Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 1988 год
  • Яхта-победительница кругосветки «ВОС-1986-87» «Кредит Агрикол III»
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Крейсерская парусно-моторная яхта «Восток»
Вторая кругосветная гонка яхтсменов-одиночек «ВОС» 1986—1987 гг.
Моторная «мини-яхта» восьмиметровый катер «Азимут-23»
Кубок Америки 1986 г.: яхтсмены ФРГ готовятся бросить вызов
Чемпионат Приморского края на крейсерских яхтах 1986 года
Крейсерская яхта Лоцман для озерного и прибрежного морского плавания
Гоночно-крейсерская яхта Л-6
Крейсерская яхта Антарктика
Крейсерская яхта Хортица
Армоцементная крейсерская яхта Цементал
Армоцементная яхта Прогресс
Малая крейсерская яхта Юность
Пластмассовая яхта голландской постройки
Легкая пластмассовая яхта «Финн»


Яхта-победительница кругосветки «ВОС-1986-87» «Кредит Агрикол III»

Год: 1988. Номер журнала «Катера и Яхты»: 134
          0


Не будет преувеличением говорить о том, что славу победы в очередном парусном марафоне яхтсменов-одиночек вместе с замечательным спортсменом Филиппом Джинто разделяет и конструктор его яхты «Кредит Агрикол III» Гай Рибадю Дюма. Это именно тот случай, когда конструктор и гонщик работали в тесном контакте и хорошо понимали, что требуется от гоночной океанской яхты. Ведь сам Дюма тоже яхтсмен, участник многих океанских гонок, включая и «Фастнет-79», когда разбушевавшееся Ирландское море с почти отвесными склонами 11-метровых волн заставило содрогнуться сердца многих капитанов, прошедших шторма неистового Южного океана. И Филипп Джинто, используя свою популярность в парусном мире и заработанные в гонках средства, приобщился к судостроению: ныне он владелец небольшой верфи «Джинто марин», на которой строятся пластмассовые катамараны. На ней же для сокращения расходов и достраивался «Кредит Агрикол III», на котором Джинто удалось на 25 суток улучшить результат предыдущей гонки «ВОС-1982-83».

Дюма и Джинто учли опыт той гонки. Главная цель, которую они поставили перед собой — создать яхту, одинаково эффективную на полных курсах и в бейдевинд. Какими же конструктивными средствами была решена эта задача?

Г. Р. Дюма любезно прислал в «Катера и яхты» основные чертежи «Кредит Агрикол III», по которым можно ознакомиться с главными особенностями судна. Обводы его корпуса напоминают швертбот: плоское днище, малая осадка корпуса, широкая корма и заостренная носовая оконечность с отвесным прямым форштевнем — все это привычнее видеть на гоночном швертботе, чем на океанской яхте. Заметим, что для выбора столь экстравагантных форм требуется довольно строгое техническое обоснование, которое можно получить только на основе тщательного изучения накопленного опыта — поведения подобных яхт в предыдущих соревнованиях.

Основные данные яхты «Кредит Агрикол III»


Информация об изображении«Кредит Агрикол III» на испытаниях
«Кредит Агрикол III» на испытаниях
 
Длина наибольшая, м18,28
Длина по КВЛ, м17,00
Ширина наибольшая, м5,40
Осадка, м3,40
Водоизмещение, т13,00
Обмерная площадь парусности, м2225

Возьмем, например, ширину кормовой части корпуса. Увеличение ее сверх определенного предела чревато повышением смоченной поверхности корпуса и неправильным дифферентом при плавании в бейдевинд. Если же корму загрузить, она будет «проваливаться» на предельной скорости, судно не выйдет на режим серфинга на попутной волне.


Можно заметить, что борта яхты резко расширяются над ватерлинией, а у палубы заваливаются внутрь. Большая общая ширина важна для получения достаточной остойчивости формы на больших углах крена, для размещения цистерн водяного балласта возможно дальше от диаметральной плоскости. А сужение корпуса к палубе должно обеспечить быстрое восстановление яхты на ровный киль, .если океанские волны перевернут ее днищем вверх: чем уже палуба, тем меньше поперечный момент инерции ватерлинии в опрокинутом положении и яхта легче продолжает свое вращение на 360°. Кроме того, завал бортов позволяет сэкономить вес и уменьшить воздушное сопротивление корпуса, играющее немалую роль на острых курсах.

