В начале года в редакции появился конструктор-судостроитель и яхтсмен из Будапешта Вильмош Дёмел. Не совсем обычное обстоятельство привело его к нам. Уже 25 лет он был активным читателем «КиЯ» и вдруг — осложнение: подписаться на советский журнал стало возможным, только имея валюту, которой у него нет. Вильмош предложил нам вариант обмена «КиЯ» на еще не известный нам новый венгерский журнал «Нептун». Первый номер этого издания тут же лег на редакторский стол.
До последнего года в Венгрии выходило лишь несколько небольших вестников федераций по парусному спорту, гребле и аквалангистов. Но они имели маленькие тиражи и рассчитывались на узкий круг читателей.
«Нептун» — очень хорошо исполненное полиграфически издание для всех, чьи увлечения и отдых связаны с водой, о чем свидетельствует его первый выпуск. В журнале публикуются интервью с мировыми звездами виндсерфинга и статья о проблемах его развития на Балатоне, рассказы о кругосветной гонке яхтсменов-одиночек и крейсерском плавании на Адриатическом море, сообщаются новости водномоторного спорта, помещены информации о выставках судов. Есть здесь страницы судомоделизма и судовой электроники, консультации по выбору мотолодок, ремонту лодочных моторов, множество других материалов для яхтсменов, воднолыжников, аквалангистов, любителей истории.
Несколько позднее Вильмош Дёмел прислал нам обещанное интервью с главным редактором журнала «Нептун» Балажем Кратохвилем.
Вот о чем рассказал в этой беседе основатель первого в Венгрии массового издания для водников.
— Моей целью было создание именно такого журнала, который удовлетворил бы интересы всех водников страны. В зимнее время будем публиковать также статьи о лыжном и буерном спорте, как наиболее близких к водным видам спорта и туризма. По нашим предварительным подсчетам, этими вопросами интересуется в Венгрии приблизительно 500 тысяч человек. Проданный 30-тысячиый тираж первых номеров, а также получаемые ежедневно около 50 писем свидетельствуют о том, что журнал пользуется большим спросом. Поэтому мы планируем перейти на ежемесячный выпуск. Сейчас выходим, как и «КиЯ», один раз в два месяца.
Журнал, по моему глубокому убеждению, должен быть интересным, легкопоиятным для неподготовленного читателя и, конечно же, привлекательным по полиграфическому исполнению. Я намерен сохранять определенное равновесие между статьями по разным видам спорта Каждая тема занимает 4—5 страниц. Стараемся размещать как можно больше цветных фотографий.
Большой популярностью пользуются публикуемые нами кроссворды. Кстати, между теми, кто правильно разгадал их, разыгрываются ценные призы: байдарки, парусные доски, всякого рода спасательное имущество, книги, а также годовая подписка на журнал. Выигрыши в большинстве случаев получаем от фирм-изготовителей для испытания и рекламы.
Вообще, реклама играет решающую роль в жизни журнала. За нее (в том числе и за зарубежную) мы получаем с каждого номера около 700 тысяч форинтов. При затратах на выпуск одного номера примерно 2,5 миллиона форинтов это является, согласитесь, крупной поддержкой. Таким образом мы стараемся избежать и чрезмерного повышения цены журнала. Гарантом нашего финансового благополучия является наше издательство, принадлежащее акционерному обществу «Бертелсманн». Общество имеет 44 тысячи сотрудников в 32 странах от Бразилии до Гонконга, свои телевизионные каналы, такие как «РТЛ» в Германии. С помощью издательства мы получили телефоны, телефакс, ЭВМ, служебную машину...
Мы имеем связи с большинством венгерских фирм, занимающихся изготовлением или продажей предметов для водного спорта и туризма. Поддерживаем тесные контакты и с зарубежными фирмами, такими как голландская фирма «Ветус», а также со многими австрийскими предприятиями, выпускающими «водные» товары. «Нептун» стал своим журналом для организаторов «водных» выставок в Германии и Австрии, налажены творческие связи с германским журналом «Ди Яхт». Большую заинтересованность проявляем по отношению к читателям соседних стран, ибо решили всячески способствовать развитию совместного водного туризма.
Теперь о штате редакции. Кроме меня других штатных сотрудников в «Нептуне» нет. Редколлегия состоит из добровольных экспертов, работающих по совместительству. Однако за публикуемые статьи мы платим очень хорошо. Гонорар примерно втрое превышает обычный уровень.
Пользуюсь случаем передать наилучшие пожелания советским водникам — читателям «Катеров и яхт». Я знаком с этим журналом с 1967 года. Мне он очень нравится, особенно — публикацией ценных практических советов и проектов с подробными чертежами.
Надеюсь, тесные связи между «КиЯ» и новым венгерским журналом будут приносить пользу нашим читателям в обеих странах.