Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • Частично погруженный гребной винт со стреловидной формой кон…
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Гребной винт из стеклопластика
Гидравлическая передача на гребной винт
Правильно ли расположен гребной винт?
Оптимальный гребной винт для мотора и лодки
Самодельный гребной винт «мульти-питч»
Гребной винт с регулируемым шагом «мульти-питч»


Частично погруженный гребной винт со стреловидной формой контура лопастей

Год: 1993. Номер журнала «Катера и Яхты»: 157
          0

Если диск гребного винта оказывается погруженным в воду только частично, то при его работе каждая из лопастей, пройдя часть своей траектории в воздухе, пересекает поверхность и попадает в воду — среду, в 800 раз более плотную. В этот момент создаются брызги, сопротивление движению лопасти резко возрастает, происходит падение упора и коэффициента полезного действия винта в целом.

Вследствие неизбежного при входе лопасти в воду проникновения атмосферного воздуха в область разрежения, т. е. на засасывающую сторону лопасти, гидродинамические коэффициенты упора КT и момента KQ могут снизиться на порядок своей величины.

Исследованиями установлено, что кривые изменения этих коэффициентов мало зависят от относительной поступи гребного винта


(где v — скорость поступательного движения винта; n — частота вращения; D —- диаметр винта) вплоть до критической ее величины.

Эту критическую величину поступи можно определить по графику зависимости начального числа Фруда


(где g — ускорение силы тяжести; hs — погружение оси винта от свободной поверхности воды) от относительной поступи, выраженной в долях поступи нулевого упора.

Информация об изображенииМодель гребного винта со стреловидными лопастями
Модель гребного винта со стреловидными лопастями
 
Приближенно поступь нулевого упора можно принять равной геометрическому шагу винта на рабочем радиусе, а начальное число Фруда — соответствующим началу аэрации гребного винта.

Как видно из графика, начальное число Фруда зависит от конфигурации лопастей. Раньше других аэрация возникает у винтов с саблевидными лопастями1, имеющими авиационный профиль поперечного сечения; позже всего — у винтов с полу-эллиптическими лопастями и клиновым профилем.


Автором разработан гребной винт нового типа — частично погруженный винт со стреловидной формой контура лопастей (заявка на изобретение № 4850925/11 с приоритетом от 11 июня 1990 г.). В ходовых режимах аэрация винта с такими лопастями наступает позже, чем на винтах других типов.

На приводимых рисунках даны общий вид, теоретический чертеж и кривые действия для одной из моделей такого винта — четырехлопастного гребного винта с диаметром 0,20 м, шаговым отношением 1,2 и дисковым отношением 0,9.

Как видно из сравнения кривых действия для hs/D=1,5; 0,5 и — 0,1 на ходовых поступях гребного винта в области максимума коэффициента полезного действия, равного


и при отсутствии кавитации, величина КПД такого винта практически не зависит от относительного погружения винта.

Кроме того, при испытаниях модели гребного винта в кавитационном бассейне было установлено, что для предельно малых значений числа кавитации


Информация об изображенииЗависимость числа Фруда от относительной поступи гребного винта
Зависимость числа Фруда от относительной поступи гребного винта
 
(где ра — атмосферное давление; pd — давление насыщенных паров воды; γ — удельный вес воды; ρ — массовая плотность воды), например для хn=0,2 снижение КПД отмечается лишь для hs/D=—0,1, когда ступица винта касается невозмущенной поверхности воды сверху, причем это снижение не превышает 10%.

Из последнего обстоятельства можно сделать вывод о целесообразности полного погружения диска винта нового типа под поверхность воды — при использовании его в режимах естественной вентиляции. В этом случае реализуется вдвое больший коэффициент упора при в 2,5 раза большей используемой площади диска винта, что в целом обеспечивает пятикратное увеличение упора, по сравнению с погружением гребного винта до его ступицы.


В сравнении с гребным винтом, имеющим саблевидные лопасти и сходные другие геометрические характеристики, винт со стреловидными лопастями имеет КПД на 30% выше и развивает в 1,2 раза больший упор в частично погруженных режимах работы.

При работе в режиме полного погружения КПД винта повышается на 5% в случае бескавитационного обтекания и на 15% в условиях кавитации. О более позднем возникновении аэрации винта со стреловидными лопастями в ходовых режимах работы уже говорилось выше.

Информация об изображенииКривые действия гребного винта со стреловидными лопастями
Кривые действия гребного винта со стреловидными лопастями
 
Повышение эффективности предлагаемого гребного винта объясняется особенностями обтекания треугольного крыла малого удлинения с вырезом у задней его кромки — именно такую форму имеют лопасти винта. Пик разрежения имеет меньшую величину и отстоит от входящей кромки крыла вдвое дальше, чем у прямоугольного крыла такого же удлинения. Влияние кавитации по этим причинам проявляется позже и в меньшей мере.

Вырез у задней кромки треугольного крыла, обращающий это крыло в стреловидное, позволяет исключить неэффективную часть его площади, на которой перепад давления между нагнетающей и засасывающей сторонами крыла невелик, а вязкостное сопротивление достаточно значимо. Согласно данным, приводимым в руководствах по аэродинамике самолета, вырез позволяет снизить сопротивление движению крыла почти в два раза.

Информация об изображенииТеоретический чертеж гребного винта
Теоретический чертеж гребного винта
 
Со скошенных передних кромок треугольного или стреловидного крыла сбегают свободные вихри, их пелена сворачивается над крылом и своей областью разрежения ложится на засасывающую поверхность. В результате подъемная сила крыла возрастает, по сравнению с прямоугольным крылом такого же удлинения. Этот эффект проявляется при удлинениях крыла в пределах от 1 до 2.

Вход в воду лопасти со стреловидной передней кромкой происходит не по всей кромке одновременно, а постепенно — последовательными участками вплоть до погружения задней кромки. В результате сопротивление входу лопасти значительно уменьшается.

А. Коршунов, к. т. н.; ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова.

Примечания


1. См. статью Н. Корытова «Гребные винты повышенной эффективности» в «КиЯ» №132 за 1988 г.

Статья была проверена: Владимиров Эмин
Понравилась ли вам эта статья?
+6

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Суда на динамической воздушной подушке (СДВП)
Опыт создания катамаранов с «воздушной смазкой»
Испытания катамарана «Альбатрос» в аэродинамической трубе
Применения водяного балласта на яхтах и катерах
Гребной винт для быстроходного катера

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Частично погруженный гребной винт со стреловидной формой контура лопастей

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Рассекающие волны катамараны (РВК)
Скоростные возможности моторного катамарана
Ротоплан механика Кузьмина
Глиссирующие катера под парусами
Виды и свойства пенопластов


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 24 + 27 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории