Приведем лишь некоторые факты:
1 мая на р. Мезень, только что освободившейся от льда, мотолодка «Казанка-М» с тремя нетрезвыми пассажирами на полном ходу врезалась в льдину. От удара все трое оказались за бортом. Двое выплыли. Судоводитель утонул.
Недалеко от с. Красноборск Архангельской области при переправе через р. Северная Двина 10 мая перевернулась самодельная деревянная незарегистрированная мотолодка, что привело к гибели трех пассажиров.
В районе пос. Кунтук Иркутской области тоже в начале мая четверо молодых людей решили «покататься» по озеру Байкал. Подобрали на берегу бесхозную «Казанку», устроили на воде пьянку, а затем и драку. Лодка перевернулась, все трое погибли.
Чуть позднее трое жителей г. Торжка во время рыбной ловли на р. Княжя, будучи пьяными, оказались за бортом перевернувшейся лодки и утонули.
8 июне на озере Славутино в районе пос. Пено Тверской области перевернулась гребная деревянная лодка. При этом утонули ее владелец и трое малолетних детей.
В Калининградском заливе в 800 метрах от берега в штормовую летнюю погоду захлестнуло волной мотолодку «Неман» с пятью пассажирами. На всех были спасательные жилеты. Но трое из пяти погибли от переохлаждения. В том числе два подростка.
Едва открылась следующая навигация маломерных судов на водоемах России, список трагедий продолжился. Так, в середине апреля на р. Малый Енисей во время неорганизованной посадки рабочих совхоза «Вперед» на борт «Казанки», подошедший к кромке льда, лодка перевернулась, утонули 8 человек. В этом случае, как во многих других, большинство пассажиров были в нетрезвом состоянии.
Нетрезвый судоводитель стал виновником гибели трех пассажиров «Казанки», наскочившей на волжский буй в районе пос. Радченко Конаковского района Московской области.
Печальный перечень, к сожалению, можно продолжать и продолжать.
Причины трагедий, как видим, чаще всего одни и те же: управление маломерными судами в нетрезвом виде, нарушение пассажиро- и грузовместимости, неосмотрительность при плавании в сложных метеоусловиях, безграмотность и беспечность судоводителей.
Каждая третья авария моторных судов сегодня совершена лицами, не имеющими удостоверения на право управления ими либо не прошедшими очередной (раз в три года) проверки знаний.
Каждое второе потерпевшее аварию судно не состояло на учете в ГИМС, 64% не прошли технического осмотра.
Не менее 45% аварий совершено гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
Низка культура поведения водномоторников. Только за 1990 г. в ходе рейдов и патрулирования выявлено более 22 тыс. нарушений правил охраны жизни людей на воде, правил пользования маломерными судами и базами для их стоянок. Более 20 тыс. нарушителей привлечены к административной ответственности, из них более 2000 оштрафованы, около 200 лишены права управлять маломерными судами.
Есть объективные причины, влияющие на аварийность маломерных моторных судов. За последние годы промышленность резко сократила выпуск подвесных моторов и запасных частей к ним, необходимо отметить также низкое качество выпускаемых моторов. Это приводит к тому, что ежегодно тысячи моторных лодок и катеров выходят на воду на неисправной, ненадежной технике, что влечет за собой опасные последствия. Работниками ГИМС только в том же 1990 г. за нарушения, связанные с эксплуатацией технически неисправных судов, задержан 1851 судоводитель.
Государственная инспекция по маломерным судам обращается ко всем судоводителям маломерного флота с призывом, несмотря на трудности, ходить только на судах с исправными моторами, быть дисциплинированными на воде, проявлять взаимную вежливость на водных маршрутах, не нарушать правила пользования маломерными судами, правила плавания.
И главное — не допускать аварии, не создавать предпосылок для трагедий.
Л. Казьмин, инспектор ГУ ГИМС РСФСР.