Во всех сферах нашей жизни в последнее время происходят изменения. Что нового в деятельности ГИМС РФ, что осталось по-прежнему?
На эти вопросы отвечает начальник отдела безопасности ГУ ГИМС Российской Федерации Владимир Васильевич Антонов.
— В 1990 г. в России завершился обмен судовых билетов старого образца на новые. В ходе его уточнено число годных к использованию частных судов. Каково оно? Возросло ли за последнее время количество парусно-моторных яхт?
В прошлом году на учете территориальных гос-инспекций Российской Федерации состояло 835 тыс. маломерных судов, из них 559 тыс. катеров и моторных лодок. С окончанием обмена старых билетов на новые с учета снято почти 126 тыс. судов, которые были зарегистрированы еще до образования ГИМС РСФСР и пришли в негодность. Из-за острейшего дефицита в торговой сети лодок, моторов, запасных частей, ГСМ, значительного роста цен — пополнения любительского флота в последние 3 года не происходит. Относительно парусных судов судите сами: 1987 г. — 2432 ед., в 1991 г. — 2502 ед.
В Российской Федерации 72 территориальных гос-инспекции, в составе которых более 400 инспекторских участков, 730 спасательных станций, 95 маневренных поисковых групп и 600 спасательных постов. Работа инспекций ежегодно оценивается по специальной методике, определяются победители и призеры смотра-конкурса на лучшую госинспекцию России, выявляются недостатки организации служб и подразделений ГИМС. Победителями смотра-конкурса становились ГИМС Саратовской (1987, 1988 и 1990 гг.) и Ярославской (1989 г.) областей. Дважды призовые места занимали инспекции Архангельской и Челябинской областей.
За последние 5 лет чаще всего неудовлетворительно оценивалась работа ГИМС Амурской, Кировской, Курганской, Оренбургской, Тульской и Читинской областей.
— Аварийность маломерного флота остается высокой. Прослеживается ли тенденция к ее сокращению, или говорить об этом не приходится?
— К сожалению, печального еще предостаточно. Если в 1985 году при авариях на маломерных судах погибло более 1300 человек, то в последующие годы эта цифра уменьшилась более чем в 2 раза.
Каждая третья авария на моторных судах совершена лицами, не имеющими удостоверений на право управления маломерным судном либо не прошедшими периодической (один раз в три года) проверки знаний.
Каждое второе потерпевшее аварию судно не предъявлялось на техническое освидетельствование.
До 50% аварий совершаются гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
По районам плавания аварийность распределяется следующим образом: на внутренних водных путях — 51% аварий (13% — на судовом ходу); на несудоходных водоемах — 44% и в прибрежных районах морей — 5%.
Около 65% несчастных случаев связано с рыбной ловлей.
Почти 15% аварий ежегодно происходит при запуске подвесного мотора с включенным реверсом.
Статистики о привлечении виновных судоводителей к уголовной ответственности нет, хотя такие случаи имеются. За нарушение правил пользования маломерными судами ГИМС ежегодно привлекается к административной ответственности более 20 тыс. судоводителей, из которых 150—200 чел. лишаются права на управление, а более 2 тыс. штрафуются.
Вот некоторые данные общей гибели людей на водоемах. За 7 лет с образования ГИМС в России утонуло 85 тыс. человек. Хотя это на 35 тыс. человек меньше, чем за такой же период до 1985 года, гибель на воде чрезвычайно велика. Если в США, Франции, Японии, Германии, Италии, Венгрии, Швеции коэффициент ежегодной гибели людей на воде на 100 тыс. населения составляет от 0,6 до 3,0, то в России этот коэффициент ниже 7,2 не опускался ни разу, а его пик приходится на 1981 год — 16,3.
Каждый третий из утонувших находился в состоянии алкогольного опьянения.
От общего числа погибших на воде дети составляют более 20%.
Каждый год спасателями и госинспекторами ГИМС предотвращается гибель более 10 тыс. человек, терпящих бедствие на воде. Главное управление благодарно и тем 6,5 тыс. внештатных инспекторов, которые добровольно оказывают неоценимую помощь Государственной инспекции в укреплении правопорядка и охране жизни людей на водоемах.
— И это при том, что программные требования к владельцам судов остаются на достаточно высоком уровне. Вошли ли в них существенные изменения? Имеет ли право обладатель любительского удостоверения ГИМС работать по найму, взимается ли с него налог?
— Начну с последнего вопроса. Если в удостоверении судоводителя маломерного судна не проставлен штамп «Без права работы по найму», то он имеет право работать на поднадзорных ГИМС РФ моторных судах с мощностью двигателя до 75 л. с. (55 кВт). У работающих по найму судоводителей знания Правил плавания, правил эксплуатации двигателя, лоции проверяются экзаменационными комиссиями в объеме соответствующей программы, действующей в системе речного флота.
Для судоводителей-любителей, использующих свои катера, яхты и моторные лодки для индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности, со стороны Госинспекции никаких ограничений нет. Единственное, что требуется — это соблюдение установленных норм и правил, обеспечивающих безопасность на водоемах. Индивидуальная и предпринимательская деятельность облагаются поступающим в бюджет налогом в соответствии с законодательством.