Бросается в глаза развитый килевой плавник. Первоначально Дюма рассчитывал применить «новомодный» киль с крыльями-шайбой, какими были снабжены участники гонок на Кубок Америки 1987 г. Однако конструктор запомнил драматические моменты Фастнетской гонки 1979 г., когда развитый балластный бульб препятствовал скольжению его яхты, положенной парусами на воду, под ветер — буквально вжимал ее в воду, стремился опрокинуть мачтой вниз. Поэтому он старался выполнить бульб с минимальными размерами и использовать для размещения свинцового балласта всю нижнюю часть довольно толстого плавника (толщина профиля составляет 10% хорды в каждом сечении). В верхней части в плавнике предусмотрены цистерны для питьевой воды и дизельного топлива.

Плавник представляет собой трапецию с широким основанием у днища яхты. Благодаря такой форме удалось приблизить центр гидродинамического давления на киль к ватерлинии и тем самым уменьшить плечо кренящего момента (расстояние между центрами парусности и бокового сопротивления).

Информация об изображенииОбщий вид и парусность яхты
Общий вид и парусность яхты
 
Как и на других яхтах класса К остойчивость «Кредит Агрикол» помимо свинцового фальшкиля обеспечивается водяным балластом, которым заполняется одна из двух цистерн, встроенных в корпус по бортам. Водяной балласт выполняет ту же роль, что и экипаж на обычных крейсерско-гоночных яхтах: перекачанный в цистерну наветренного борта он эффективно откренивает судно. Правила для яхт, участвующих в гонках «ВОС», ограничивают емкость цистерн таким образом, чтобы на стоянке крен от водяного балласта не превышал 10°. На «Кредит Агрикол III» объем каждой цистерны составляет, по-видимому, около 1,5 м3.

На первом «Кредит Агрикол», построенном по проекту того же Дюма пятью годами раньше (см. «КиЯ» №105), на полных курсах и при большой волне в дополнение к рулю были устроены два втыкающихся шверта, расположенных в кормовой части. В новом проекте после тщательных испытаний моделей в опытовом бассейне Дюма решил пойти на увеличение смоченной поверхности и установить два развитых полубалансирных руля, отнесенных возможно дальше в корму. Небольшие плавнички — скеги перед рулями предотвращают прорыв воздуха с поверхности воды на сторону разрежения давления и обеспечивают надежную опору баллера. Рули наклонены на 15 к вертикали с тем, чтобы не терялась их эффективность при крене яхты (идея, заимствованная у «Тьюзди Чайлд»).


Ограниченные финансовые возможности Джинто не позволили построить сверхлегкую яхту из синтетических материалов — кевлара и углеволокна. Для корпуса применен коррозионно-стойкий алюминиево-магниевый сплав. Тонкая наружная обшивка подкреплена множеством легких продольных стрингеров, опирающихся на рамные шпангоуты и переборки. Килевой плавник прикрепили к утолщенному поясу обшивки и флорам при помощи болтов. Кстати, недостаточно качественная сварка в районе киля пала трещины на втором этапе гонки и в последние дни перед финишем Джинто пришлось ежечасно откачивать до 800 л забортной воды.

Джнито настоял на том, чтобы «Кредит Агрикол» был вооружен сверхпрочным (а потому тяжелым) рангоутом и такелажем в расчете на крайний случай — опрокидывания судна вверх килем. В предыдущие годы, плавая на 22-метровом катамаране «Кредит Агрикол-II», Джинто трижды лишался рангоута посреди океана. Поэтому новую 24-метровую мачту сделали из мощного прессованного алюминиевого профиля (на 20% тяжелее мачты обычной крейсерско-гоночной яхты таких же размерений). Мачта подкреплена вантами с четырьмя рядами краспиц, двумя форштагами и бакштагами. Вместо обычно применяющейся нержавеющей проволоки (прутка) из высоколегированной стали для снастей стоячего такелажа использованы тросы, свитые из 19 проволок. Трос имеет свойство вытягиваться под нагрузкой, в отличие от проволоки, которая при динамическом рывке обрывается практически без удлинения.

Информация об изображенииОбщее расположение яхты
Общее расположение яхты
 
Паруса сшиты из жесткого и прочного композиционного материала, способного в течение нескольких месяцев выдержать жесточайшие порывы ветра без вытяжки и износа. Для плавания с попутными штормами Джинто предусмотрел два кливера, ставящихся передней шкаториной в ликпазы на обтекателе топштага и распускаемых «бабочкой». Плавание с кливерами и с убранным гротом оказывается значительно спокойнее, чем под штормовым спинакером. А для легких ветров в гардеробе яхты предусмотрен огромный спинакер площадью 450 м2. Какое же мастерство требовалось от яхтсмена, чтобы в одиночку управляться с таким парусом!

