По заказу Главного управления ГИМС РСФСР научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИ И АТ) разработал совместно с ЦКБ «Нептун» "Требования к техническому состоянию и обеспечению безопасной эксплуатации маломерных судов с двигателями, работающими на газовом топливе".
При создании этого документа учитывалось, что в настоящее время существуют реальные технические возможности использовать для питания катерных двигателей только сжиженный нефтяной газ (пропан или пропан-бутан), применяющийся для заправки автомобильного транспорта и только для четырехтактных карбюраторных двигателей.
В соответствии с этими «Требованиями» судовладельцы, решившие установить на своих судах газобаллонную аппаратуру, обязаны выполнить ряд условий.
Прежде всего — газобаллонная аппаратура и ее отдельные агрегаты должны быть только промышленного изготовления, а дооборудование двигателя для работы на газовом топливе должно осуществляться силами предприятия, имеющего необходимое технологическое оборудование и опыт проведения подобных работ. В настоящее время такими предприятиями могут быть авторемонтные заводы, крупные автотранспортные комбинаты, имеющие ремонтные мастерские со специализированными участками по установке газобаллонной аппаратуры на автомобилях или кооперативы, специализирующиеся на этих работах.
Если монтаж газобаллонного оборудования на катере осуществляется не по чертежам предприятия — проектанта судна (пли другого компетентного судостроительного предприятия), место установки на судне газового баллона с точки зрения обеспечения остойчивости и пожаробезопасности судна должно быть согласовано с местным органом ГИМС.
Следует учитывать, что отечественное газобаллонное оборудование имеет массу не менее 60 кг, поэтому в ряде случаев грузоподъемность и пассажировместимость судна придется соответственно снизить.
Специфика эксплуатации двигателя, работающего на газовом топливе, и повышенная пожароопасность вызывают необходимость специальной подготовки владельцев судов с газобаллонной аппаратурой на борту. В соответствие с «Требованиями» они должны знать:
- физико-химические свойства газового моторного топлива;
- назначение, устройство и принципы работы агрегатов и механизмов газобаллонного оборудования;
- объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию газобаллонного оборудования;
- правила и особенности заправки баллонов газовым топливом на стационарных и передвижных газонаполнительных станциях;
- требования к техническому состоянию и безопасной эксплуатации маломерных судов с двигателями, работающими на газовом топливе;
- причины, способы обнаружения и устранения возможных неисправностей газовой аппаратуры, возникающих в процессе ее эксплуатации;
- правила и порядок освидетельствования газовых баллонов;
- в каких случаях и как производится проверка газобаллонной аппаратуры на герметичность;
- регулировочные параметры и способы воздействия на них;
- назначение и правила пользования инструментом, приборами и приспособлениями, применяемыми при техническом обслуживании газобаллонной аппаратуры;
- требования к хранению маломерных судов с газобаллонным оборудованием на закрытых и открытых стоянках;
- правила техники безопасности при обращении с газовым топливом, при техническом обслуживании газобаллонной аппаратуры и выполнении работ, связанных с подготовкой баллонов к освидетельствованию
- приемы оказания первой помощи себе или другому лицу, пострадавшему при несчастном случае, связанном с аварийной ситуацией или неисправностями газовой системы питания.
Судовладелец «газового» катера должен обладать необходимыми практическими навыками по устранению возникших в процессе эксплуатации неисправностей газовой аппаратуры, не требующих разборки тех ее узлов, которые находятся под высоким давлением должен уметь выполнять необходимые регулировки газовой аппаратуры, проводить демонтажно-монтажные работы, связанные со снятием и установкой газового баллона, осуществлять повседневный контроль за герметичностью газовой аппаратуры, выполнять техническое обслуживание всех ее агрегатов и узлов, а также принимать необходимые меры по обеспечению безопасности судна и пассажиров при обнаружении негерметичности в узлах и агрегатах.
Соответствующий курс обучения судоводители могут пройти на учебных комбинатах по подготовке водителей газобаллонных автомобилей в системе Минтранса РСФСР с получением соответствующего удостоверения. Для судоводителей катеров, принадлежащих предприятиям и организациям, наличие такого удостоверения обязательно.
После дооборудования двигателя маломерного судна для работы на газе предприятие, производившее работы, должно выдать судовладельцу паспорт (сертификат) на газовый баллон и акт о выполнении монтажа газобаллонного оборудования. В этом акте должна быть сделана запись о согласовании места установки баллона на судне с местным органом ГИМС, заверенная подписью должностного лица, производившего согласование.
После выполнения монтажа оборудования должно быть произведено его испытание на герметичность (опрессовка) воздухом на специализированном участке по специальной методике, о чем составляется отдельный акт, либо указывается в акте о монтаже. В дальнейшем газобаллонная аппаратура в сборе должна подвергаться таким испытаниям после освидетельствований газового баллона и после аварийных ситуаций с судном или газовой аппаратурой.
Главным управлением ГИМС РСФСР разработаны и разосланы территориальным органам дополнения к действующим инструкциям о порядке надзора за судами, оснащенными газобаллонными установками. Общая концепция контроля ГИМС за такими судами аналогична системе, существующей в ГАИ по отношению к автомобилям, работающим на газе.
Владелец катера с газобаллонным оборудованием должен представить в местный орган ГИМС, где зарегистрировано его судно, следующие документы:
- паспорт (сертификат) на газовый баллон;
- акт о выполнении монтажа газобаллоного оборудования на судне;
- акт о проведении испытаний газобаллонной аппаратуры на герметичность;
- судовой билет.
В госинспекции делается запись в судовом билете об установке газобаллонного оборудования и. при необходимости, вносятся изменения данных по судну, а также проводится инструктаж судоводителя по технике безопасности. После этого судовладелец может приступать к эксплуатации своего катера.
В дальнейшем, при прохождении ежегодных технических освидетельствований, а также в случаях внеочередных технических осмотров судна паспорт (сертификат) на газовый баллон с отметкой о его последнем освидетельствовании и акт о проведении последних испытаний газобаллонной аппаратуры на герметичность должны быть предъявлены госинспектору. Эти доку менты являются для него основанием считать газовое оборудование исправным.
Таким образом, подведомственные ГИМС РСФСР маломерные суда с двигателями, работающими на газе, образно говоря, получают права гражданства. Однако видно, что в этом случае как к судну, так и к его владельцу предъявляются довольно высокие требования. Это объясняется тем, что для поддержания газобаллонной аппаратуры в надлежащем техническом состоянии и обеспечения его безопасной эксплуатации судовладелец может надеяться только на свои знания и практические навыки — никакого сервиса для маломерных судов с двигателями, работающими на газе, в настоящее время нет. В том числе не предусмотрен порядок заправки газом баллонов. установленных на маломерных судах. Поэтому судовладелец, задумавший дооборудовать свой катер для работы на газовом топливе, должен хорошо взвесить все «за» и «против» прежде, чем решиться на такой шаг.