Возможно ли при этом выдержать требуемую точность центровки при эксплуатации?
Целесообразна ли замена деревянных прокладок на металлические (например, из дюралюминия) для обеспечения большей жесткости крепления двигателя к корпусу и требуемой точности центровки?
Реальное смещение оси гребного вала, вращающегося в бронзовых подшипниках скольжения, можно замерить при помощи индикатора. Индикатор крепится к фланцу редуктора таким образом, чтобы его ножка упиралась в вал. Проворачивая фланен редуктора на 180°. определяют разность показаний индикатора. Эта разность, деленная пополам, н даст величину смещения осей валов Она не должна превышать величины, определенной по формуле
где Δ — несоосность валов; l — длина свободного участка гребного вала расстояние от дейдвудного или ближайшего к реверс редуктору подшипника до фланца реверс-редуктора, см; d — диаметр вала, см.
Если гребной вал вращаете» только в одном подшипнике (чаще всего это резино-металлическая втулка, расположенная около винта), то его может перекашивать и проверка такого вала на соосность не имеет смысла.
Для валов, имеющих фланцевое крепление к редуктору, угол перекоса не должен превышать
для валов, опирающихся на два подшипника, или
для валов, опирающихся на один подшипник (обозначения — те же).
Угол перекоса можно определить, если вставить полумуфты и, не стягивая их болтами, измерить при помощи щупа максимальную разность зазоров между полумуфтами ΔM в мм. Тогда:
где dм — диаметр полумуфты в месте измерения зазоров, мм.
Если гребной вал установлен в двух подшипниках, а расстояние от последнего подшипника до фланца редуктора невелико, требования по точности центровки валов могут быть очень жесткими. Так, если расстояние от последнего подшипника l=30 см, а d=4 см, то Δ=0,056 мм, а ψ=0,00025 рад. При диаметре муфты 200 мм разность зазоров между полумуфтами не должна превышать 0,05 мм.
Двигатель обычно крепится к опорным плитам фундамента на прокладках, выполненных из твердых пород дерева или фанеры Такие прокладки уменьшают структурный шум, а за счет их обжатия уменьшается вероятность изменения центровки. Однако, если корпус судна недостаточно жесткий, а валопровод имеет большую длину, при плавании на волнении или посадке на мель корпус катера получает изгиб. Особенно большие прогибы характерны для пластмассовых и деревянных судов. В этих случаях на вял и подшипники действуют значительные нагрузки, которые могут вызвать усталостные поломки валов.
Необходимо также иметь в виду, что весьма часто гребные валы на судах, находящихся в эксплуатации, имеют небольшую стрелку прогиба Вал получает прогиб при неудачно выбранной технологии изготовления (например, из-за отсутствия отжига), при эксплуатации (удары винтом о топляки и т. д.) Автор неоднократно обмерял исправные катерные валы- большинство их имело стрелку прогиба 0,1—0,4 мм Жесткое крепление такого вала (особенно при его диаметре 40—50 мм) к реверс-редуктору может резко увеличить уровень вибрации. Автор был свидетелем, как из-за усталостных напряжений при вибрации корпус углового реверс-редуктора развалился на куски через 25 часов работы.
Следует отметить, что бронзовые подшипники скольжения для валопроводов на современных малых судах не применяются. В качестве опорных подшипников, расположенных снаружи корпуса (в ахтерштевне или кронштейне гребного вала), применяют исключительно резино-металлические подшипники (втулки Гудрича), которые отличаются высокой износостойкостью, а также способностью уменьшать вибрации вала. Смазка таких подшипников осуществляется забортной водой.
Устанавливать гребной пал на два опорных подшипника можно только в том случае, если расстояние от подшипника до фланца редуктора превышает критическую длину вала
здесь d — диаметр вала, см; nном — поминальное число оборотов вала, об/мин.
Промежуточную опору лучше размещать посередине. При этом возможны два варианта: резино-металлический подшипник в дейдвуде с подводом воды для сто смазки из системы охлаждении двигателя и.ля подшипник качения (лучше всего радиально-сферический) в корпусе катера.
Если длина вала меньше 32√
Если длина вала больше 32√
Конструкция упругой муфты приведена в «КиЯ» №146. К сожалению, в формуле, по которой определяется диаметр такой муфты, допущена опечатка. Наружный диаметр муфты следует определять по формуле
Литература
- 1. Кравченко В С., Клестов Л. Л., Xарин А. А., Валопроводы пластмассовых судов Л.. Судостроение, 1973 г.
- 2. Мухин Ю. Н., Синильщиков Б. Е., Автомобильный двигатель на катере. Л., Судостроение, 1980 г