В ФРГ нет обязательной регистрации всех малых плавсредств, поэтому точное количество лодок, катеров и яхт, находящихся в эксплуатации, указать трудно. По данным Германской ассоциации судостроительной и лодочной промышленности DBSV (она базируется в Гамбурге), на территории ФРГ в 1991 г. насчитывалось около 138 000 парусных яхт (66% из них длиной до 7,5 м) и 171 тыс. мотолодок и катеров (71% длиной до 7,5 м). В эксплуатации находилось также около 500 тыс. парусных досок и 220 тыс. надувных лодок (учитываются лодки длиной более 2 м).
Верфи ФРГ ежегодно выпускают около 4000 парусных яхт и лодок, 4500 катеров и 55 тыс. парусных досок; кроме того значительное количество яхт и катеров импортируется из стран Скандинавии, США и Франции. В последние годы заметно возрос интерес покупателей к комфортабельным круизным катерам длиной свыше 10 м. причем предпочтение отдается быстроходным глиссирующим судам. Лучше стали продаваться и яхты длиной более 7,5 м. Заметим, что кроме своих «домашних» вод немцы охотно путешествуют по Средиземному морю, Балтике, у побережья Голландии. Стоянок малых судов в самой Германии немного и содержание лодок на них довольно дорого, поэтому популярны лодочные прицепы-трейлеры, позволяющие держать суда на суше, вблизи от дома. По правилам перевозки грузов общий вес лодки и трейлера, если он не снабжен тормозами, не может превышать 50% массы тягового автомобиля; при наличии тормозов он может быть увеличен до 100%, а в случае 4-колесного трейлера с тормозами — до 150% массы автомобиля.
Заметим, что внутри страны очень сильно движение за экологическую чистоту вод и действуют различные ограничения в использовании моторного флота На озере Бодензее, например, мощность подвесных моторов на прогулочно-туристских судах не может превышать 10 л. с. В 1990 г. администрация объявила об ужесточающихся требованиях к чистоте выхлопа подвесных моторов, эксплуатирующихся на этом озере: эмиссия углеводородов и окиси азота не должна превышать 50 г/(кВт·ч), а в 1993 г. от производителей моторов требуется снизить эту величину наполовину1. На большинстве внутренних водных путей ФРГ введены ограничения скорости движения прогулочных катеров.
В ФРГ проводятся ежегодно три крупнейшие международные выставки катеров и яхт. Выставка «ВООТЕ» в Дюссельдорфе — первая на континенте; традиционно она проводится в конце января. В ней принимают участие более 1500 прямых фирм-экспонентов из 30 стран, демонстрируется обычно около 1800 лодок всех типов. Другие выставки — в Фридрихсхафене (сентябрь) и Гамбурге (октябрь) .
За 1991 г. в ФРГ было импортировано около 18 тыс. малых судов на сумму 373 млн марок. Экспорт составил 9 тыс. единиц (в основном открытых лодок) на 224 млн марок. Владельцы моторных лодок приобрели около 15 тыс. подвесных моторов (своего производства ПМ в ФРГ нет).
Примечания
1. Эти цифры вызвали протест ICOMIA (Международная ассоциация морской промышленности), которая считает, что на современном этапе развития техники трудно обеспечить выбросы указанных веществ ниже 250 г/(кВт·ч).