Высказывания о том, что расстояния в наш век — не помеха, стали уже прописной истиной и сомнений, вроде бы, не вызывают. Что ж, если говорить о преодолении расстояний чисто теоретически, то, может быть, это действительно так. Телефон, телеграф и «Аэрофлот» обещают нам связь с любой точкой страны в кратчайшее время. Сознание этого наполняет нас уверенностью, что тот же Дальний Восток продолжает называться «дальним» только из уважения к исторически сложившимся наименованиям. Но когда действительно отправляешься в путь, благодушие понемногу рассеивается.
Ситуация, в которой оказался сейчас парусный спорт Владивостока (прежде всего, олимпийские его виды), во многом определяется удаленностью Приморского края от крупных парусных центров страны. Звучит это горьким парадоксом — ведь такой действительно морской город, как Владивосток, мог бы и сам быть одним из законодателей в парусном деле.
— Море у нас уникальное, — говорят яхтсмены Владивостока. — Наши условия удовлетворяют требованиям представителей всех направлений в парусном спорте. Крейсеристы могут проверить себя в походах по открытому океану, до которого — рукой подать. Амурский залив — рай для спортсменов, выступающих на судах олимпийских классов. В течение одной тренировки гонщик может «прокатать» любой элемент подготовки в самых разнообразных условиях. Поработав на сильном ветре и высокой морской волне, можно отойти чуть в сторону и потренироваться при том же ветре, но на абсолютно гладкой воде. Если нужен слабый ветер, достаточно сместиться под прикрытие сопки. Можно найти просторную акваторию с сильным волнением и слабым ветром. Словом, все, как по заказу, как в смоделированных условиях. А в устье залива, там, где начинается океан, — простор для серфистов и любителей акробатики на парусной доске «Фан».
Информация об изображении
Яхт-клуб Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени Г. И. Невельского
Глубина у берега нарастает постепенно, поэтому океанская волна образует великолепный прибой. Выбирай по силам: в некоторых местах после шторма волны могут достигать десяти метров высоты! Где еще у нас в стране есть такие условия!...
Яхт-клуб Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени Г. И. Невельского
Несколько лет назад во Владивосток приезжали члены сборной страны по парусному спорту «досочники» Ф. Рытов, С. Самокиш, Н. Га-латенко, А. Берзиньш, Л. Ткаченко. Потренировавшись в уникальном Амурском заливе, они по достоинству оценили условия, созданные природой Приморского края. Высказывались даже пожелания сделать Амурский залив местом регулярных тренировочных сборов. Причем они были бы полезны не только для членов сборной. Яхтсмены Владивостока получили бы возможность учиться высшему спортивному мастерству. Есть и надежда, что проведение сборов даст толчок развитию олимпийского паруса в Приморском крае, который пока, мягко говоря, выглядит бледно на фоне процветания крейсерского спорта, вышедшего уже на международный уровень (большинство читателей знает, очевидно, о традиционной регате «Белый парус мира»).
Судите сами: на весь Приморский край имеются всего два «боевых» швертбота «470». А ведь это самый массовый класс в стране! Катамаранов «Торнадо» нет вообще. Парусных досок мало. Из них «фирменных», так здесь называют продукцию Таллинской верфи, всего пять.
Скоро появится и одна яхта класса «Звездный»; она достраивается сейчас в Таллине. Эта лодка, в которой использованы некоторые детали корпуса давно списанного импортного «звездника», будет пригодна только для тренировок. Известные владивостокские яхтсмены мастера спорта международного класса В. Игнатенко и Н. Смирнов довольны и этим, ведь в промежутках между сборами они вынуждены у себя дома сидеть на берегу из-за отсутствия матчасти. Хотя, конечно, одна лодка проблемы не решает. С кем гоняться владивостокским мастерам-международникам! С детишками на «Оптимистах»!
Мешают плодотворной подготовке и «мелочи», которыми мастера-парусники, живущие поближе к столице страны, даже голову себе не забивают.
