«Неужели идут на все лето! С таким баллоном проблем приготовления пищи не будет. Странно. «Шмель» удобнее газовой плиты»...
С такими мыслями я подошел к катеру. Каково же было мое удивление, когда баллон с помощью шлангов подключили к двигателю. Разговорились с владельцем «Амура».
Мнение судоводителя-любителя
Узнав, что перед ним корреспондент, Валерий — владелец катера — поначалу наотрез отказался о чем-либо говорить; однако, вэяв с меня слово не называть его фамилию, рассказал следующее.
«О применении газа в качестве топлива я узнал в таксопарке, где работал водителем. Пришлось осваивать газовую аппаратуру. Парк перешел на газ. Новое топливо сулило большую выгоду всем. Горожанам — чистый воздух (экологически вредные выбросы меньше, чем у бензиновых двигателей), водителем — премии за экономию топлива, да и техника, говорят, должна была работать надежнее...
Газ приобретал популярность не только в такси — на него переводили и грузовые машины.
Однако, как это у нас часто бывает, кампания завершилась, и жизнь расставила все на свои места. Теперь снова ездим на бензине. Почему-то газ не прижился. Говорят, не качественный газ, не совершенная аппаратура, да и с экологией что-то не в порядке. Одним словом, газовую аппаратуру с машин сняли. Вот в и решил попробовать ее на своем катере. На машине разницы особой не чувствуется, на педаль нажал — глядишь, уже катишься 60 км/ч. А в городе больше и нельзя. Приемистость, вроде, не хуже, чем при работе на бензине. А вот на воде не известно, как скажется разница в топливе.
Сейчас появилась возможность приобрести газобаллонную аппаратуру для автомобилей. Ее выпускают государственные предприятия и кооперативы. Так что вот испытаю свою «списанную» установку и, если понравится, установлю «законное» оборудование. Правда, не знаю, как отреагирует ГИМС...»
Тем временем товарищ Валерия закончил переносить вещи в катер. Последнее, что он принес на борт, был бензиновый примус «Шмель». В катер весело запрыгнул спаниель, и я, пожелав удачной рыбалки и хорошей охоты, оттолкнул «Амур» от причале. Валерий обещал после похода поделиться своими впечатлениями.
В чем причина перехода на газ?
Все двигатели внутреннего сгорания уже сегодня расходуют колоссальное количество бензина и дизельного топлива. Радужные мысли о неистощимых запасах нефти исчезли — уже в 1990 году страна почувствовала нехватку горючего. В Ленинграде, например, канистра бензина летом стоила 15—20 рублей, а Кировский мост через Неву блокировали разгневанные из-за нехватки топлива автолюбители. Возможно, это результат неграмотного распределения ресурсов, хочется верить в это.
Полное истощение нефтяных запасов, по резным источникам, грозит планете уже в следующем столетии. В такой ситуации нужна альтернатива топливу на основе нефтепродуктов.
Какой газ применим?
Автомобильные двигатели внутреннего сгорания, устанавливаемые на катерах, в настоящее время реально могут работать лишь на сжиженном углеводородном газе. Использование природного газа имеет пока ограниченные возможности в связи с тем, что этот газ обладает малой плотностью, в это требует больших емкостей для размещения его запаса на катере. В стационарных условиях природный газ применяют в сжатом до 20 мПа состоянии. Естественно, толщине стенки баллонов для его хранения (в следовательно, и масса самих баллонов) велика. Любые ударные перегрузки, особенно возникающие при глиссировании катера на волне. недопустимы.
Итак, сжиженный углеводородный газ. При атмосферном давлении и положительной температуре он находится в газообразном состоянии, в при повышении давление до 1,6 МПа превращается в легкоиспаряющуюся жидкость. Кроме смеси двух основных газов — пропана (около 80%) и примерно 20 % бутана в сжиженном газе содержатся этан, пропилен, пентан, этилен и бутилен.
Небольшие по массе тонкостенные стальные баллоны, рассчитанные на рабочее давление до 1,6 мПа, позволяют хранить на катере достаточное количество газа, не уменьшая существенно полезную нагрузку судна.
