Статистика утверждает, что в Одессе каждая третья семья так или иначе связана с морем, а стало быть, с крупнейшим в отрасли Черноморским морским пароходством. «Здесь все девчонки чуточку морячки, а парни все — немного капитаны», — утверждает в своем стихотворении поэт Виктор Бершадский.
...Тамара Поветкина даже не помнит, когда впервые увидела море. Нет, не с берега, не на пляже. С самого раннего детства она, дочь моряка, довольно часто отправлялась в плавания с отцом. Николай Григорьевич более двух десятилетий трудился в Черноморском пароходстве, был первым помощником капитана на пассажирских судах «Петр Великий», «Грузия», «Таджикистан». В этих рейсах Тамара и полюбила безбрежную морскую гладь, из которой рано поутру, «умывшись», подымается, и в которую, завершая трудовой день, погружается огненное светило.
Как говорит Тамара, она решила связать свою судьбу с морем, будучи еще третьеклассницей. Да вот беда, девчонок в мореходку не берут, так что с мыслями о капитанстве пришлось расстаться. Но не надолго. Уже на первом курсе (девушка все же осталась верна мечте и поступила в Одесский институт инженеров морского флота) стала матросом швертбота, участвовала в гонках, а всего год спустя ей доверили «капитанские шевроны» и руководство экипажем институтской яхты.
Можете себе представить, когда мужской коллектив, да еще морской, приходит возглавлять женщина!
Тамара Николаевна смущенно улыбается:
— Сложно это, но ведь матросами были однокурсники — Михаил Троицкий и Виктор Костецкий. Лишь с годами, с опытом, я поняла, что соперничала тогда не столько с другими экипажами, сколько с собой, преодолевая страх, отчаяние, а подчас и неимоверную усталость...
Со своей задачей молодой капитан справилась на отлично. А позднее ей доверили небольшую крейсерскую яхту. То ли потому, что лодка носила женское имя — «Рая», то ли в силу других причин, но решила Тамара укомплектовать сугубо женский экипаж. Желающих было немало, а вот стабильной команда долго не получалась. Вся книжная гриновская романтика, все очарование у претенденток рассеивались при первых же тренировках. Море — это прежде всего трудная работа, мозоли, царапины, ссадины. И все же дружная тройка подобралась. В нее влились Татьяна Данилова и Тамара Бессельян — тоже выпускницы ОИИМФа.
Олимпийский 1980-й год навсегда останется в памяти яхтсменок. Черноморский яхт-клуб получил новенький «Конрад-25», приобретенный институтом. Естественно, хозяином на яхте должен был стать институтский экипаж. И хотя хороших яхтсменов в ОИИМФ всегда было более чем достаточно, великолепный «Конрад» безоговорочно отдали команде Т. Поветкиной, которая к тому времени закончила аспирантуру, была избрана в совет яхт-клуба. Членами этого экипажа стали и подруги по институту Валентина Сивак, Ирина Морозова. Тренером великолепной пятерки — единственного женского экипажа крейсерско-гоночной яхты — стал мастер спорта Константин Иванович Прохорович, в те годы заведующий кафедрой физвоспитания ОИИМФ.
«Эллада» — так назвали хозяйки свою новую яхту. Этим они хотели в год московской олимпиады отдать должное родине Олимпийских игр, напомнить о таких неотъемлемых принципах эллинской культуры, как гармония духа и тела, преклонение перед вечным эталоном красоты.
Новое судно. Предстояло досконально изучить его норов, особенности. Например, привлекательной отличительной чертой «Эллады», как выяснилось, является ее способность успешно ходить в слабый ветер.
Яхта выполнена в сугубо гоночном варианте — ни камбуза, ни коек. «Мы — настоящие спартанцы», — шутят девчата.
Яхтсменки много трудились, осваивая незнакомую яхту и как бы заново постигая искусство хождения под парусами. Результаты сказались не сразу: были ошибки, разочарования. Но они все же вышли на ведущие позиции, стали все чаще отличаться в различных регатах, выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. А к 1984-му спортсменки в своем шестом классе крейсерских яхт не знали себе равных в Одессе. Тогда после четырех 100-мильных гонок в Малом Кубке Черного моря — главном соревновании для яхт подобного типа — экипаж «Эллады» был в числе лидеров и главных претендентов на победу. Но последняя гонка, проходившая в семибалльный шторм, перечеркнула надежды. В такую погоду им крайне тяжело оказалось опередить слаженные мужские экипажи, девчата финишировали девятыми. И все-таки 5-е место в общем зачете Кубка — безусловный успех! Позади остались 44 лодки.
Через год, выступая на всесоюзных гонках Кубок Черного моря, морячки попали в шквал с силой ветра до 40 метров в секунду. «Элладу» несло в открытое море со скоростью 9—10 узлов. Спортсменки не растерялись, быстро убрали гоночные паруса, заменив их штормовыми. Яхту продолжало кренить то на левый, то на правый борт. В какие-то мгновения паруса касались воды, при приведении судна к ветру волны перекатывались через палубу. Обстановка складывалась напряженная...
Прошло несколько часов, и глубокой ночью яхта целой и невредимой вошла в гавань Черноморского яхт-клуба. Специальным призом «За мужество» был отмечен этот спортивный подвиг яхтсменок.
А вот на аналогичной регате в 1987 году экипажу «Эллады» вручен приз «За волю к победе».
У каждой из наших героинь масса забот и на работе, и дома.
Капитан «Эллады» не только яхтсмен и старший инженер отдела научно-технической информации, но еще и спортивный деятель — член президиума областной федерации парусного спорта. В том же отделе ОИИМФа работает и надежный помощник капитана (хотя и самая молодая из членов экипажа) — Валентина Сивак. Ее спортивная «карьера» поначалу была сугубо сухопутной: она начинала как дискобол. Но сильной — рассказывает Валентина — ощутила себя только в море, под парусом. Любовь к морю пришла, очевидно, вместе с любовью к Сергею — ее мужу, докеру-механизатору из знаменитой на весь Союз бригады Николая Тымуня. Впрочем, на суше начинала занятия спортом и Ирина Морозова — матрос «Эллады», ассистент кафедры экономической кибернетики.
Нестандартным, как сейчас принято говорить, путем пришли в парусный спорт и два других матроса. Тамара Бессельян — заведующая кабинетом судомеханического факультета — водила сыновей в детско-юношескую парусную школу. Пока ребята тренировались, Тамара Александровна с любопытством приглядывалась к тому, что происходит в яхт-клубе, вошла в родительский комитет спортшколы, понемногу заинтересовалась яхтенным делом и решила испробовать все сама на практике. Сыновья тем временем подросли, море закалило, воспитало их. Оба — отличные гонщики, Евгений — мастер спорта международного класса...
Татьяна Данилова — заведующая лабораторией кафедры физвоспитания — тоже когда-то водила в яхт-клуб своего сына. Здесь отличие от истории парусной семьи Бесселья-нов только в том, что увлеклись парусом оба родителя!
Забот много. Просто удивляешься, как они выкраивают время для любимого дела. Собираются всегда точно, без опозданий, старательно и быстро готовят яхту, ставят паруса, и выходит на морской простор быстрокрылая «Эллада».
Когда материал уже готовился к печати, стало известно, что появилась у «Эллады» в ОИИМФе «младшая сестра». Нарекли ее «Афродитой», капитаном стала Валентина Сивак.
Растет в Одессе женская парусная флотилия!