Предлагаем вниманию читателей «КиЯ» материал нашего корреспондента, обобщающий разговор на киевской встрече.
Первая в стране Государственная инспекция по маломерным судам была создана на Украине. Ей исполнилось пять лет и приписана она к Главречфлоту республики. Опыт работы данной инспекции подтвердил правильность такого решения. ГИМС, по существу, является органическим дополнением к судорегистру и судоходной инспекции, которые обслуживают флот и добиваются обеспечения безопасности плавания.
Инспекторов в ГИМС Украины — 122 человека, а весь аппарат — 190. В основном это водники, имеющие либо специальное образование (80%), либо солидный стаж работы в речфлоте. Им поднадзорны 255 тысяч маломерных судов.
Сравнительно недавно республиканской инспекцией была проведена небольшая структурная реорганизация. Вместо 16 действовавших областных инспекций создали 10 бассейновых. Это позволило не только сократить численность руководящего аппарата, но и повысить самостоятельность в работе этих инспекций. Раньше каждая областная ГИМС имела двойное подчинение — речфлоту и местным Советам. Нередко бывало: то, что утверждал один начальник, отвергал другой. Инспекторы не могли повлиять, скажем, на разного рода запреты и необоснованные закрытия водоемов. Бассейновая инспекция обслуживает несколько областей и руководствуется только приказом Главречфлота об открытии навигации. Подобный порядок полезно, видимо, применить и в других республиках, взяв на вооружение и украинскую практику утверждения некоторых правил. Здесь в приказы об открытии навигации включается, например, такой параграф:
«В период нереста рыбы разрешить плавание моторных, парусных и несамоходных маломерных судов только по выходным и праздничным дням, а ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны и труда, а также гражданам, которым предоставлен очередной отпуск, и в рабочие дни по особым пропускам, выдаваемым органами ГИМС УССР. Плавание таких судов должно осуществляться в светлое время суток, без права выхода в места, акватории и районы, объявленные нерестилищами».
И еще: бассейновые инспекции вправе требовать от рыбохозяйственных организаций обозначений границ акваторий, объявленных нерестилищами. Если нет знака «Движение мелких судов запрещено» (ГОСТ 266000—85 «Знаки и огни навигационные»), к судоводителю-любителю нельзя предъявлять штрафные санкции.
Структура: речфлот, комхоз, лесхоз...
В структуре же многих других республиканских ГИМС, особенно если говорить об их подчиненности различным ведомствам, немало путаницы и нелепицы. В Казахстане ГИМС подчинена Главному управлению заповедников и охотничьего хозяйства, в Киргизии — Министерству мелиорации и водного хозяйства, в Узбекистане — минлесхозу... Похоже, Совмины отнеслись к ним, как к пасынкам и по принципу — лишь бы куда-нибудь приткнуть. Значит, роль ГИМС в обеспечении безопасности плавания и охране жизни людей еще просто-напросто не осознана.
Большинство республиканских инспекций подчинены министерствам коммунального хозяйства. Среди людей, озабоченных водопроводом, дорогами, теплотрассами, гостиницами и прочими проблемами коммунального быта, вдруг появились загадочные личности с «золотыми» нашивками на рукавах, при погончиках на кителе... Явление довольно странное даже для самих коммунальщиков. И дело не в том, что они к водникам до сих лор не привыкли. Да и не форма виновата. Трудно, согласитесь, привязать флот, даже маломерный, к водопроводу и прочим коммунальным водным системам.
Здание Минкоммунхоза РСФСР расположено на улице Кирова в Москве. После фильма Э. Рязанова «Забытая мелодия для флейты» оно стало известно миллионам — именно в этом министерстве проводились съемки. Не исключено, что и описываемые сейчас проблемы могли лечь в основу одной из сюжетных линий фильма. Вряд ли заместитель министра А. Ф. Порядин, курирующий Главное управление ГИМС РСФСР, имеет правильное представление о поднадзорности, навигации, безопасности мореплавания. По крайней мере, он избежал разговора с корреспондентом «КиЯ» на эти темы. И неудивительно, если такая обязанность, похоже, ему просто навязана. Все это очень отдает бюрократизмом, рождая вопрос: неужели безразлично, кто будет решать проблемы ГИМС — комхоз, лесхоз или... главохота?
Функции ГИМС тоже далеко не однородны. Если УкрГИМС занимается только проблемами маломерного флота, то ГИМС РСФСР ими занята, по меньшей мере, только наполовину. Дело в том, что к ней отнесены еще и спасательные станции, которые на Украине выделены в самостоятельную службу, состоящую на госбюджете.