И все же, справедливости ради, надо заметить, что сжатый газ по экономическим соображениям выигрывает у сжиженного (запасы сырья для выработки пропана и бутана ограничены). Так что при появлении баллонов из легких и прочных композитных материалов можно будет говорить уже о монополии сжатого гаэа.
Как влияет газ на работу карбюраторного двигателя?
Рабочие процессы, которые происходят в цилиндрах двигателей, работающих на газе или бензине, одинаковы. Газовоздушная смесь требует немного более раннего опережения зажигания, так как сгорает с меньшей скоростью. Газообразное топливо лучше смешивается с воздухом и полнее сгорает в цилиндрах, практически не образуя нагара и токсичных выбросов с отработавшими газами. Благодаря отсутствию нагара и конденсации газового топлива, в также вызываемого ею разжижения смазки увеличивается срок службы моторного масла. В результате износ двигателя сокращается на 30—40%, удлиняется его межремонтный пробег. Старение масла происходит в два-три раза медленнее, что, в свою очередь, позволяет заменять его реже, чем на бензиновом двигателе.
Лучшее сгорание газообразного топлива по сравнению с бензином обеспечивает меньшую токсичность отработавших газов.
Особое значение для катеров среди перечисленных преимуществ приобретает увеличенный срок службы двигателя. Нельзя забывать, что на катере двигатель работает в более напряженном режиме, чем на автомобиле.
И еще один существенный аспект — экономический. Для автомобиля цифры выглядят так: стоимость заправки газом, обеспечиваю щей пробег 400—450 км, — 4 рубля. При годовом пробеге 10—20 тыс. км экономия составляет 500—700 рублей. Зная средний расход топлива двигателем, нетрудно подсчитать, даст пи экономию применение газа на катере.
На «Амуре» с водометом, например, на 100 км пути расходуется около 30 п бензина, стоимость которого составляет 9 руб, или около 50 л сжиженного газа стоимостью 4 руб. Как говорится комментарии излишни!
Наиболее сложный узел для работы двигателя на газе — редуктор-испаритель. Заметим, что газосмесительное устройство не препятствует при необходимости переходить на работу даигателя на бензине.
Где можно приобрести комплект газовой аппаратуры?
В 1988 году Новогрудский завод газовой аппаратуры освоил серийный выпуск комплектов аппаратуры для двигателей автомобилей ВАЗ и АЗЛК, установка газового оборудование на легковые автомобили является предметом деятельности ряда кооперативов. Например, в ленинградском кооперативе «Газификатор» ПО «Союз-газ» газобалонную аппаратуру устанавливают на все марки автомобильных двигателей. Стоимость установки составляет 690 рублей. Сложностей в переделке катерного двигателя на газ кооператоры не находят. Единственное, что их волнует — это отношение к этому Государственных инспекций по маломерным судам.
Кстати, когда в был в «Газификаторе», в кооператив позвонил капитан катера (тоже кооперативного), желающий перевести свое судно на газ. Кооператоры народ предприимчивый, деньги эра тратить не будут...
Итак, кооператоры — за ГАЗ!
Почему таксопарки отказались от газа?
Было бы нелепо агитировать за переход на газ в момент, когда таксисты от него отказались. Да, действительно, такси на газе сейчас, по крайней мере в Ленинграде, не встретишь. После бурных дебатов и обсуждений такси вновь перевели на бензин. Почему! Ответ на этот вопрос мы искали в нескольких таксопарках. Разобраться помогали все — от водителя до главного инженере. Вот их мнение.
Главное, что послужило причиной отказа, — это несовершенное оборудование (сейчас говорят, в парки поступили новые компактные, более совершенные системы). Завод-изготовитель не согласовал выпуск газового оборудования с Минздравом, который вынужден был запретить применение газа на такси вследствие частых случаев отравления водителей газом. Однако это скорее валяется следствием того, что машины эксплуатируются на очень некачественном газе. Чтобы стабилизировать состав топлива, с 1 июля 1988 г. ввели ГОСТ 27S78—87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия». Этот стандарт предусматривает две марки газа: зимнюю ПА (пропан автомобильный) и летнюю ПБА (пропан бутан автомобильный). ПА содержит 80—100% пропана, ПБА — 40—60%, остальное — бутан. Допускается незначительное содержание примесей.
