Разговор идет о портативных лодках, которые можно перевозить наиболее простым способом — на верхнем багажнике малолитражного автомобиля. Для такой лодки главную роль играет вес — желательно, чтобы она была не тяжелее 40—50 кг. Важны и минимальные размеры корпуса, чтобы оконечности лодки (или пакета) не свисали с багажника и не приходилось делать дополнительную стойку.
При всем этом портативная лодка должна наилучшим образом соответствовать своему основному назначению — быть удобной для прогулок и рыбной ловли, безопасной, обладать хорошей остойчивостью и ходовыми качествами. Так что задача, стоящая перед строителем портативной лодки, далеко не из легких!
На наш взгляд, удачную неразборную дюралевую 2,7-метровую лодочку сконструировал рижанин Б. Н. Рацкевич. Не будучи профессиональным судостроителем, автор применил для ее постройки оригинальный метод. Сначала сделал модель лодки из реек и тонкой фанеры в натуральную величину, подбирая размеры и форму по имеющимся рекомендациям и прикидывая по багажнику «Волги». Потом с бортов и днища снял выкройки из оберточной бумаги и уже по ним заготовил из дюралевых листов толщиной 1 мм детали корпуса. Перед сборкой на листах обшивки прокатал на зиг-машине1 продольные гофры — углубления полукруглого сечения выпуклостью наружу корпуса. Благодаря этому листы получили необходимую жесткость и не потребовалась установка каких-либо продольных ребер. Кроме транца, в корпусе всего три шпангоута, собранных из угольника 25X20X3; носовая часть закрыта палубой — листом пластика. Все водонепроницаемые соединения выполнены на заклепках диаметром 3 мм с шагом 10 мм. Верхняя кромка борта оформлена двумя ясеневыми рейками, которые согнуты по шаблону после предварительного распаривания. Вес «Поплавка» получился всего 21 кг.
Обычно короткие лодки очень чувствительны к Изменениям положения центра тяжести. Стоит сесть в лодку — на кормовую банку — второму человеку, как корма сильно погружается в воду, создается угроза заливания водой через транец. Б. Н. Рацкевич предусмотрел подвеску обоих сидений на скобах прямо к бортам. Перемещая банки вдоль лодки, нетрудно добиться правильной ее дифферентовки при обоих вариантах; когда в лодке один человек и когда в ней сидят двое. На всякий случай, под палубой и у транца закреплены надувные емкости — баллоны из Прорезиненного материала. Мера, отнюдь не лишняя на маленькой лодочке, где случайное движение неловкого пассажира может привести к тому, что вода хлынет через борт.
Впрочем, пусть лучше о качествах этой лодки расскажет сам автор проекта и строитель:
«За летний сезон 1971 г. я уже получил полное удовлетворение от своей работы. Лодочка легка на ходу, хорошо управляется, достаточно остойчива. Можно, например, стоя работать со спиннингом, а когда плаваем вдвоем, расходиться, меняясь местами. Ходил на «Поплавке» не только на веслах, но и с мотором «Салют», и под парусом площадью 3,5 м2. В качестве мачты использовал весло, удлинив его дюралевой трубкой до 3,5 м. Сделал два боковых шверца, которые позволили ходить даже под углом к ветру».
Давая положительную оценку этой конструкции, остается лишь посетовать на то, что промышленность до сих пор не освоила серийный выпуск какой-либо похожей лодки для автомобилистов. Выпускающаяся в Ленинграде «Нева» примерно таких же размеров, но имеющая корпус из алюминиево-магниевого сплава, весит в три раза больше — 66 кг (со снабжением 88 кг). По-видимому, нерациональная конструкция является также и причиной сравнительно высокой цены «Невы» — 280 руб.
Остойчивость — одно из важнейших качеств лодки, во многом зависящее от ширины и площади ватерлинии, Для повышения остойчивости конструкторы малых судов нередко применяют обводы с носовым транцем. По этому пути пошел, например, ленинградец И. А. Степанов. Его 2,8-метровая лодочка «Пенсионерка» имеет большой запас плавучести и остойчивости. Такой лодке не опасен лишний груз; она гораздо спокойнее ведет себя на волне. Стоит лодке накрениться, как в воду входит борт по всей ее длине, и это препятствует дальнейшему увеличению крена. На ходу лодка с носовым транцем мало отличается от обычных остроносых. Ведь корпус, у которого осадка намного меньше ширины (а это характерно для сравнительно плоскодонных лодок рассматриваемого класса) обтекается водой по батоксам; при этом заострение ватерлинии в носу имеет уже второстепенное значение. Важно только, чтобы днище в самом носу поднималось из воды и носовой транец не втыкался бы в каждую волну.