— Как бы вы посмотрели, если бы солдату перед боем дали вместо ружья лопату! Мол, ружья пока нету, повоюй лопатой, а потом посмотрим,— горячится Н. Смирно в.— У нас такая же история. Не надо никому объяснять, что без соответствующей экипировки спортсмен, выступающий в олимпийских классах яхт, не то что не сможет показать хорошего результата, он будет просто не в состоянии управлять лодкой. Я же получаю для тренировок в море... велотрусы и велотапки. И дело не в том, что специальной экипировки во Владивостоке нет. Посмотрите, во что одеты участники того же «Белого паруса мира». Фирменные непромо-канцы, теплая одежда, сапоги, жилеты... Согласен, на международных встречах мы должны выглядеть «на уровне». Но спортсмен на «крейсере» находится в гораздо более «домашних» условиях. И мокнет он меньше, и чайком горячим в любой момент побаловаться может... А наша лодка — это спортивный снаряд, где все подчинено скорости, а не комфорту, и специальная экипировка нужна постоянно. Кстати, я хорошо понимаю ребятишек, которые не хотят сейчас иметь дело с морем и парусом. Не волн, а холода они боятся. Когда в море мерзнешь, все мысли только о возвращении на берег. Обидно, когда великолепный вид спорта теряет популярность из-за такой чепухи...
Матчасть во всех ее видах — вот во что упирается большинство проблем дальневосточного паруса. Избежать сложностей не удается, как видите, даже мастерам высочайшего класса.
Очень много трудностей испытывают начинающие.
— Это просто праздник, когда удается получить таллинскую лодку, — говорит начальник яхт-клуба Тихоокеанского флота В. Жиделев. — Те, кто живет на западе страны, могут и раз, и два, и три съездить в Москву и на верфь, «выбить», наконец, матчасть. Мы же не имеем возможности разъезжать — дороговато. Просто хочется, чтобы к дальневосточникам отношение было несколько иное, чтобы те, кто ведает распределением спортивных яхт, с пониманием относились к нашим объективным трудностям. Л то ведь — смех! Так называемый чемпионат Приморского края собрал в прошлом году... всего десяток лодок класса «Финн» и «Луч».
Но по сведениям краевой федерации парусного спорта в крае действуют сейчас 16 яхт-клубов и парусных секций, в которых занимается более 1600 яхтсменов. Яхт — более 700 единиц. Нетрудно прикинуть соотношение между «крейсерами» и «олимпийцами».
С мнением дальневосточных яхтсменов трудно не согласиться: обеспечение региона судами олимпийских классов требует немедленного решения еще и потому, что «Финны» и «голландцы» с деревянными мачтами и разваливающиеся после одной тренировки парусные доски — пока что обычное дело. Высоким качеством наша продукция не отличается. Нужны запчасти. Это же безобразие, когда даже ерундовый блок остается дефицитом, а больше сотни «Финнов», «Лучей» и досок лежат в штабелях мертвым грузом из-за отсутствия рангоута, парусов и дельных вещей.
Есть еще одна причина. Согласитесь, если нет притока молодых сил, нет ребятишек, увлеченных парусом, — не будет и высоких спортивных результатов. А такой приток сокращается и проблема эта опять-таки упирается в мат-часть.
— Да, молодежные швертботы «470», действительно, дороги, — говорил на заседании президиума краевой федерации парусного спорта В. Роговец, директор яхт-клуба Дальневосточного научного центра (ДВНЦ) АН СССР. — Но крейсера-то еще дороже! Если мы не пересмотрим сейчас соотношение средств, затрачиваемых на приобретение крейсерских яхт и спортивных судов, прежде всего — юношеских, то окончательно загубим детско-юношеский спорт, а затем и все олимпийские классы.
Из двенадцати парусных секций края с детьми работают практически две: в яхт-клубах ДВНЦ и Тихоокеанского флота. До последнего времени самой сильной секцией оставалась первая. Но даже то, что происходит сейчас с этим клубом, наглядно показывает, что сложностями с матчастью проблемы детско-юношеского и вообще олимпийского парусного спорта в Приморском крае не ограничиваются.