На практике депо обстоит иначе. Качество газа не выдерживает никакой критики. В баллонах от общего объеме остается до 40 % конденсата, в газе присутствуют различные вредные вещества, такие как сера. Применяется некачественный одорант (газ с характерным запахом, служащий для определения утечек из системы).
Плохо пока организована и заправка сжиженным газом, в то время как заправить грузовик сжатым газом в Ленинграде проблемы не вызовет — открываются новые станции да и существующих больше, чем станций сжиженного газа.
Однако даже после перечисления всех упомянутых недостатков большинство инженеров, руководителей таксопарков и шоферов высказывались за газ! Но за газ стандартный, высококачественный, поставляемый широкой сетью газозаправочных станций. И, конечно, за более совершенную аппаратуру для двигателей.
Итак, таксисты за новый газ!
«Амур» вернулся из похода...
Пока собирался разнообразный материал о возможности применения газа на катерах, из похода вернулся Валерий. Его первые слова по поводу эксперимента с газовой аппаратурой, к сожалению, повторить не смогу, однако с того момента, когда капитан успокоился, содержание нашей беседы было таково.
— У меня спаниель чуть не сдох! — кричал Валерий в телефонную трубку — Понимаешь, сначала нюх стал терять, всю охоту нам сорвал, затем перестал есть а дома его едва отходили. Мы уже поздно сообразили, в чем при чина — перед отходом устанавливали газовую аппаратуру в спешке, торопились, ну и где-то у карбюратора немножко «травило». У меня и на машине так было — пока системе в порядке, газом не пахнет, как небольшая утечка — к машине за версту не подойдешь! Ну, в на катере моторный отсек и газовый баллон сзади, сидишь в открытом кокпите, ветерок обдувает, ничего и не чувствуешь! А на пса, который любил на ходу спать у теплой переборки моторного отсека, утечка газа подействовала почти смертельно. Ведь газ тяжелее воздуха и, видимо скапливался в трюме. Надо признаться, что при остановке катера и мы ощущали запах газа, но непродолжительное время.
Здесь, прервав на время рассказ капитане, сообщим мнение ветеринарного врача о воздействии пропан-бутана на организм животных.
«Любому животному находящемуся вблизи газовой установки, отравление газом грозит намного быстрое чем человеку. Охотничьи собаки, при длительном пребывании на борту газового катера, даже при 100% исправности оборудование, могут потерять обоняние, как и в случае длительного воздействия на собаку любого сильного постороннего запаха». Так что охота и газ — вещи несовместимые.
Вернемся к прерванному рассказу Валерия.
— Качество газа никуда не годится! (такое заявление мы уже слышали). 50-литрового баллона моему «Амуру» с водометом хватило на 100 км. Тахометр показал снижение частоты вращения двигателя на 200 об/мин. Катер похуже стал выходить на глиссирование, максимальная скорость у па па не намного (по сравнению с бензиновым вариантом).
— Но знаешь, я от газа не отказался, — неожиданно в конце разговора заявил Валерий, — когда без собаки, то можно и на газу кто его знает что там дальше с бензином будет! Куплю-ка в «официальное» газовое оборудование и зарегистрирую в ГИМС. Вот только как там отнесутся к этому...
Пообещал я Валерию узнать мнение ГИМС о газовых двигателях, да зря.
Мнение ГИМС
В Ленинградской ГИМС о газовых катерах ничего не знали и отправили меня в Москву, в Главное управление государственной инспекции по маломерным судам РСФСР. Ответ отдела тонического надзора ГУ ГИМС был лаконичен: «Проблему знаем. С мест уже начинают беспокоить. На днях будем вопрос решать. Принципиально мы не против. Хотите получить официальный ответ — посыпайте официальный запрос». Запрос мы послали, как только придет ответ, сразу сообщим.
А пока — ГИМС принципиально не против применения газа для катерных двигателей. Понятно, что потребуется разработать специальные требования к газовому оборудованию на катерах, обеспечивающие безопасность их эксплуатации (прежде всего — в пожарном отношении!.
