Вместе со всеми событию радовались, конечно же, и яхтсмены. Лишних денег у них никогда не водилось. Но дороже денег увеличение отпусков. Свободным временем они наверняка сумеют распорядиться. Все прочее в значительной мере зависит, как всегда, от личных качеств и инициативы. И шагая по знакомым адресам, мне предстояло найти факты, подтверждающие это известное правило.
«Архангельск» на трассе конвоя «Дервиш»
В яхт-клубе «Водник» серьезных перемен к лучшему не наметилось, старт воплощению планов, упомянутых в предыдущей статье, дан не был. Но жизнь теплилась, слава богу, и яхты летом паруса поднимали.
Пожалуй, наиболее интересным стало плавание, о котором рассказали его организаторы и участники Гудины — Юрий Сергеевич и его сын Алексей.
Сохранившие самый первый номер «Катеров и яхт» (1963 г.) могут прочесть статью, выносившую на обсуждение проект 16-тонной стальной яхты. Спроектировал судно Дмитрий Антонович Курбатов — один из основателей журнала, его сегодняшний ведущий сотрудник. В Архангельске проект не просто рассмотрели, а приняли к исполнению. На заводе «Красная кузница» строительство возглавил прораб Георгий Иванович Шабалитов, ныне покойный. Яхту нарекли именем города, и многие годы она радовала тех, кто строил и водил ее. Потом «Архангельск» простаивал, пока не прошел значительный ремонт и не получил несколько новых парусов взамен окончательно изношенных.
Два года назад яхта вновь вышла в море. И даже выиграла гонку в Мурманске в классе килевых судов. А в прошлом наконец-то миновала м. Нордкап, за который прежде не хаживала, и, побывав в Норвегии, добралась до Англии. Плавание стало семейной сагой отца и сына Гудиных, как и шестерых их товарищей по клубу и вояжу.
Юрин Сергеевич — яхтсмен с довоенным стажем, профессиональный капитан. Он шел капитаном-наставником экипажа, а значит и Алексея, возглавившего команду «Архангельска».
Интересно, что Гудин-старший в дни войны служил рулевым на СКР19 «Дежнев», не раз сопровождал суда союзных конвоев. И вот ветерану выпал шанс частично повторить океанский маршрут мужества и трагедий, встретиться с зарубежными соратниками по огненным рейсам.
В солидном возрасте не всякий бывалый моряк отправится в заполярные воды. А он решился. И не стал обузой для молодых, а помог им, передав многое из того, что сам постиг за долгую капитанскую службу.
Плавание приурочили к 50-летию прибытия в Мурманск в 1941 году легендарного конвоя под кодовым названием «Дервиш». Не все сложилось так, как планировалось первоначально, но в том нет особой вины яхтсменов. Зато были настоящие приобретения: опыт плавания в Гольфстриме и Норвежских шхерах, практика общения с портовыми властями, не всегда приветливыми и покладистыми. Команда прочувствовала, что и как следует делать при подготовке подобных выходов, а что делать нельзя. Словом, у «Водника» теперь стало больше бывалых яхтсменов.
Центр детского спорта и досуга
В яхт-клубе «Труд» пока обитают во времянках, сквозь фанерно-жестяные стены которых отчетливо различим рабочий шум стройки. Она тут же — за забором, который снесут, когда вырастет на берегу реки Кузнечихи учебно-тренировочный центр ДЮСПШ «Труд». Собственно, он-то и станет новым яхт-клубом, но с многогранным профилем.
Стройка уже не одни год заботит, но, похоже, не обременяет директора клуба Юрия Сергеевича Анисимова, если верить, что своя ноша не тянет. А это его ноша. В прошлом известный гонщик, Анисимов давно переквалифицировался в директора яхт клуба, специалиста по парусному воспитанию детей и подростков. Юрий Сергеевич задумал очень важное для родного города строительство. И чтобы поднять его, обдуманно выбрал выигрышный «галс».
Твердо зная, что отдача от парусных секций не велика и страдает однобокостью, он решил вывести клуб на уровень комплексного спортивно-оздорови тельного центра. Руководителей городского хозяйства удалось убедить в целесообразности его возведения в густонаселенном районе Архангельска, в тесном соседстве со школами и жилыми массивами. Строительство обеспечивается долевым финансированием различных предприятий.
Архангельских мальчишек да и девчонок летом от воды не увести, так что парусом под наблюдением тренеров они будут заниматься весьма охотно. Зимой же после школьных уроков и в выходные дни дети будут приходить в центр тоже не на аркане. Подкрепившись в столовой, отдохнут на свежем воздухе, сделают уроки, найдут дело в кружках по интересам. Спортивные секции, рукоделье, судомоделизм, занятия иностранными языками, прочие увлечения займут их до возвращения родителей с работы. Центр будет иметь актовый и спортивный залы, душевые, сауну.
Наставниками юных станут не только тренеры и мастера различных ремесел, но и школьный учитель для помощи в выполнении домашних заданий. Вполне вероятно, что к детям постоянно будут приходить духовные наставники из местной православной церкви.
Чтобы содержание центра полностью не легло на город, при нем решено открыть комфортабельную гостиницу на 100—150 мест, а также участок ремонта и строительства яхт. И если гостиница является частью новостройки, то под яхтенный участок уже отдан утепленный клубный эллинг, оснащенный несколькими станками. Здесь обосновалось новое малое акционерное предприятие. Его зарегистрировал один из героев репортажа «Верфь на двинском берегу» (№152, 4/1991) А Галицкий. Клуб поддержал его замысел организации МП, поскольку профессиональный корабел и яхтсмен пришел в «Труд» с портфелем готовых проектов малых деревянных судов. При регистрации предприятию присвоили наименование «Снарк». Так Галицкий называл яхты, на которых ему довелось ходить.
