Из письма читателя Г. Звонарева: «Прочитал статью «А что вместо винта?» и решил задать вопрос. Почему же рекорд скорости, установленный 40 лет назад американским лайнером «Юнайтед Стейтс», так и остается рекордом? Неужели нет прогресса в этом направлении? Да и строят ли лайнеры сейчас вообще?»
Исчерпывающий ответ на подобные вопросы можно найти в только что вышедшем 4-м издании книги С. Белкина «Голубая лента Атлантики». Чтобы дать некоторое представление о том, какие лайнеры строятся сейчас, приведем общий вид современного — построенного в 1990 г. в Хельсинки по заказу судовладельцев из Майами круизного лайнера «Фэнтази» и назовем несколько цифр.
Основные данные: длина наибольшая — 260,8 м, ширина наибольшая — 36,0 м (по КВЛ — 31,5 м), осадка — 7,7 м. Высота от ОЛ до верха дымовой трубы — 64 м; на трубе устроена застекленная смотровая площадка (2 лифта). Валовая грузовместимость — 70 367 per. т, дедвейт — 7000 т.
Скорость — 22 уз. Суммарная мощность 6 дизель генераторов — 42 000 кВт. Электропередача на 2 ВРШ диаметром 5,2 м. 6 подруливающих устройств; 2 полубалансирных руля с отдельными электрогидравлическими рулевыми машинами. Кроме скуловых килей имеются активные успокоители качки — боковые рули площадью по 14,5 м2.
Экипаж — 980 чел. Пассажировместимость 2604 чел. На судне оборудованы 1024 пасс, каюты, из них: 56 люкс и «полулюкс», 566 двухместных с ест. осв. и 383 — двухместных без ест. осв. Работают 12 пасс, лифтов (по 18 чел.).
Даже самое беглое сравнение цифр убеждает в том, что при создании лайнера «Юнайтед Стейтс» все было принесено в жертву скорости. При гораздо больших размерениях (301,9Х30,96Х10,98 м) и огромной мощности главн. дв. (172 000 кВт) его пассажировместимость (1962 чел.) и валовая грузовместимость (53 322 per. т) были существенно ниже. Такие суда сейчас неминуемо оказываются нерентабельными. Не случайно же и сам «Юнайтед Стейтс» в 1969 г. был поставлен на прикол.