигаться на веслах при убранном парусе в направлении прямо против истинного ветра.
Класс «Парусно-гребные суда-4 м2».
К нему относятся суда с общей площадью парусности до 4 м2. При площади парусности свыше 2,5 м 2 они должны быть оборудованы легкосъемной однобалочной выносной конструкцией с емкостями плавучести по обеим сторонам, обеспечивающими восстанавливающий момент не менее 15 кгм (например, емкостями в 20 л с зазором 0,5 м от борта). Экипаж не менее 2-х чел.
Предлагаем читателям таблицу эмпирических гаидикапных коэффициентов для судов различных классов, которая успешно использовалась московскими туристами. С помощью таких коэффициентов суда различных классов могут соревноваться между собой в ходе разнообразных ралли, массовых маршрутных гонок и т. п. Они также могут быть полезны при разработке походных нормативов, например, поправок к общей протяженности маршрута на судах тех или иных классов.