«Пенсионерка» — это удлиненный вариант популярной лодки «Золотая рыбка» (конструкции Г. С. Малиновского), чертежи которой для самостоятельной постройки были опубликованы в 1 номере сборника в 1963 г. Обшивку своей лодки И. А. Степанов выполнил из 5-миллиметровой фанеры; шесть шпангоутов из реек 20X25 подкрепляют обшивку через каждые 400 мм. Вес корпуса 35—40 кг. Следует заметить, что число шпангоутов вполне могло быть уменьшено вдвое; оставшихся трех вполне достаточно как для обеспечения формы корпуса, так и для придания ему необходимой прочности.
«Пенсионерка» хорошо приспособлена для плавания с мотором «Салют»; с двумя человеками на борту скорость 8—10 км/час.
А вот москвич В. Г. Родников сделал свою новую микромотолодку (о двух предыдущих — см. в № 28 сборника) под более мощный 5-сильный «Прибой», с которым она развивает скорость до 15 км/час. Она также рассчитана на двух человек, но имеет традиционные обводы, характерные для больших мотолодок. Правда, чтобы лодка лучше шла на веслах, ширина по скуле уменьшена до предела (880 мм), а днищу придан подъем к ватерлинии у транца. Для повышения остойчивости в корме предусмотрены бортовые выступы — були.
Казалось бы, все предусмотрено, однако проект не производит цельного впечатления. В конструкции нет лаконичной простоты, свойственной лодке Рацкевича; нет и единства внешнего вида, присущего «Пенсионерке». Вряд ли уместно и такое большое заострение днища в носу.
В этой конструкции самое интересное — обшивка корпуса, выполненная из тонкого картона, оклеенного бязью. В данном случае, Правда, это не дало никакого выигрыша ни в весе, ни в трудоемкости работ. Беда в том, что на этой 2,75-метровой лодочке набор чуть ли не такой же, как на большой 4-метровой моторке. Здесь кроме транца 9 шпангоутов (доска δ=15); днище подкреплено четырьмя, а борта двумя стрингерами (30X10); есть также скуловые и привальные брусья (25X15).
Поскольку в принципе вариант с картонно-тканевой обшивкой может быть рекомендован при каких-то сложных обводах, рассмотрим порядок выполнения работ. Прокрашенный с обеих сторон битумным лаком тонкий картон или прессшпан прихватывается гвоздиками 1X15 с жестяной шайбочкой 8Х8 к набору. Накладываются один за другим четыре слоя желтой бязи с промазыванием каждого клеем любого из приведенных трех составов.
- I рецепт; 1 часть (по объему) битумного лака, 2 части резинового клея;
- II рецепт: нитроэмаль (автомобильная) с добавлением 300 см3 ацетона или нитрорастворителя на 1 кг эмали;
- III рецепт: нитролак мебельный с добавлением 5% (по весу) канифоли и 5% натуральной олифы.
Клеи по II и III рецептам сохнут быстро; следует наносить их густо, но небольшими участками, сразу же натягивая и приглаживая ткань. Приготовлять клей по рецепту III нужно на водяной бане, вдали от огня,
Закончив приклейку обшивки, следует прикрепить ее к набору мелкими гвоздиками через 100 мм. Транец обшивается 3-миллиметровой фанерой и также оклеивается, но лучше не бязью, а стеклотканью. Вместо бязи вообще можно применить стеклоткань на эпоксидном связующем. Если нет эпоксидной смолы, можно применить паркетный лак с отвердителем или самодельный эмалит (20%-ный раствор отмытой фотопленки в ацетоне).
Изготовленный таким образом корпус по бязи можно шпаклевать нитрошпаклевкой и окрашивать нитроэмалью, если только не применялся клей по рецепту III: в этом случае окраска ведется битумным лаком с добавлением 40% алюминиевой пудры.