Что же нынче представляет собой ГИМС РСФСР? В ее систему входят 72 территориальные инспекции и 733 спасательные станции, 93 маневренные поисковые группы, 355 участков и отделений. Где основной штат? На спасательных станциях — 11 974, на инспекторских пунктах — 652 человека. А весь зарегистрированный маломерный флот РСФСР составляет 1 миллион 3 тысячи судов.
Сопоставив эти цифры, сразу же придем к выводу — государственных инспекторов явно не хватает. Особенно на воде. Регистрация, техосмотр, прием экзаменов проводятся на берегу, отнимают массу времени, а вот патрулировать, по сути, некогда. И хотя в обязанности начальников спасательных станций введены функции госинспекторов, но эта акция большей частью носит сугубо формальный характер. Огромный отряд работников спасательных станций загружен не меньше, чем госинспекторы. Закреплены они за пляжами, в районах массового отдыха, что и определяет формы их работы.
Опыт соединения двух разных служб, казалось бы, требует анализа, критического взгляда свыше, как, впрочем, и все связанное с деятельностью называемых организаций. Но какое же ведомство такой анализ может произвести? Может быть, Госкомприрода СССР? Тем более, что сегодняшнее положение на водоемах свидетельствует о том, что в стране нет единого хозяина воды, как нет строгого и справедливого стража порядка. Нет действенного контроля за сбросами промышленных и сельскохозяйственных стоков, далеко не безупречно ведет себя на воде пассажирский и грузовой флот, под прикрытием рыбоохраны на принципах вседозволенности утвердился рыболовецкий флот, на который не распространяется запрет на лов даже в период нереста.
Такие разные финансы
При слиянии инспекторской службы со спасательной, которое осуществилось в РСФСР, бюджет тоже объединился. Доходы ГИМС (хозрасчет — в действии) составляют 3,9 миллиона рублей. Но на содержание спасательных станций и пунктов государство выделяет ГИМС 20 миллионов рублей. Это деньги! Такое обстоятельство делает синтез более соблазнительным. Но есть одна особенность: деньги по целевому назначению, минуя главк ГИМС, идут в местный бюджет. Контролировать расходы местных администраций очень трудно, тем более распоряжаться финансами, которые принадлежат тебе лишь формально.
ГИМС Украины, как и многие другие республиканские инспекции, тоже на хозрасчете. Трудно... Но украинские инспекторы считают, что спасательная служба — не их сфера и не прельщаются дотациями. Они считают наиболее правильным отнесение к системе речфлота, что позволяет наладить более четкую организацию службы. Например, под жесткий контроль инспекции берут лодочные стоянки (РОП), предъявляют свои требования отделам бытового обслуживания облисполкомов, в чьем ведении эти стоянки находятся. Предъявляют и штрафные санкции. Ведь владелец лодки платит за стоянки большие деньги и вправе требовать их благоустройства. И с мнением ГИМС, надо отдать должное, исполкомы местных Советов считаются.
К многообещающему решению пришли прибалтийские госинспекторы. Они начинают открывать свои собственные стоянки. Понятно, хлопотное дело, но прибыль — в чистом виде. И контроль вести легче: при стоянке всегда будет находиться инспектор. ГИМС Литвы взяла на себя (конечно, не бесплатно) изготовление номеров, а в Клайпеде планируется создание кооператива «водное такси». Наверняка система водно-моторного проката будет пользоваться популярностью.
Такие начинания надо только приветствовать. Об этом пишут и наши читатели: «Хорошо, если бы инспекции не только собирали плату за техосмотр, а помогали и обеспечивать лодки стоянками. Пришел владелец ставить лодку на учет, а ему предлагают сразу и место на стоянке с учетом местожительства»,— пишет В. Яловецкий из Омска.
Свой бюджет многие инспекции, увы, пополняют пока больше за счет оплаты судоводителями экзаменов, техосмотров, переподготовок, замены билетов и т. д. Все это — платные услуги, за редким исключением. Но и тут у всех свои подходы. В РСФСР нашли возможность производить замену билетов бесплатно, в других регионах — нет. Регистрация простой гребной лодки в РСФСР стоит 50 коп — 1 руб, а в Грузии, например, в пять-восемь раз дороже, правда, это не мешает местной ГИМС быть убыточной организацией. Почему?
В республиканских ГИМС, как в монастырях, — всюду свой устав. На Украине за румпель можно садиться с восемнадцати лет, а в других республиках — с шестнадцати. Много расхождений не только в прейскурантах, не «стыкуются» и программы подготовки судоводителей-любителей.