Подведем итоги
Как выяснилось, у газа нет явных противников, но при существующем поло» ни деп нет и ярых приверженцев перевода катерных двигателей с бензине на газ. Не будем спешить с выводами. Произойдет ли у нас полная или частичная газификация катерных двигателей, покажет время. Техника и наука не стоят на месте. Возможно двигатели будут не чисто газовые, в скажем, работающие на смеси сжиженного газа с бензином (автомобили с такими двигателями принимали участие в первых всесоюзных ЭКОралли).
Решать проблему газификации катеров с автомобильными двигателями придется конкретно на местах, в зависимости от целого ряда факторов — наличия газозаправочных станций, качества поставляемого на них газа, возможности приобретение газовой аппаратуры и многих других. Однако для первопроходцев перечислим некоторые основные правила работ с газобаллонными установками.
Меры предосторожности при обслуживании газовых двигателей
Этому вопросу был посвящен ряд материалов. опубликованных в журнале «За рулем», имеете! и специальная литература по обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе. Опыт эксплуатации таких двигателей на катерах пока отсутствует. Редакция будет признательна, если таким опытом поделится кто-нибудь из владельцев уже существующих газовых катеров. А пока приводим основные правила обращения с газобаллонными установками, основываясь на опыте автомобилистов:
- перед любым ремонтом двигателя закрывают вентили и вырабатывают весь газ из системы питания;
- до устранения утечек газа двигатель не пускают;
- все работы по ремонту и регулировке газовой аппаратуры выполняют, только при неработающем двигателе;
- старую краску с газовых баллонов не удаляют и не приступают к их окрашиванию, если в баллонах находится газ;
- открытым огнем и оборудованием, вызывающим образование искр, для ремонта газобаллонных двигателей не пользуются, открытое пламя для проверки герметичности соединений аппаратуры не применяют. Зимой газовую аппаратуру в случае образованна ледяных пробок прогревают только горячей водой;
- запрещается применять баллоны, срок освидетельствование которых истек, в также баллоны с неисправными вентилями;
- во избежание «ожогов» быстроохлаждающимся газом не допускают его попадания на незащищенную поверхность тела при выпуске газа из баллона.
Первый подвесной мотор на газе
Успехом завершились исследования и работы по созданию первого подвесного мотора, работающего на сжиженном газе, которые проводились в течение 4 лет австралийской фирмой «Газ Аутборд Интернэшнл Пти». В результате разработано оборудование, позволяющее эксплуатировать на газе обычные двухтактные подвесные моторы без существенного изменения конструкции, ухудшения смазки и риска заклинивания поршней. Мощность мотора практически та же самая, что и при работе на высокооктановом бензине, однако расходы на топливо сокращаются как минимум на 50%. И что особенно важно при нынешней остроте экологических проблем — сгорание газа в двигателе происходит с минимальной эмиссией остаточных продуктов. Фирма работает над снижением количества смазочного масла, которое впрыскивается в цилиндры двигателя, — это в еще большей степени снизит загрязнение воды. Газовая топливная система работает под давлением, все трубопроводы надежно герметизированы, что исключает утечку газа в атмосферу или за борт.
Два подвесных мотора японской фирмы «Ямаха» мощностью 115 л. с., оборудованные газовой системой, прошли испытания на речных катерах-такси. Эти катера развивают максимальную скорость 35 уз — на 2 уз ниже, чем оснащенные бензиновыми моторами. Однако скорость с полной нагрузкой одинаковая — 25 уз, одинаков и часовой расход обоих типов горючего — по 30 л. Но литр сжиженного газа стоит 25 австрал. центов, а бензина — 60, так что часовой пробег газового катера обходится 8 долл. в то время как бензина расходуется на 18 долл.
Газовые подвесные моторы успешно конкурируют и с дизельными водными такси: подобный катер с дизелем мощностью 130 л. с. развивает максимальную скорость 22 уз, с полной нагрузкой — 18 уз, при этом расходуя 20 л/ч дизельного топлива стоимостью по 61 центу за литр (12 долл. в час).