Сразу заметим, что невозможно дать рекомендации, одинаково приемлемые для лодок всех типов и назначений Погоня за универсальностью лодки, как правило, к хорошим результатам не приводит. К примеру, очень трудно совместить в одном корпусе высокую эффективность при глиссировании и в водоизмещающем плавании, создать такие обводы, которые были бы оптимальны для гребли или плавания под парусом и буксировки воднолыжника. Следует также различать понятия о пассажировместимости и полезной грузоподъемности Первое определяет возможность комфортабельного (исходя из назначения судна) размещения людей, в то время как безопасность плавания в основном зависит от грузоподъемности лодки1.
Комфортабельность лодки определяется условной полезной площадью, приходящейся на одного человека, и степенью комплектации оборудованием, необходимым для эксплуатации лодки по назначению На начальных стадиях проектирования полезную площадь для портативных лодок можно определить ограничивающим критерием
где L и В — длина и ширина корпуса лодки, м; n — пассажировместимость, чел.
Для двухместных лодок наиболее характерная величина этого критерия составляет 1,72 м2/чел.; для трехместных — 1,60 м2/чел.
Необходимо отметить, что максимальная пассажировместимость для лодок длиной 3,5—4,0 м составляет 4 человека. Увеличение пассажировместимости ведет к резкому снижению безопасности эксплуатации лодки; снижению ниже допустимых критериев остойчивости, непотопляемости; ухудшению поведения на волнении и т. п. Каждое из этих свойств характеризуется определенным параметром, например мета центрической высотой, высотой надводного борта, запасом плавучести и т. д. В начальных стадиях проектирования критерием обеспечения безопасности плавания малых лодок является параметр, связывающий полезную грузоподъемность Р с условным объемом — кубическим модулем L·B·H (Н — высота борта лодки на миделе, м). Ограничивающее значение этого параметра
а для самых легких «автомобильных» картоп-лодок характерна величина
Кроме того, остойчивость лодки в значительной степени зависит от отношения длины лодки к ее ширине L/B. С уменьшением длины лодки это соотношение должно также уменьшаться (см. рис.).
Предельная высота волны hв, при которой может эксплуатироваться лодка, связана с высотой борта Н на миделе:
При проектировании конкретной малой лодки использование указанных зависимостей и ограничений позволяет выделить область возможных значений главных размерений и определить полезную грузоподъемность, пассажировместимость и предельное волнение, при котором возможна эксплуатация лодки.
Главные размерения проектируемой лодки затем уточняются при выборе ее дизайна, обводов корпуса, материала и технологии постройки. Выбирая материал корпуса, необходимо четко представлять возможности его обработки, соединения отдельных конструкций, минимально допустимые толщины конструкции, а для пластмасс — состав компонентов и способы получения материала. От этих факторов зависит как выбор обводов корпуса, так и трудоемкость его изготовления и масса.
В первом приближении для оценки массы корпуса можно использовать значения удельных показателей, полученные в результате обработки данных по построенным судам (см. табл.):
Здесь Pк — масса корпуса лодки, кг.
Пользуясь удельными показателями для оценки массы корпуса проектируемой лодки, необходимо ориентироваться на суда близкого назначения и построенные по технологии, близкой к предполагаемой.
Предлагаемые рекомендации помогут конструктору-любителю избежать ошибок, которые могут отрицательно сказаться на безопасности проектируемых лодок. Однако они не отменяют необходимости окончательных проверочных расчетов остойчивости и непотопляемости по рабочим чертежам и, конечно же, тщательных испытаний построенной лодки перед ее предъявлением ГИМС.
Примечания
1. Позволим себе не согласиться с выводами автора На легких небольших лодках масса экипажа, как правило, много больше массы корпуса, поэтому остойчивость находится в прямой зависимости от расположения людей в лодке — вспомните предупреждения на прокатных станциях о недопустимости вставать, меняться местами и т. п.