Особенно много различий в способах добывания средств. Если в Прибалтике взяли направление на развитие платных услуг, то в некоторых республиках быстро усвоили порочную систему штрафов, заимствовав ее от рыбоохраны. Некогда героический образ инспектора рыбоохраны, якобы, подвергающего себя постоянному риску в столкновениях с браконьерами, трансформировался в другую крайность. Нынче нередко сами действия инспектора рыбоохраны похожи на раз-бой и ничего общего не имеют с наведением порядка. Рыбоохрана в иных местах может штрафовать рыбака за одно только появление на воде. Причина проста: штрафная прибыль раскладывается более чем оригинально. Половина ее идет в госбюджет, а вторая половина — в фонд рыбоохраны. Но каким образом распределяется эта часть? 30% из 50 получает тот инспектор, который штрафовал. Такого рода материальная заинтересованность ведет лишь к злоупотреблению штрафными санкциями. Так что же, брать на вооружение такие «воспитательные» меры?
Только в марте текущего года утвердили штрафные санкции в ГИМС РСФСР. И снова этот документ в корне отличается от всех прочих. Он дает более широкие права инспектору ГИМС. Скажем, находящийся на водоеме выбросил мусор. Штраф 5 рублей. За появление на водоеме в нетрезвом виде готовьте, судоводитель, сразу 30 рублей! Очень жаль, что инспекторы ГИМС могут предъявлять санкции только к владельцам поднадзорных судов. Это в принципе неправильный подход. Требования к водопользователям должны быть одинаковы, как и наказание за нарушение.
Деньги на существование ГИМС идут, как понимаете, главным образом от судоводителя-любителя. Много писем получает редакция о разных подходах ГИМС к одним и тем же мероприятиям.
Когда вышли новые правила плавания по внутренним водам, наш читатель В. Власов из Лиепаи сразу же прислал письмо: «Почему ГИМС РСФСР сочла возможным не обучать «насильственно» судоводителей-любителей, а в Латвии это не сумели сделать и заставили учиться за определенную плату?».
ГИМС стали проводить перерегистрацию. И снова — разнобой! Где-то не сумели объяснить судовладельцам истинную цель мероприятия, в одних республиках брали за нее 1 руб 50 коп с катера, в других — больше, а российские инспекции — бесплатно. Причина рождения «других уставов» опять же в отсутствии координатора.
Много вопросов у читателей «КиЯ» по поводу платной проверки знаний один раз в три года. 28 декабря 1987 г. в Минюсте СССР обсуждался этот вопрос с представителями еще восьми ведомств, включая Госплан СССР и Минречфлот РСФСР, и было принято решение признать целесообразной проверку знаний через три года. Видимо, веским аргументом послужила ежегодная проверка знаний штурмана-профессионала. Но и здесь некоторые ГИМС поначалу впадали в крайность. Заставляли учиться, сдавать экзамены по всей программе, и, конечно, прослыли вымогателями. ГИМС РСФСР упростила эту операцию (о ней подробно сказано в 3-м номере «КиЯ» за текущий год) и организовала проверку лишь практических навыков. Все правильно. Надо помнить главное: не ради существования ГИМС живет судоводитель-любитель, а ГИМС создана для маломерного флота. Это должно определять и их отношения.
Поднадзорность
На совещании бурно обсуждалось постановление правительства1 о снятии поднадзорности с судов-малюток. Проблему эту остро поставил журнал «Рыболов» (№ 1, 1988 г.) в статье «Деньги из воздуха». В «КиЯ» тоже поднимался вопрос о нелепости регистрации маленькой «надувнушки». Ну, кто же выйдет на воду с проколотой резиной?! А что еще проверять у такой лодки, может, качество воздуха? Такая проверка и регистрация, действительно, не что иное как формальная акция, которая давала инспекции определенную прибыль. ГИМС Белоруссии, например, сразу лишилась 30 тысяч годового дохода.
Начальник ГИМС Литвы Ю. А. Шаулявичус признал отмену регистрации правильной не взирая на то, что в республике 38 тысяч судов, а моторных лишь 4 тысячи. По Литве разбросано 3 тысячи озер, из дальних хуторов люди ездили на регистрацию или госинспекторы приезжали к ним. Словом, канитель невероятная. В Литве 2 тысячи судов сразу же вышли из-под надзора. Зато выиграно время, прекратились жалобы и нарекания от владельцев «надувнушек». Материальную базу литовская ГИМС, как говорилось, укрепляет другим путем — более надежным и честным.
К проблеме поднадзорности «малюток» можно бы и не возвращаться, но в некоторых республиках, в частности — на Украине, стараются обойти отмену регистрации. Поначалу был сделан один, казалось бы, безобидный шаг: решили желающим регистрировать «малютки» в просьбе не отказывать. За исключением последовало правило, которое напрочь перечеркивает постановление Совета Министров СССР.
