Сальваторе Квазимодо
Судно, изображенное на снимках, — это коч «Зарни ань», копия средневекового плавсредства угро-финских народов.
Он построен на Сыктывкарском судомеханическом заводе руками молодых романтиков Коми-центра путешественников «Биармия», которым пришлось немало покопаться в литературе, изучить десятки старых документов, археологических находок и многое домыслить, чтобы воссоздать облик легендарного судна сначала в эскизах и чертежах, а затем в дереве, оснастить его парусами и веслами.
Закладка судна произошла 1 декабря 1990 года. Ее освятил евангельский благовестник Василий. Но до окончания строительства коча он не дожил, поэтому спуск на воду уникального детища «Биармии» был благословлен 23 мая 1991 года его супругой.
Поскольку коч создавался не для музея, предстояло всесторонне испытать его в условиях, приближенных к тем, в которых эксплуатировали подобные плавсредства наши предки. Для этого одновременно со строительством разрабатывалась многоцелевая программа водно-волоковой экспедиции, которая получила название «По восточным городам Биармии».
Реализация ее началась 25 мая. По весенней Сысоле коч дошел до Вычегды, по ней добрался до древнего волока на Мылву, преодолев его, спустился по притоку в Печору. Таким образом, 9 июня он достиг Троицко-Печорска, а 7 июля Усть-Цильмы, села, стоящего на печорском берегу 450 лет, где и сделаны эти снимки. Там же состоялась встреча автора с экипажем коча и его капитаном, президентом Коми-центра путешественников и руководителем экспедиции Владимиром Николаевичем Королевым, действительным членом Географического общества СССР, опытным туристом и краеведом, которым пройдено по водным и сухопутным маршрутам в общей сложности четыре кругосветки.
Распластавшееся на холмах большое село на великой северной реке Усть-Цильма так привыкло к суете судов всевозможных конструкций и размеров, что даже к флагманам флота, красующимся на рейде, относится равнодушно. Но приход «Зарни ань» не остался незамеченным. Быстро по селу и окрестностям разнеслась весть о необычном судне — «двадцатинабойном», двухкилевом, четырехвесельном, двухпарусном, двухмачтовом. Свинцовые тучи низко стелились над утренней Печорой, дул пронизывающий до костей полярный ветер, гнал крутую волну, пахло снегом, но на пристани собралась публика. Кто бы мог подумать, что в середине лета наступит такая стужа! И уж не меньше удивили пристанские мальчишки, которые в такую жуткую погоду прибежали посмотреть на «Зарни ань» босиком.
Когда из трюма коча поднялись на палубу семеро парней, спустили трап и сошли на берег, из-за туч пробилось солнце. Завязался разговор. Светлобородый капитан рассказал о маршруте и целях путешествия, представил команду, обещал продемонстрировать ходовые способности коча на печорском плесе.
В подражание древним команда величает себя ватагой, капитана — кормщиком, такелажника — подкормщиком, матросов — гребцами. Конечно, есть в команде и кок, и зуёк — человек, ответственный за выкачку воды из корпуса судна.
В подражание древним и одета ватага: болотные сапоги, свитера, штормовки венчают накидки из грубого брезента. Коми называют такие накидки лазами, жители Усть-Цилемского района — лузцами, а в словаре В. И. Даля эта охотничья одежда обозначена термином «лузан». В жару такая экипировка не понадобилась бы, а в ненастье очень пригодилась.
— Яйцевидная форма корпуса, наличие двух килей, которые на волоке играют роль полозьев, — рассказывал В. Н. Королев, — это свидетельства большого ума наших предков. В одной конструкции они совместили сани и лодку, что позволяет кочу двигаться даже по льду. Встречались на Мылве и пороги, и перекаты, и мелководные участки. Но, как видите, мы здесь.
А потом коч поднял паруса и бесшумно, но уверенно, все ускоряя движение, заскользил, рассекая белые барашки волн, по спине большой реки к Нарьян-Мару и вскоре растаял в голубом мареве нижнепечорского створа.
Под парусами при попутном ветре коч бежит с приличной скоростью, без ветра — дрейфует, против ветра — идет на веслах или просится на буксир к проходящим в низовье судам.
Они салютуют ему гудками. Вся Печора знает о «Зарни ань». Вид судна, идущего под парусами, оказывается, способен вызвать романтические чувства.
Попутного ветра, «Зарни ань»!
В дополнение к информации о коче хочу привести русские аналоги употребленных в тексте коми-названий: «Зарни ань» — «Золотая баба» — святыня древних; коч — заяц. А Биармия — это гипотетическое государство угро-финских народов, к которым относятся и коми.