Подготовку судоводителей ведут различные ведомства и организации по утвержденным ими программам. Чтобы исключить противоречия между изучаемым на курсах и требованиями ГИМС при приеме экзаменов, ГУ утвердило Типовую программу подготовки судоводителей моторных судов, поднадзорных ГИМС, с перечнем экзаменационных вопросов. Этой программой предусмотрено минимальное количество учебных часов для различных районов плавания. Так, для внутренних водных путей («ВВП») и прибрежных участков морей («МП») продолжительность обучения 90 ч, для внутренних несудоходных водоемов («ВП») — 60 ч.
— В правилах регистрации судов пока не появилось существенных изменений, не так ли?
— Новых требований при регистрации судов не устанавливалось. Как и прежде, владельцу судна необходимо предъявить документы, подтверждающие законность его приобретения, заполнить бланк регистрационной карточки заявления, уплатить за регистрацию и первичное освидетельствование. ГИМС присваивает судну бортовой номер, а владельцу выдает судовой билет.
В нестоящее время Главное управление приступило к пересмотру некоторых положений документов. В том числе и по регистрации судов. Так, предполагается разрешить ставить на учет ГИМС маломерные суда по месту их постоянного базирования. Сейчас регистрация ведется только по месту жительства (прописки) судовладельца. Со всеми изменениями, которые будут касаться судоводителей, мы обязательно проинформируем их через «Катера и яхты».
— Видимо, сказанное относится и к судам самостоятельной или кооперативной постройки. Что должен учитывать владелец такого судна, предъявляя его инспекции?
— Прежде, чем поставить на учет судно самостоятельной постройки, госинспектор должен убедиться в его годности к эксплуатации. С этой целью перед регистрацией проводится первичное техосвидетельствование судна. В ходе его проверяются размерения, валовая вместимость, состояние корпуса, устройств, систем, оборудования и снабжения; мореходные и маневренные качества (особое внимание уделяется остойчивости и непотопляемости); состояние механической установки и оборудования. В «КиЯ» уже обращалось внимание индивидуальных судостроителей на необходимость предварительного представления в ГИМС для экспертизы и согласования основной технической документации (теоретический и конструкторский чертежи, общий вид и др.), чтобы убедиться в правильности сделанного выбора и расчетов. Начинающим судостроителям рекомендуем использовать проекты, которые уже были апробированы или публиковались в журнале. Чтобы избежать недоразумений при регистрации построенного судна, нужно сохранить имеющиеся документы (счета, чеки и т. л.), подтверждающие законность приобретения основных материалов для постройки.
Кооперативы должны выполнять те же требования к постройке маломерных судов, что и судостроительные предприятия. Поэтому при предъявлении судовладельцем техпаспорта (техусловий) на построенное кооперативом судно, оно регистрируется и осматривается в том же порядке, что и судно промышленного изготовления.
После принятия законодательных актов об индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности началось приобретение гражданами большегрузных, специальных и даже пассажирских судов. Естественно, что требования по технадзору и квалификационные требования и судоводителям таких судов более высокие.
Рассмотрев эту проблему в марте 1991 г.. Речной Регистр России, ГУ ГИМС РФ и Главная инспекция по безопасности судоходства «Росречфлота» известили инспекции на местах о том, что технадзор за самоходными судами граждан с мощностью двигателя 75 л. с. и более и несамоходными судами валовой вместимостью 80 per. т и более, спроектированными и построенными по Правилам Речного Регистра России и на его класс, осуществляют инспекции Регистра. Регистрацию, дипломирование судоводителей и надзор за судами, эксплуатирующимися на судоходных путях, проводят бассейновые инспекции Росречфлота. Все другие суда граждан поднадзорны ГИМС РФ.
— Все дорожает. Кто устанавливает и контролирует плату за техническое освидетельствование?
— С 1991 года стоимость выполняемых гос-инспекциями работ, в том числе и за технический осмотр, устанавливается на местах. Единого прейскуранта теперь нет, и в зависимости от решений органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев и областей, цены стали либо свободными, либо регулируемыми. Там, где изыскивается возможность выделить из местного бюджета дополнительные средстве для ГИМС, цены за техосмотр и прием экзаменов значительно ниже. Дать сегодня какой-либо прогноз по ценам невозможно.
— Оказывает ли ГИМС помощь владельцам, желающим застраховать судно?
— Каких-либо документов, определяющих обязанности работников госинспеций по вопросам страхования маломерных судов, нет. В то же время имеются случаи, когда местные страховые организации обращались в госинспекции.
— Союз распался. Признает ли ГИМС России ранее выданные документы, могут ли судоводители суверенных государств защищать ими свои права?
— Судоводители этих государств пока, насколько известно, сдают экзамены по тем же программам, что и в России. Поэтому у ГИМС Российской Федерации в настоящее время нет никаких оснований не признавать ранее выданные или выдаваемые сейчас госинспекциями бывших союзных республик судоводительские и судовые документы.