Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Технологии
  • 1990 год
  • Быстроходные катера и кевлар
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Новые быстроходные катера «Ласточка» и «Стриж»
Идея быстроходного катера для выхода в море
Гребной винт для быстроходного катера
Новый вариант обводов быстроходного катера
За рубежом: авантюра, правила, моторы, кевлар, тримаран...
Прогулочные катера-палатки «Бертрам-24» и «Cecca ST-550»
Надувные емкости для непотопляемости катера
Скорость хода и мощность двигателя катера на подводных крыльях
Оснастка для ловли рыбы с катера
Реверсивно-рулевое устройство водометного катера
Морские испытания водометного катера «Крым-4»
Амортизация днища катера для демпфирования ударных нагрузок
Подводные крылья для катера «Амур-М»
Голубая лента Атлантики у катера «Дестриеро»


Быстроходные катера и кевлар

Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 146
          0


Если несколько лет назад в описании какого-либо катера или яхты упоминалось о кевларе, то с уверенностью можно было сказать — этот прочный, дорогой и труднодоступный материал применен для постройки судна экстремальной конструкции. Скажем, гоночного тримарана-трансатлантика либо рекордного глиссера. Но вот уже третий год в Европе реализуется программа по разработке сравнительно дешевых и аффективных композиций из кевлара, стекломатериалов и синтетических смол, которые могли бы использоваться для постройки быстроходных катеров общего назначения — патрульных, разъездных, прогулочно-туристских и т. п.

Свои усилия в атом направлении объединили швейцарский «Дюпон», английские «Куга Марин», «Скотт Бадер», «Мартех», французская «Шомарат» и др. Постройка и успешные испытания 12-метрового морского глиссирующего катера «ЮС-1», развивающего 130 км/ч, открыли путь новым комбинированным композициям, в которых свойства кевлара используются оптимальным образом.

Информация об изображенииБыстроходный катер таможенного надзора фирмы «Кугэ Марин»
Быстроходный катер таможенного надзора фирмы «Кугэ Марин»
 
Кевлар — это синтетический материал на основе пара-арамидных соединений, который был разработан в лабораториях крупнейшего химического концерна «Дюпон» в 1965 г. В 1971 г. было освоено его производство в промышленных объемах на заводе Дюпона в Ричмонде, США. В конце 80-х годов этот завод выпускал уже ежегодно 20 000 т кевлара в виде пульпы, волокон, нитей и ткани. В 1988 г. появилось «собственное» производство и в Европе: завод в Майдауне в северной Ирландии стал выпускать по 2500 т кевлара в год.

Волокна кевлара отличаются очень высокой прочностью при растяжении превышающей разрывную прочность стеклянного волокна, малым относительным удлинением, стойкостью к воздействию различных химических веществ, воды и огня. В судостроении кевлар сразу же нашел применение в виде тросов, тканей для парусов, а затем и в качестве армирующего материала для корпусов пластмассовых судов. Благодаря высокой прочности корпусные конструкции из кевлара получались более легкими, чем при использовании стекломатериалов. Из кевпара же стали делать сотовый заполнитель «номекс» для трехслойных (сэндвичевых) конструкций.


Поначалу кевлар применяли для постройки корпусов яхт и многокорпусных парусных судов, для которых характерны в основном умеренные скорости и динамические нагрузки при плавании на волнении. Попытки построить корпуса быстроходных глиссирующих катеров, армированные только волокнами кевлара, не всегда завершались успехом. Высокая прочность материала позволяла ограничиться меньшей толщиной обшивки, чем в случае стеклопластика, но жесткость обшивки оказывалась недостаточной, она сильно деформировалась и вибрировала под действием высоких гидродинамических нагрузок, величина которых пропорциональна квадрату скорости. Только в сочетании кевлара с традиционными стекломатериалами удалось получить требуемые прочностные качества и жесткость наружной обшивки катеров.

Введение стекломатериалов (матов и тканей) в композит, где основным армирующим материалом служит кевлар, несколько увеличило удельный вес пластика, но в то же время снизило его стоимость. Судостроителям удалось избавиться от такого дефекта, присущего корпусам из стеклопластика, как склонность к разрушению декоративного слоя и образованию трещин при знакопеременных нагрузках, которые возникают в наружной обшивке днища быстроходных катеров.

Верфи охотнее стали строить корпуса с однослойной обшивкой из комбинированных ламинатов, так как в этом случае проще контролировать качество выклейки, чем в трехслойной конструкции, где немалую роль играет как прочность самого заполнителя, так и его надежная адгезия к наружным слоям армированного пластика. Кроме того, некоторые конструкторы считают даже полезной способность однослойной обшивки упруго деформироваться: при плавании на волне деформации поглощают значительную часть энергии удара корпуса о волну.

Приводимые сравнительные данные по прочности и технико-экономическим показателям (они заимствованы из английского журнала «International Boating Industry») трех композитов на основе изофталатных полиэфирных смол иллюстрируют возможности применения кевлара. Стоимость материалов и трудоемкости изготовления корпуса отнесены к 1 м наружной обшивки. Сравниваемые конструкции рассчитаны на действие одинакового гидродинамического давления.


Из приведенных данных можно сделать вывод, что при оптимальном подборе композиции ламината из кевлара и стекломатериалов можно получить экономию в массе корпуса около 15% по сравнению с «чистым» стеклопластиком при практически одинаковой строительной стоимости. Попытка построить такой же катер из стали или алюминиево-магниевого сплава обойдется соответственно в 2,37 и 1,75 раз дороже, причем стальной корпус будет весить почти в 3, а алюминиевый — в 1 7 раз больше. А рост водоизмещения повлечет за собой необходимость повышения мощности устанавливаемых двигателей, чтобы сохранить ту же скорость, увеличения запаса топлива и т. д.

Практика деятельности ряда иностранных фирм показывает, что полная стоимость 16-метрового катера с двигателями мощностью около 1000 л. с., построенного с применением кевлара, всего на 1—2% выше чем такого же катера из стеклопластика.




Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Перспективность амфибийного роллеркрафта
Технические характеристики и описание гидроциклов
Анаэробные клеи-герметики
Реактивный пульсирующий водомет
Водородные топливные элементы против бензобака
Современные спортивные водные лыжи
Полином Лагранжа для согласования обводов
Вопросы гидродинамики и повышения скорости судна
Как построить корпус катера из стеклопластика
Создание скоростного катера для штурма «Голубой ленты Атлантики»
Трехслойные конструкции корпусов малых судов
Паруса китайских джонок
Диаграммы оптимизированных характеристик глиссирования
Ремонт металлических корпусов катеров и яхт сваркой
Стационарный дизельный двигатель на катере

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Быстроходные катера и кевлар

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Идея адаптирующегося гребного винта
Водометные движители быстроходных катеров
Вращающиеся мачты на многокорпусных яхтах
Газ вместо бензина — реальность или далекое будущее
Ремонт металлических корпусов лодок с помощью клепки
Развитие технологий строительства скоростных парусных судов
Амфибийные легкие катера на воздушной подушке (ЛКВП)
Гребной винт водоизмещающего катера
Аккумуляторы с пастированными электродами
Новый композитный материал дюракор
Полимерный композиционный материал углепластик
Исследования движителей хвостовых плавников
О точности центровки валопровода
Некоторые критерии для выбора размерений малых лодок
Поточная постройка армоцементных корпусов


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 17 + 48 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории