Дюма и Джинто учли опыт той гонки. Главная цель, которую они поставили перед собой — создать яхту, одинаково эффективную на полных курсах и в бейдевинд. Какими же конструктивными средствами была решена эта задача?
Г. Р. Дюма любезно прислал в «Катера и яхты» основные чертежи «Кредит Агрикол III», по которым можно ознакомиться с главными особенностями судна. Обводы его корпуса напоминают швертбот: плоское днище, малая осадка корпуса, широкая корма и заостренная носовая оконечность с отвесным прямым форштевнем — все это привычнее видеть на гоночном швертботе, чем на океанской яхте. Заметим, что для выбора столь экстравагантных форм требуется довольно строгое техническое обоснование, которое можно получить только на основе тщательного изучения накопленного опыта — поведения подобных яхт в предыдущих соревнованиях.
Основные данные яхты «Кредит Агрикол III»
Длина наибольшая, м | 18,28 |
Длина по КВЛ, м | 17,00 |
Ширина наибольшая, м | 5,40 |
Осадка, м | 3,40 |
Водоизмещение, т | 13,00 |
Обмерная площадь парусности, м2 | 225 |
Возьмем, например, ширину кормовой части корпуса. Увеличение ее сверх определенного предела чревато повышением смоченной поверхности корпуса и неправильным дифферентом при плавании в бейдевинд. Если же корму загрузить, она будет «проваливаться» на предельной скорости, судно не выйдет на режим серфинга на попутной волне.
Можно заметить, что борта яхты резко расширяются над ватерлинией, а у палубы заваливаются внутрь. Большая общая ширина важна для получения достаточной остойчивости формы на больших углах крена, для размещения цистерн водяного балласта возможно дальше от диаметральной плоскости. А сужение корпуса к палубе должно обеспечить быстрое восстановление яхты на ровный киль, .если океанские волны перевернут ее днищем вверх: чем уже палуба, тем меньше поперечный момент инерции ватерлинии в опрокинутом положении и яхта легче продолжает свое вращение на 360°. Кроме того, завал бортов позволяет сэкономить вес и уменьшить воздушное сопротивление корпуса, играющее немалую роль на острых курсах.
Бросается в глаза развитый килевой плавник. Первоначально Дюма рассчитывал применить «новомодный» киль с крыльями-шайбой, какими были снабжены участники гонок на Кубок Америки 1987 г. Однако конструктор запомнил драматические моменты Фастнетской гонки 1979 г., когда развитый балластный бульб препятствовал скольжению его яхты, положенной парусами на воду, под ветер — буквально вжимал ее в воду, стремился опрокинуть мачтой вниз. Поэтому он старался выполнить бульб с минимальными размерами и использовать для размещения свинцового балласта всю нижнюю часть довольно толстого плавника (толщина профиля составляет 10% хорды в каждом сечении). В верхней части в плавнике предусмотрены цистерны для питьевой воды и дизельного топлива.
Плавник представляет собой трапецию с широким основанием у днища яхты. Благодаря такой форме удалось приблизить центр гидродинамического давления на киль к ватерлинии и тем самым уменьшить плечо кренящего момента (расстояние между центрами парусности и бокового сопротивления).
Как и на других яхтах класса К остойчивость «Кредит Агрикол» помимо свинцового фальшкиля обеспечивается водяным балластом, которым заполняется одна из двух цистерн, встроенных в корпус по бортам. Водяной балласт выполняет ту же роль, что и экипаж на обычных крейсерско-гоночных яхтах: перекачанный в цистерну наветренного борта он эффективно откренивает судно. Правила для яхт, участвующих в гонках «ВОС», ограничивают емкость цистерн таким образом, чтобы на стоянке крен от водяного балласта не превышал 10°. На «Кредит Агрикол III» объем каждой цистерны составляет, по-видимому, около 1,5 м3.
На первом «Кредит Агрикол», построенном по проекту того же Дюма пятью годами раньше (см. «КиЯ» №105), на полных курсах и при большой волне в дополнение к рулю были устроены два втыкающихся шверта, расположенных в кормовой части. В новом проекте после тщательных испытаний моделей в опытовом бассейне Дюма решил пойти на увеличение смоченной поверхности и установить два развитых полубалансирных руля, отнесенных возможно дальше в корму. Небольшие плавнички — скеги перед рулями предотвращают прорыв воздуха с поверхности воды на сторону разрежения давления и обеспечивают надежную опору баллера. Рули наклонены на 15 к вертикали с тем, чтобы не терялась их эффективность при крене яхты (идея, заимствованная у «Тьюзди Чайлд»).