В свежий ветер на острых курсах «Кредит Агрикол» несет грот и стаксель общей площадью 123 м2. Она может быть удвоена за счет кливера, который в убранном состоянии намотан на штаг.


Кокпит, в который проведено 14 ходовых концов бегучего такелажа, окружен кольцом из 11 ручных лебедок. Самая мощная из них — типа «кофейной мельницы» — имеет барабан большого диаметра и две рукоятки на высоком пьедестале. Нижние блоки гика-шкота прикреплены к каретке, скользящей по радиусному погону, простирающемуся поперек палубы.

В носовой части кокпит защищен козырьком, под которым шкипер может укрыться от непогоды при плавании близ оживленных судоходных путей. В остальное время Джинто располагался внутри яхты, в ее средней части, где меньше всего ощущаются качка и удары корпуса о волну. Здесь, точно в ДП, поставлено автомобильное кресло и небольшой дублирующий штурвал; на пульте перед ним установлены репитеры основных навигационных приборов. Рядом по правому борту — еще одно кресло у штурманского стола и радиостанции. Отдыхал яхтсмен обычно в койке, расположенной под кокпитом. Еще две подвесные койки были навешены на борта перед форпиковой переборкой, так что он мог воспользоваться любым спальным местом в зависимости от курса и крена яхты.

Как и на первом « Кредит Агриколе», надводная часть новой яхты в корме сильно срезана и здесь имеется площадка, обеспечивающая доступ к рулевому и подруливающему устройствам. Кроме того, такая корма позволила конструктору избавить судно от излишнего веса. Можно заметить, что оконечности судна свободны от тяжелого оборудования; основные грузы — дизель, аккумуляторная батарея, мачта, киль и балластные цистерны располагаются близ миделя. Это сделано для уменьшения продольного момента инерции судна и соответственно — умерения килевой качки и ее отрицательного влияния на скорость.

Небольшой дизель использовался во время плавания для подзарядки аккумуляторных батарей, необходимых для питания электронного оборудования яхты и обогрева помещений в холодную погоду. В ясные дни аккумуляторы подзаряжались от солнечных элементов, установленных на крыше рубки.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Совершенствование обводов катера «Си Раннер»
Новые проекты катеров претендентов на «Голубую ленту Атлантики»
Гребной винт «Автопроп» с автоматически устанавливающимся шагом
Новый «летучий якорь» «Флюк» с развитой поверхностью лап
Норвежский парусник «Паулине» прибыл с визитом дружбы
Организация «Эспри» для обслуживания водномоторных соревнований
Плавание гребно-моторной лодки «Пелла-фиорд» продолжается
Занимательная статистика после 25 лет выпуска журнала «КиЯ»
ГИМС: разработка единых для всех нормативных документов
Походы секции туристического клуба г. Щелково
Краткая история Клайпедского яхт-клуба
Гидроснегоход «Циклон» ЦКБ «Нептун»
Соломбальская верфь предлагает: бот «ПБ-27» и катер «ЛМ4-87МК»
Губительный след оставляет на воде моторка
Сообщения: открылась течь, молодожены, линкор, кто важнее...

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Яхта-победительница кругосветки «ВОС-1986-87» «Кредит Агрикол III»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Московский городской клуб туристов на страницах «КиЯ»
О классификации парусных туристских судов
Треугольные паруса с вершиной вниз на картинах Н. К. Рериха
Всесоюзный рейд-смотр «Малый флот Приморского края»
Еще раз о запретах мотолодок — «Жажда у большой воды»
Главный редактор журнала «Жагле» в гостях у «КиЯ»
Яхта «Эллада» и ее женский экипаж
Вим Ван Аккер — командор международной ассоциации буеров класса «DN»
Устройства для тренировки яхтсменов в межнавигационный период
Межреспубликанская оптовая ярмарка «Культтовары-89»
Лодка-плот катамаран «Кит» для комфортного отдыха
Необходимо развивать национальные классы
Крейсерско-гоночная яхта «Спиди-Г» класса «минитонник»
Спортивный моторный супер-катамаран «Пегас»
За рубежом: осмос, баки, дизель, тележка, яхта-гигант...


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 39 + 33 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории