Еще в 1964 г. («КиЯ» №2) П. М. Карякин писал: «...политика забвения национальных классов дешевых монотипов, образно говоря, подрубает тот сук, на котором держится наш парусный спорт».
Это было верно и тогда — 25 лет назад, верно сейчас и, видимо, останется справедливым и в будущем!
«Чехарду» с нашими национальными классами яхт помнят все старые яхтсмены. На моей памяти исчезли поразительно прочные и надежные «школьные парты» — «Ерши» (у меня был № 241), элегантные «гоночные машины рек» — Р2, Р3, Р4, затем прошли многочисленной и прекрасной чередой «эмки» — гафельная М20, штагпирсовая — «Сорока», обтекаемый «Беркут», нежная «Ласточка» (или «Чайка»), отличающаяся плоским носом и высоко поднятыми батоксами; затем пошли «Стрижи», «Лендаи» («Летучая»), «Спутники», «Москиты».
Далее классы появлялись и пропадали, следуя олимпийским тенденциям и принимаемым в соответствии с ними решениями Федерации парусного спорта СССР.
А ведь короткая активная жизнь каждого класса — это огромнейший моральный и материальный вред, наносимый спорту.
ФПС всегда заказывала и заказывает «музыку» хорошо освоенным способом — включая гонки на тех или иных классах яхт в гоночные календари Союзных регат или исключая их оттуда. Кто будет строить или заказывать на верфях лодки, если их нет в календаре? Ведь нашим обществам всегда нужны разряды, мастера, очки, медали. Так что я, с другой стороны, позволю себе и не согласиться с вами: ФПС всегда активно влияла на наш парусный флот и во многом виновата в наших бедах.
Удивительно и то, что, несмотря на всяческую критику на протяжении десятилетий, ее никто вроде бы и не слышит. Вот и сейчас — «монотип национального класса «Тройка»! Стоит посмотреть на фото и рисуется безрадостная картина!
Здесь, мне кажется, опять ставится цель приблизить его к специфике олимпийских классов — максимум гоночных возможностей и минимум мореходности, удобств и универсальности. На этой гоночной «лошадке» тренеры снова будут лишь учить раскладывать галсы, крутить быстрые повороты «с размахом»... И никого не интересует морская выучка новичка, воспитание в нем навыков хорошей морской практики и этики, чему надо учить с детства. А для этого лодка должна быть способной ходить в походы, прочной и надежной во всех условиях!
С моей точки зрения, это должен быть высокобортный швертбот — шарпи (возможно, с двухскуловыми обводами), длиной 5,5—5,7 м, шириной 1,6—1,8 м, с парусностью, как у старых «эмок», — 18—19 м2. Лодка должна быть деревянная, с обшивкой из реек или фанеры, доступная для самостоятельной постройки в яхт-клубах и Домах пионеров. Мне она представляется близкой по конструкции к «Дрэскомб Логгеру» такому же простому и мореходному, как старые гафельные М20 (я ходил на одном из них). Должны быть стальные шверт и руль, такие же, как у «Дрэскомба», банки вдоль бортов, весла и даже возможность установки мотора! Проект лучше всего выбрать в результате открытого конкурса.
Возможно, для наших юных акселератов надо возродить и национальную «двойку», тоже строгий монотип (разделив в гонках флот на два дивизиона — под парусами из дакрона и лавсана), типа фанерного «Ерша» последних модификаций.
Вот и пусть ФПС возьмет наконец-то этот вопрос в свои руки!
В. Изратов, яхтенный капитан, г. Кохтла-Ярве.