Приступая к разработке описываемого швертбота, конструкторы Ленинградской экспериментальной судоверфи ставили перед собой задачу — создать технологичное в серийной постройке и простое в эксплуатации судно минимальных размерений, которое, однако, было бы вполне надежным и удобным для небольших крейсерских плаваний экипажа из двух-трех человек. Малые размеры яхты позволяют легче решать проблему стоянки, зимнего хранения, а также упрощают ее транспортировку в кузове грузовика или на трейлере за легковым автомобилем. Не последнюю роль играет и умеренная стоимость микро-яхты.
Летом прошлого года опытный образец нового прогулочного швертбота «ЛЭС-450» успешно прошел испытания в Невской губе.
Основной особенностью его компоновки является расположение швертового колодца почти полностью под самоотливным кокпитом, а степса мачты — на кормовом обрезе обтекаемой рубки над наклонной переборкой, отделяющей кокпит от каюты. Остойчивость швертбота кроме внутреннего балласта, закрепленного между флорами на миделе, обеспечивается обводами корпуса, который имеет значительную ширину (L/B = 2), высокий надводный борт и развал бортов наружу. Приполненный у форштевня обвод палубы препятствует «зарыванию» короткого корпуса в волну, а также защищает устройство для закрутки стакселя вокруг штага от случайных повреждений, например, при швартовке.
Проект разработан с учетом изготовления корпуса из стеклопластика, однако опытный образец построен из дерева, что несколько усложнило конструкцию, сделало ее более тяжелой. Обшивка корпуса выполнена скорлупной конструкции — выклеена из двух слоев сосновых реек и одного наружного слоя реек красного дерева. Общая толщина скорлупы составила 12 мм; она выклеивалась на эпоксидном клее на пуансоне с гвоздевой запрессовкой.
Из элементов набора корпус имеет только киль с форштевнем и несколько флоров. Общую поперечную жесткость относительно широкого корпуса обеспечивают наклонная переборка между кокпитом и каютой, а также транец.
Наклонная переборка, снабженная усиленным бимсом, обладает достаточной прочностью для установки над ней степса мачты; к ней же закреплены вант-путенсы. В переборке устроен сравнительно небольшой (шириной 560 и высотой 460 мм), но достаточно удобный входной люк с крышкой, складывающейся на петлях пополам и откидывающейся на нижнюю часть переборки со стороны кокпита.
Самоотливной кокпит длиной почти 2 м был бы достаточно просторным и удобным и для яхты вдвое больших размеров. Тем более, что здесь нет традиционного бимса с погоном гика-шкота. На «ЛЭС-450» гика-шкоты проведены в виде шатра через блоки на транце, двухшкивный блок на ноке гика и нижний блок для ходового конца, расположенный почти в центре кокпита напротив места рулевого.
Кокпит в кормовой части расширяется до бортов, образуя место для хранения по-походному подвесного мотора мощностью до 8 л. с. Для работы мотор навешивается сбоку от руля на транец, который в этом месте имеет необходимую для этого высоту над ватерлинией. Для осушения кокпита в транце предусмотрены шпигаты.
Шверт поднимается шверт-талями, основанными в 2 лопаря. Их ходовой конец выходит из кормовой переборки рубки у палубы кокпита и крепится на установленном здесь кулачковом стопоре.
Благодаря расположению мачты непосредственно перед кокпитом, а также применению закрутки стакселя упростились все операции по постановке, уборке парусов и управление ими. Взять рифы на гроте можно, наматывая парус на гик и не выходя на палубу. Рычажная натяжка штага на закрутке стакселя позволяет одному человеку быстро и без особого труда заваливать мачту и ставить ее в рабочее положение, а также набивать ванты без использования талрепов. Грубая регулировка натяжения вант осуществляется при помощи планок-серег с отверстиями.
Швертбот обладает достаточной остойчивостью, чтобы не получать чрезмерного крена при выходе на палубу одного-двух человек даже на ходу. Проведенный опыт кренования показал, что положенный парусами на воду (крен 90°) полностью вооруженный швертбот с грузом 10 кг, закрепленным на топе мачты, уверенно встает на ровный киль.
Внутреннее устройство лодки можно охарактеризовать как спартанское, но соответствующее требованиям, предъявляемым к дневному крейсеру таких размеров. В каюте и в «гробах» под сиденьями кокпита имеются четыре удобных спальных места с объемистыми рундуками под ними. В каюте благодаря отсутствию в ней швертового колодца те же четыре человека размещаются, сидя на двух диванах.
Швертбот испытывался в Невской губе при ветрах от 0 до 6 баллов и волнении высотой до 1 м. Временами на нем выходили до шести человек. Во всех условиях швертбот проявил себя достаточно надежным судном для условий плавания, соответствующих мелководным заливам и крупным внутренним водохранилищам, показал неплохую для своих размерений скорость. Нормальной оказалась и центровка.
Экипаж чувствовал себя на «ЛЭС-450», как на борту килевой яхты значительно больших размерений.
Перечисленные достоинства наряду с малой осадкой корпуса и поворотным швертом делают яхту весьма привлекательной для любителей отдыха под парусами на очень интересных, но труднодоступных для других парусных судов акваториях.
Благодаря малым размерам и простоте форм, корпус отличается небольшой материалоемкостью, а при серийной постройке не требует сложной оснастки и больших производственных площадей. Однако серийное производство «ЛЭС-450» возможно только при постройке корпусов из стеклопластика: швертбот деревянной конструкции неизбежно получится слишком дорогим для массового потребителя. Однако организация формования корпусов из стеклопластика на ЛЭС в настоящее время невозможна. Здесь готовы рассмотреть предложения о совместном производстве с любым другим предприятием, которое смогло бы поставлять на верфь пластмассовые корпуса для достройки.
Малое предприятие «ЛЭС-проект» готово принять заказы на разработку рабочей документации такой яхты для строителей. Напомним наш адрес: 197042, С.-Петербург, Петровская коса, 7.