Одни считают затею с МП на базе клуба утопией, другие относятся к ней без скепсиса. Ну, а «Катера и яхты», памятуя, что «не боги горшки обжигают», желают «Снарку» успешного становления и предлагают для знакомства один из его готовых проектов. Это 10-метровый парусно моторный бот «Снарк-III» — кораблик для туризма в северных широтах, для приобщения к парусу молодежи. Возможно, проект вызовет интерес, и у МП появятся первые заказчики.
Адрес автора проекта Александра Николаевича Галицкого: 163045, г. Архангельск, ул. Гагарина, д. 2, кв. 29.
Такелажных дел мастер
От известного болгарского яхтсмена Дончо Папазова недавно довелось услышать: «Я знаю всего несколько морских узлов, а на яхте использую и того меньше». Тысячи яхтсменов могли бы откровенно признаться в том же. И неудивительно: всевозможные детали оснастки современных яхт избавляют их от необходимости дотошно осваивать старое морское — такелажное мастерство.
И все же знатоки и ревнители его есть в клубах. А один из них трудится на Соломбальской верфи. И, смею думать, является непревзойденным мастером. По крайней мере во всей двинской округе. Зовут его Леонид Сергеевич Хромцов.
Начинал он моряком торгового флота, что в общем-то и привело его к ремеслу, которым постепенно овладел самостоятельно, достигнув высот совершенства. На верфи Хромцов около 27 лет. Познакомились мы на рабочем месте Леонида Сергеевича. Его мастерская довольно скромна, невелика по размерам. Стены ее сплошь укрывают стенды с любовно выполненными узлами, всевозможными такелажными поделками. На верстаках и под ними все размешено очень рационально. Для экономии времени, сил, удобства. Над каждой бухтой растительного или синтетического троса лежит остро заточенный нож. По кромкам верстака на чистом, окрашенном краской полу нанесены метки длин троса для различных изделий. Ручка на тисках блестит от мозолистых ладоней Хромцова. А сами руки его в постоянном движении. Он ни на секунду не прекратил работы, рассказывая о себе, о своем ремесле.
Говорил весело, просто. И одновременно сноровисто колдовал с сизалью, превращая ее в такелаж для очередного нового бота. Сколько он их оснастил? Да все до единого. И не только боты. Яхты, швертботы, спасательные шлюпки не обходятся без хромцовского мастерства. Бывало за год перерубит на ванты и штаги гору стального и сизальского троса. При том весь стальной трос при заготовке избавит от лишней «арсенальной» смазки и расчетливо разметит так, чтобы в дело пошло все до единого сантиметра. Так же экономно обходится он с сизалью, с линями из синтетических волокон.
Леонид Сергеевич изготовляет бросательные концы, шторм-трапы с мусингами. маты, в том числе шпигованные, плавучие якоря, спасательные леера, кранцы. Кстати, плетеные кранцы с пробковым наполнением из прядей золотистой сизали уже увозили за рубеж иностранные гости верфи. В качестве сувениров, украшений интерьеров. Платили валютой. И дороже, чем за свои кранцы из эластичной прочной цвет ной пластмассы, которых у нас вовсе не производят.
Чуть ли не тысячу огонов однажды пришлось выполнить мастеру в короткий срок, когда верфь получила заказ на такелаж для антенн берегового радио-центра. Но ту работу Хромцов не считает чем-то особенным. Другое дело — заказы для кино. Он оснащал «флот» фильмов «Юность Петра», «Россия молодая». А были там и поморский карбас для Петра, и кочи для Семена Дежнева. В ход нередко шли пеньковые канаты максимальной окружности, чтобы все выглядело достоверно, как в былые времена.
Эскизы художников Хромцов сверял по музейным моделям, листал книги по судостроению и чертежи. Ну, а фильмы ходил смотреть с родными и знакомыми. Радовался удачным кадрам. Беззлобно критиковал киношников, у которых кочи, случалось, шли вперед с обстененными парусами при встречном ветре. Что, мол, с них возьмешь. Кино, да и только!
Роптать на то. что в титрах не значилось его имени, Леониду Сергеевичу в голову не приходило. Не на жил он честолюбия, апломба. Как, впрочем, и состояния. И это при том, что владеет уникальным мастерством и азартен в деле, как иной в забаве.
На яхтах Хромцов не ходит, но снасти «чувствует» безошибочно. Знает какая и насколько вытянется под нагрузкой, сколько прослужит. К его советам прислушиваются инженеры. И асе бы ничего, если бы не ограничения по материалам. Работать приходится с тем, что удается выбить снабженцам. Потому-то и не обольщается мастер на счет тех или иных изготовленных им вещей для яхтенной оснастки, мечтает о работе с современным, пока, увы, ненашенским тросом. Трудозатраты, считай, те же, а эффект иной: стальные ванты и штаги не тянутся, как резина, бегучий такелаж не боится влаги, не гниет.
Возможно, со временем верфь начнет получать такие тросы как для яхт современного дизайна, так и для судов, стилизованных под старину. Удорожание оснастки покроет заказчик, если он не скупой и не хочет платить дважды. Мастеру же важна уверенность, что все, во что он вложил труд и талант, будет служить долго, радовать людей, не подведет в море ни при каких обстоятельствах.