Как же делается явный обход закона? В областной газете появляется оповещение. Например, газета «Индустриальное Запорожье» от 17 февраля 1988 г. публикует такую информацию: «С поднадзорности ГИМС сняты гребные, деревянные, металлические, пластмассовые и разборные лодки грузоподъемностью менее 100 кг, байдарки — менее 150 кг, надувные лодки — 225 кг и менее. В целях безопасности эти суда не должны эксплуатироваться на водоемах и акваториях, которые открыты для судоходства транспортных судов и маломерных моторных лодок... При желании можно указанные выше лодки с учета в ГИМС не снимать, но при этом необходимо написать обязательство в инспекцию о ежегодном предъявлении судна к техосмотру, пройти соответствующую проверку знаний (с предварительной платной консультацией в ГИМС). После этого судовладельцу будет выдан контрольный талон, дающий право на эксплуатацию лодки в открытых водоемах, при условии соблюдения правил, внесенных в судовой билет». И все ради «платной консультации», которую проще назвать вымогательством. Если так пойдет дело, то скоро нас заставят регистрировать и надувные матрасы.
С поднадзорностью судов связана уже не надуманная проблема: ГИМС не дано право контролировать на воде маломерные суда других ведомств. Каждое ведомство утверждает, что у него свой контроль над своими судами. Не будем касаться ВМФ: как на дорогах есть ВАИ, так и на воде, надо полагать, у военных свой порядок. Но есть же маломерные суда речфлота, рыболовные, гидрометеослужбы, лесосплава... Оказывается, к ним ГИМС — не подходи, если те и совершают нарушения! Что бы творилось на дорогах, если бы ГАИ могли влиять только на частный транспорт... На воде так и получается. Особо отличается рыбоохрана, которой тоже даны права на штрафные санкции. Она бесцеремонно может выйти патрулировать на лодке без номеров, без спасательных средств, не соблюдая элементарных правил поведения на водоемах.
Вот один пример из множества подобных: работники рыбинспекции города Кременчуга моторками загоняли рыбу в сети в протоке Засухе, куда вход моторным лодкам вообще строго запрещен. Но кто может наказать рыбоохрану, когда она считает себя хозяином воды и учредителем порядка?!
Если ГИМС считать подобием ГАИ, то все маломерные суда, все находящиеся на воде люди (плывут они на плоту или на бревне) обязаны подчиняться госинспектору ГИМС. Когда утверждался статус этой инспекции, было зафиксировано одно неверное положение о том, что меры воздействия ГИМС (штрафные санкции и прочие) распространяются только на поднадзорные суда. Неправильно. Вообразим ситуацию: стоит «надувнушка» (теперь не поднадзорная) на судовом ходу... Явное нарушение. Что же, теперь инспектор ГИМС должен мимо пройти? Или не наказывать хулиганствующего на воде представителя «привилегированного» ведомства? В том и другом случае подлинный блюститель порядка обязан предъявить нарушителю счет. И такую обязанность надо узаконить.
Хочу привести одно письмо.
«На Белом море, при подходе к биостанции МГУ, наш катамаран едва не подмяло судно, принадлежащее этой организации. Вдобавок оно шло не по судовому ходу, а срезало путь между островами. Катер пролетел в трех метрах о борта. Пассажиры весело махали руками. Кому жаловаться? Судно принадлежит организации, а мы — любители и все да бесправны» (Московская обл., Мытищи, А. Воеводин).
Ситуация, которую только ГИМС и может разобрать.
Кстати, многие судоводители-любители сами грешат подобными «маневрами» на воде и... наживают первых врагов в лице своего же собрата — любителя рыболова или яхтсмена на надувном катамаране. А потом удивляются: отчего закрыли водоем? Бывает, что и «по просьбе трудящихся»...
ГИМС не только правила плавания и навигационную обстановку должна преподавать, но и культуру поведения на водоемах! А уж сами инспекторы просто обязаны безукоризненно содержать свой флот. Что же это за блюститель порядка, если он не служит примером для подражания?
Такие вот мысли вызвало совещание руководителей инспекций по маломерным судам. Проблем много, но кто их будет решать? Вопрос остается открытым.
В. Голубев, наш спец. корр.
P. S. Участники совещания организовали общественный координационный совет, наделенный рекомендательными функциями. Одна из главных его задач — обобщение передового опыта.
Примечания
1. Имеется в виду постановление СМ СССР № 1361 от 1.12.87 «О внесении изменений в Типовое положение о Государственной инспекции по маломерным судам союзной республики» (см. жури. «Рыболов» № 1, 1988).