Примером удачного решения обводов маленькой глиссирующей мотолодки, рассчитанной на подвесной мотор мощностью 8—12 л. с., может служить «Комета», построенная М. К. Петровым из г. Березники Пермской области. Длина этой лодки 3,2 м; ширина 1,5 м; высота борта 0,47 м. Остойчивость ее обеспечена значительным уширением палубы и скулы в носовой части: в Плане линия палубы имеет форму овала. Вполне достаточна и ширина по скуле на транце (1,34 м). Удачным можно считать и разделение борта по высоте сломом с буртиком; это скрадывает непропорциональную высокобортность маленьких лодок. Недостатком проекта является слишком плоское днище — угол килеватости на транце всего 5°, на миделе — 12°.
Совсем маленькую лодочку с обшивкой из ткани сделал ленинградец Т. В. Дудников. Его одноместный парусный тузик имеет длину всего 2,2 м При ширине 1,04 м и высоте борта 0,28 м. Корпус весит всего 14 кг, а вес со всем снаряжением и вооружением — 18 кг. Четыре шпангоута вырезаны из 6-миллиметровой фанеры; к ним с помощью льняных ниток и синтетического клея «Марс» прикреплены легкие, стрингера. Форштевень и набор носовой части корпуса заменены куском пенопласта, вырезанным По форме обводов. Пенопласт на казеиновом клею подкрепляет также и транец. Собранный набор обтянут брезентом, вместо палубы натянут холст; обшивка пропитана олифой и прокрашена масляной краской. Снаружи наложен выклеенный из нескольких реечек фальшкиль, прикрепляемый к внутреннему килю и шпангоутам шурупами.
Таким же образом по обшивке, по скулам «граненого» корпуса накладываются и шесть наружных стрингеров, защищающих обшивку от повреждений. Два из них на участке между шп. 2 и 3 усилены: здесь поставлены скуловые кили.
Составленная из двух частей деревянная мачта диаметром 42 мм не имеет вант и свободно вращается в степсе. Парус площадью 3 м2 надевается на мачту и гик рукавами, прошитыми по шкаторинам.
«Обеспечить возможность не только Перевозки, но и свободной переноски лодки по суше, а также возможность плавания по самым мелководным речкам; Получить хорошую остойчивость и высокие ходовые качества под парусом, по крайней мере, — лучшие, чем у байдарки» — так сформулировал задачи, которые ставились при постройке, автор проекта тузика. Первые две из них, действительно, решены вполне успешно (тузик перевозили даже в вагоне «электрички»!). К оценке же остальных качеств парусника стоит, на наш взгляд, отнестись более критически.
Во-первых, лодочка неудобна: сидеть в ней приходится, как и на байдарке, на пайоле, но в еще более тесном кокпите. Во-вторых, вряд ли удалось получить более высокую скорость, чем на байдарке. Ведь тузик почти вдвое короче, а это, как правило, означает и меньшую скорость под парусом, благодаря относительно большой ширине удалось обеспечить остойчивость, но надо было бы одновременно и поднять борт: ведь над водой остается всего 14 см! Это слишком рискованно, особенно в свежий ветер. Узкий кокпит не дает возможности откренивать лодку за счет смещения рулевого к борту. Между прочим, при незначительном увеличении размеров (скажем, длины до 2,4 м и ширины до 1,2 м) можно было бы не только получить более комфортабельное и безопасное судно, но и иметь возможность брать в него еще и второго человека.
Несколько слов нужно сказать о парусе. Бермудский треугольник не совсем оправдан при отсутствии эффективного шверта, который помог бы лодке идти круто к ветру. На подобных тузиках чаще применяется люгерный, или шпринтовый, парус, который не требует высокой мачты и лучше «тянет» при малой площади. Нижнюю шкаторину следовало бы сделать свободной, закрепив только у мачты и на конце гика; форма паруса не будет тогда искажаться гиком.
Проблема перевозки лодки на крыше легкового автомобиля — не единственная для автотуриста, решившего «подружить автомобиль с водой». Особенно, если гаража нет и машина постоянно хранится на улице, а лодку приходится держать дома.