Началось все более 10 лет назад. В 1975 году яхты, принадлежащие Дальневосточному научному центру, впервые появились в уютной гавани, расположенной почти в самом центре Владивостока. Клуб, получивший твердую «прописку», быстро рос и развивался. Через пару лет к яхтсменам ДВНЦ обратились любители паруса из ВРПО «Дальрыба» с просьбой «приютить» несколько яхт. Согласие было дано, как, впрочем, и многим другим организациям, имеющим одну-две яхты и сложности со стоянкой.
Сейчас уже никто не может точно сказать, когда именно рыбаки начали вести разговоры о своих правах на гавань. Базировались эти притязания на том, что волнолом и причалы были построены на средства «Дальрыбы». Вскоре «неофициальные» разговоры достигли стадии, на которой потребовалось «выяснить отношения». С гаванью все решилось достаточно просто: она была построена на средства, которые вносились предприятиями и организациями в благоустройство города. А это вовсе не значит, что данные организации могут считать себя полноправными хозяевами объектов. Как бы то ни было, но общее решение все-таки нашли. В феврале 1984 г. ДВНЦ АН СССР и ВРПО «Дальрыба» заключили договор о строительстве яхт-клуба на долевых началах. Идея была поддержана горкомом партии и горисполкомом.
— Почему мы пришли к такому решению! Да, наш клуб является ведомственным, но действующая при нем детско-юношеская секция с самого ее основания вышла за ведомственные рамки, — рассказывает В. Роговец. — По сути она выполняет сейчас функции городского детско-юношеского яхт-клуба и заниматься в ней может любой юный житель Владивостока...
Великолепный, вроде бы, замысел, ставящий перед собой весьма благородные цели. Да и договор уже оформлен в виде документа... Казалось, что все, как говорится, «на мази». Поэтому письмо из Управления «Востокрыбхолодфлота», содержащее категорическое требование освободить территорию, явилось полной неожиданностью. Яхтсмены ДВНЦ получили это «радостное известие» в сентябре 1986 г. и с удивлением узнали, что горисполком принял решение об отводе гавани и прилежащего земельного участка рыбакам для строительства ведомственного яхт-клуба аж 12 мая 1985 года!
И начались хождения по инстанциям. Куда только не обращались яхтсмены ДВНЦ, добиваясь не «места под солнцем», а спасения идеи общегородского яхт-клуба. Ситуация сложилась, действительно, пиковая. Владивостоку грозил полный развал юношеского спорта, ибо вместо одного ведомственного яхт-клуба, но специализирующегося на работе с детьми, местные власти решили создать другой ведомственный клуб, но занимающийся только крейсерским спортом. Не учли даже такие цифры: в яхт-клубе ДВНЦ 20 крейсерских яхт и около сотни судов детско-юношеских классов, а клуб рыбаков только прошлой осенью довел свой флот до 18 крейсерских яхт (несколько судов были приобретены на выставке польских яхт, проводившейся во Владивостоке). Приобретая матчасть, «Дальрыба» еще раз продемонстрировала «крейсерскую» политику. Яхтсмены ДВНЦ и городская детская секция должны были отправиться на 14-й километр, на необорудованный берег и мелководную акваторию.
Как это ни странно, но крайспорткомитет не воспротивился такому решению. На вопрос корреспондента о судьбе детского спорта председатель Приморского краевого комитета по физкультуре и спорту А. Ильин ответил несколько туманно:
— На базе клуба «Дальрыбы» в перспективе можно создать детскую секцию с ограниченным контингентом...
А можно ли! Если взглянуть на проект клуба, то становится ясно — юношеский спорт окажется «сбоку припеку». Запроектирован небольшой и тесный клуб. Обыкновенная база для «крейсеров».
В результате «переговоров на высоком уровне», напоминавших рыночные торги, стороны сошлись на несколько шокирующей истинного бюрократа дате — 1993. К этому сроку яхт-клуб ДВНЦ обязан освободить гавань.
— Любители паруса Владивостока, — говорит В. Роговец, — оказались разделенными по ведомственному принципу. Честно говоря, не верится, что раскрутившуюся «машину» еще кто-то в силах остановить!
Когда от настоящего энтузиаста слышишь такие заявления, начинаешь понимать, что дела действительно плохи. Относится это не только к идее создания общегородского яхт-клуба, но и ко всем проблемам, решения которых с нетерпением ждут яхтсмены Приморского края.