Ограниченные финансовые возможности Джинто не позволили построить сверхлегкую яхту из синтетических материалов — кевлара и углеволокна. Для корпуса применен коррозионно-стойкий алюминиево-магниевый сплав. Тонкая наружная обшивка подкреплена множеством легких продольных стрингеров, опирающихся на рамные шпангоуты и переборки. Килевой плавник прикрепили к утолщенному поясу обшивки и флорам при помощи болтов. Кстати, недостаточно качественная сварка в районе киля пала трещины на втором этапе гонки и в последние дни перед финишем Джинто пришлось ежечасно откачивать до 800 л забортной воды.
Джнито настоял на том, чтобы «Кредит Агрикол» был вооружен сверхпрочным (а потому тяжелым) рангоутом и такелажем в расчете на крайний случай — опрокидывания судна вверх килем. В предыдущие годы, плавая на 22-метровом катамаране «Кредит Агрикол-II», Джинто трижды лишался рангоута посреди океана. Поэтому новую 24-метровую мачту сделали из мощного прессованного алюминиевого профиля (на 20% тяжелее мачты обычной крейсерско-гоночной яхты таких же размерений). Мачта подкреплена вантами с четырьмя рядами краспиц, двумя форштагами и бакштагами. Вместо обычно применяющейся нержавеющей проволоки (прутка) из высоколегированной стали для снастей стоячего такелажа использованы тросы, свитые из 19 проволок. Трос имеет свойство вытягиваться под нагрузкой, в отличие от проволоки, которая при динамическом рывке обрывается практически без удлинения.
Паруса сшиты из жесткого и прочного композиционного материала, способного в течение нескольких месяцев выдержать жесточайшие порывы ветра без вытяжки и износа. Для плавания с попутными штормами Джинто предусмотрел два кливера, ставящихся передней шкаториной в ликпазы на обтекателе топштага и распускаемых «бабочкой». Плавание с кливерами и с убранным гротом оказывается значительно спокойнее, чем под штормовым спинакером. А для легких ветров в гардеробе яхты предусмотрен огромный спинакер площадью 450 м2. Какое же мастерство требовалось от яхтсмена, чтобы в одиночку управляться с таким парусом!
В свежий ветер на острых курсах «Кредит Агрикол» несет грот и стаксель общей площадью 123 м2. Она может быть удвоена за счет кливера, который в убранном состоянии намотан на штаг.
Кокпит, в который проведено 14 ходовых концов бегучего такелажа, окружен кольцом из 11 ручных лебедок. Самая мощная из них — типа «кофейной мельницы» — имеет барабан большого диаметра и две рукоятки на высоком пьедестале. Нижние блоки гика-шкота прикреплены к каретке, скользящей по радиусному погону, простирающемуся поперек палубы.
В носовой части кокпит защищен козырьком, под которым шкипер может укрыться от непогоды при плавании близ оживленных судоходных путей. В остальное время Джинто располагался внутри яхты, в ее средней части, где меньше всего ощущаются качка и удары корпуса о волну. Здесь, точно в ДП, поставлено автомобильное кресло и небольшой дублирующий штурвал; на пульте перед ним установлены репитеры основных навигационных приборов. Рядом по правому борту — еще одно кресло у штурманского стола и радиостанции. Отдыхал яхтсмен обычно в койке, расположенной под кокпитом. Еще две подвесные койки были навешены на борта перед форпиковой переборкой, так что он мог воспользоваться любым спальным местом в зависимости от курса и крена яхты.
Как и на первом « Кредит Агриколе», надводная часть новой яхты в корме сильно срезана и здесь имеется площадка, обеспечивающая доступ к рулевому и подруливающему устройствам. Кроме того, такая корма позволила конструктору избавить судно от излишнего веса. Можно заметить, что оконечности судна свободны от тяжелого оборудования; основные грузы — дизель, аккумуляторная батарея, мачта, киль и балластные цистерны располагаются близ миделя. Это сделано для уменьшения продольного момента инерции судна и соответственно — умерения килевой качки и ее отрицательного влияния на скорость.
Небольшой дизель использовался во время плавания для подзарядки аккумуляторных батарей, необходимых для питания электронного оборудования яхты и обогрева помещений в холодную погоду. В ясные дни аккумуляторы подзаряжались от солнечных элементов, установленных на крыше рубки.