Москвич А. И. Ануфриев, оказавшийся именно в таком положении, сконструировал и построил разборную мотолодку весом 35 кг из трех секций. В сложенном состоянии лодка имеет габариты 1X1,1X0,4 и может храниться в любом сарае или даже на антресолях. При сборке секции центруются штифтами, установленными у привальных брусьев на средней секции, и стягиваютея тросиком. Этот способ заимствован с конструкций М. И. Якубовского2. Каждая секция по торцам имеет поперечные переборки до высоты сидений; по стыкам уложены резиновые уплотняющие прокладки. Сборка и разборка лодки занимает не более 10 минут. Полная длина лодки — 3 м; ширина — 1 м; высота борта — 0,35 м.
Набор выполнен из сосновых реек, обшивка — из водостойкой фанеры толщиной 4 мм. Киль, водорез и буртики носовой секции выклеены из четырех слоев фанеры.
Стяжной тросик 4 (см. схему) проходит снаружи днища по обеим сторонам фальшкиля, петлей огибает ролик 10 у транца; затем концы его пропускаются в скобки 6 у форштевня, направляющие ролики 5 у борта и крепятся к наконечникам с резьбой 8 у транца. Натягивается тросик с помощью двух воротков 9.
Не отрицая надежности такого способа соединения секций, отметим и его неудобство, вытекающее из способности тросика закручиваться, образовывать «калышки», ржаветь и т. п. Частично эти недостатки можно устранить, поместив тросик в полихлорвиниловую трубку, как это и сделал автор конструкции. Но для такой легкой лодки можно было бы применить и гораздо более простой способ соединения: болтики с гайками-барашками или эксцентриковые замки на привальных брусьях и крючки у киля (подобная конструкция описана в №35 сборника в статье В. Ю. Пашкевича).
Свою лодку А. И. Ануфриев испытывал и под 5-сильным «Прибоем» и под «Ветерком-8». С двумя человеками в первом случае была развита скорость 20 км/час, во втором — около 30 км/час. Сразу нужно подчеркнуть, что эксплуатировать эту лодку с «Ветерком» нельзя по условиям безопасности. Для этого необходимо увеличить ее ширину до 1,2—1,3 м; не повредило бы и увеличение высоты борта до 0,45 м.
Разборная лодка очень удобно размещается на стандартном багажнике автомобиля; не требуется ни дополнительных рам, ни кильблоков. С ней можно проехать в электричке или междугородном автобусе.
Несколько по-иному решил проблему хранения лодки в гараже А, Орлов из г. Кропоткина Краснодарского края. Его лодка — складная. Борта и днище вырезаны из 5-миллиметровой бакелизированной фанеры и соединены на обычных петлях, как показано на эскизе. Снаружи и изнутри на местах сгибов закреплены полосы прорезиненной ткани, обеспечивающие водонепроницаемость. Ткань прижата алюминиевыми полосами. С помощью таких же петель и полос к днищевым листам прикреплен транец, складывающийся пополам. В собранном виде транец к бортам крепится двумя болтиками; сама лодка «держит форму» благодаря установке трех поперечных банок-распорок, соединяющих борта. Предусмотрены и закрепленные на петлях к банкам стойки-откосы, упирающиеся в киль. Снаружи на легкий герметичный транец накладывается (и закрепляется болтами) жесткий транец из досок для навески подвесного мотора. Жесткость кромкам борта придают продольные рейки, наклеенные изнутри.
Сборка и подготовка лодки к спуску на воду занимает 5—10 мин. При длине 2,7 м, ширине 1,2 м и высоте борта 0,37 м корпус в сборе весит 45 кг. За сезон 1971 г. А. Орлов не раз выезжал с ней на Кубань для рыбалки и отдыха. Правда, чтобы надежно закрепить лодочку на багажнике «Запорожца», потребовалось установить сзади специальную П-образную стойку, опирающуюся на бампер. Несмотря на неказистый внешний вид, лодочка оказалась достаточно удобной, хорошо управляемой. С 8-сильным «Ветерком» она идет со скоростью 20—25 км/час.
Тем, кто захочет повторить подобную конструкцию, можно рекомендовать идти несколько иным путем. Нужно найти — с помощью предварительных проб на картонных моделях — такие очертания листов днища и бортов, чтобы корпус в целом складывался в плоский пакет, например так, как показано на эскизе (французский патент). Транец следует сшить в виде кармана из прорезиненной ткани, в который при сборке закладывается лист толстой фанеры. При изготовлении лодки нужно иметь в виду, что борта и днище совершенно необязательно должны раскладываться в одну плоскость; достаточно, чтобы борта откидывались внутрь корпуса и внутренние поверхности бортов и днища при складывании прижимались друг к другу.
И, наконец, еще одна идея, реализованная Ф. Д. Гришковым (г. Химки Московской обл.). Разобранная, сложенная и упакованная в три пакета его 2,6-метровая мотолодка свободно размещается внутри любого легкового автомобиля отечественного производства. Упаковочных мест всего три. Это сложенный корпус — пакет с габаритами 780X670X60, транец 980X440X32 и цилиндрический пакет диаметром 220 и длиной 750 мм, в который уложены мелкие детали и снабжение лодки. Обшивка корпуса, выполненная из листов дюраля Д16Т толщиной 1,2 мм, разворачивается на плоскость и состоит из 10 элементов, собранных в одно целое на водонепроницаемой тканевой основе (старые велопокрышки — прорезиненная кордная ткань толщиной 3 мм). Полосы ткани приклеиваются с внутренней стороны корпуса и приклепываются заклепками диаметром 3 и 4 мм. Тканевая основа, выполняя роль мягкого шарнира, позволяет складывать корпус сначала вдоль — по линии ДП, а затем «гармошкой» по линиям шпангоутов в удобный пакет. Такой же мягкий шарнир применен и на скулах, имеющихся в кормовой части лодки.
Два шпангоута собираются из сдвоенных (спинка к спинке) дюралевых угольников так же, как и рамка транца; носовой шпангоут представляет собой полосу-накладку. Транец соединяется с обшивкой болтами и имеет паз 8x10, в котором помещается резиновый уплотнитель — трубка диаметром 12 мм. Форштевень и киль с наружной накладкой изготавливаются из коротких полос, соединяемых на шпангоутах, привальные брусья по верхней кромке борта — из угольника. Носовая часть лодочки запалублена дюралевым листом, кромки которого входят в пазы привальных брусьев. Полный вес конструкции — 28 кг.
Сборка лодки сводится к присоединению изгибаемых по месту элементов обшивки к собранному предварительно набору сквозными латунными болтами М6 на алюминиевых шайбах под головками.
Всего нужно завернуть 72 гайки. Сборка (или разборка и упаковка) занимает около двух часов, если работает один человек. Хотя затрата времени и не имеет принципиального значения при длительном отдыхе у водоемов, тем не менее, по мнению автора, время сборки необходимо сократить за счет применении гаек-барашков, использования замковых соединений на стыках шпангоутов, при установке банок, сланей, и т. д.
Более радикальным средством было бы, на наш взгляд, упрощение системы набора корпуса; можно, например, сделать шпангоуты неразборными, но это, разумеется, приведет к некоторому увеличению габаритов пакета.
Ф. Д. Гришков испытал свою лодку на воде. При движении на веслах ее отличают хорошая маневренность и устойчивость на курсе даже при косой боковой волне высотой 30 см; идет она вполне удовлетворительно, Под мотором «Салют» с одним человеком на борту скорость около 11 км/час; лодка идет в переходном режиме. При этом для удобства управления желательна установка удлиненного румпеля. Мотолодка хорошо всходит на небольшую волну, идет мягко, как бы разрезая ее, не испытывая сильных ударов в днище.
С двумя человеками на борту под «Салютом» лодка идет в режиме плавания с нормальным кормовым дифферентом, устойчиво сохраняя скорость около 7 км/час. С одним человеком мотолодка удобна для ловли рыбы и для прицельной стрельбы из охотничьего ружья.
Примечания
1. Зиг-машина — приспособление, состоящее из двух роликов, вращаемых вручную илн электродвигателем. На одном ролике проточена канавка, на другом — выступ соответственно сечению гофра.
2. См. книгу М. И. Якубовского «Любительская постройка портативных судов», изд. «Судостроение, 1967 г.