В чем же секрет популярности этих классов? Какие особенности конструкции выделяют их из массы других, зачастую более спортивных и современных судов?
Статьи под рубрикой «Клуб 20000 вымпелов» ознакомят читателей с наиболее распространенными швертботами, каждый из которых, несомненно, сыграл значительную роль в развитии мирового парусного спорта. Первым представляем английский прогулочный швертбот «Миррор Динги», во-первых, потому, что в этом году исполняется юбилей — 10-летие класса, а во-вторых, потому, что в этом классе зарегистрировано большее число вымпелов, чем в каком-либо другом — свыше 26000! По количеству находящихся на плаву судов с «Миррор Динги» не может сравниться даже знаменитый «Снайп»: за 40 лет существования класса «Снайпов» построено всего 19500!
Основные данные швертбота
Длина наибольшая, м | 3,3 |
Длина по КВЛ, м | 2,7 |
Ширина, м | 1,40 |
Осадка корпусом, м | 0,2 |
Вес с вооружением, кг | 61 |
Площадь парусности, м2 | 6,1 |
Разработку проекта и постройку первого «Миррор Динги» (по-английски dinghy — маленькая шлюпка, тузик) субсидировала английская газета «Дейли Миррор». Кстати, пресса не впервые довольно удачно выступает в роли основателя и покровителя новых классов яхт; вспомним хотя бы американскую «Дейли Ньюс», с легкой руки журналистов которой буер DN ныне завоевал большинство ледовых дорог мира.
Перед известным конструктором легких швертботов Джеком Холтом газета поставила задачу создать универсальный, компактный, безопасный, простой по конструкции парусный тузик, купить или построить который было бы по карману любой семье со средним достатком. Предполагалось, что лодка будет использоваться для воскресного отдыха и рыбной ловли, а при желании несколько объединившихся владельцев могут и погоняться друг с другом в хорошем спортивном духе.
И вот в январе 1963 г. новый швертбот появился среди новинок ежегодной лондонской выставки катеров и яхт. Нетрудно было сразу заметить его сходство с юношеским гоночным швертботом «Кадет», к тому времени уже получившим статут международного класса. Ничего удивительного: ведь и «Кадет» был спроектирован тем же Холтом, но только 16 лет назад — в 1947 г. Казалось бы небольшое увеличение размеров корпуса (длины — на 10 ем, ширины — на 15 см) сделало «Миррор» заметно вместительнее и остойчивее «Кадета». В нем свободно выходят на гонку двое взрослых яхтсменов, а на прогулку к ним могут присоединиться и двое детей.
Каждый, кому довелось пройтись на «Кадете», знает, как чувствительна эта лодка к порывам ветра и волне. Сидеть приходится на палубе, а это значительно повышает центр тяжести судна, делает его валким. Холт избавил «Миррор Динги» от этого недостатка, расположив сиденья на полфута ниже линии борта. Благодаря этому одновременно увеличилась и высота под гиком, что совсем не лишне па таком маленьком суденышке.
Носовой транец сохранился, только вверху он стал более широким, чем у «Кадета»; днище в носу, наоборот, стало более острым, килеватым. Плавучесть носа такова, что трудно представить себе обстоятельства, при которых «Миррор Динги» может зарыться в волну. На спокойной же воде ватерлиния в носу у него такая же, как у корпуса с обычным острым форштевнем, так что в обтекании сравниваемых корпусов нет какой-либо разницы. Лодка одинаково хороша под парусом, при ходе на веслах или с подвесным моторчиком мощностью 1,5—3 л. с.
Но, пожалуй, самое замена тельное в проекте «Миррор Динги», — это конструкция корпуса и метод постройки, разработанные Холтом в содружестве с Б. Бакпеллом. Ставший уже традиционным для малого судостроения материал — водостойкую фанеру — они использовали совершенно по-новому. Прежде всего, создан метод сборки корпуса, одинаково пригодный для постройки в условиях верфи и на дому. Забегая вперед, поясним, что конструкторы в основном рассчитывали на самостоятельную сборку корпусов любителями, но из полуфабрикатов, заготовленных на верфи. Любитель получает плоский пакет с размерами около 0,8x2 м, в котором находятся вырезанные по контуру в чистый размер листы наружной обшивки (толщина 5 мм), переборки, детали бортовых сидений, швертового колодца и т. п. Срастив фанеру по длине, он укладывает на полу оба днищевых листа и по линии киля соединяет их скобками из медной проволоки, подобными тем, которыми сшивают тетради. Делается это при помощи специального пистолета или даже вручную, но при этом надо сверлить отверстия. С помощью таких же скобок к днищевым листам пришивают кормовой и носовой траппы, а затем и оба листа бортовой обшивки. Корпус сразу приобретает заданную форму и жесткость.
Теперь все швы изнутри проклеиваются несколькими слоями ленты из стеклоткани на эпоксидном клее: соединения становятся водонепроницаемыми и прочными. Остается вставить в скорлупу две поперечные переборки и продольные переборки бортовых воздушных отсеков, закрепляя их в корпусе все теми же лентами стеклоткани. Это окончательно фиксирует обводы корпуса.
В конструкции нет ни шпангоутов, ни обычных продольных реек набора — киля, стрингеров, привальных брусьев. Только пара реечек приклеивается к борту и продольной переборке, чтобы надежнее прикрепить к ним фанерный настил сидений. Вся сборка ведётся без стапеля. Металлический крепеж необходим в самом минимальном количестве. Затраты труда невелики — даже любитель, не обладающий профессиональными навыками, собирает швертбот не больше чем за 80 часов. Вес готового корпуса не превышает 40 кг.
Такая же простота и в оборудовании швертбота. Вместо закрепления тяжелых сланей ограничиваются тем, что к днищу изнутри приклеивают тонкие сосновые планки; они не только предохраняют обшивку от износа, но и придают днищу дополнительную прочность. Шверт из фанеры сделан неоткидывающимся, а втыкающимся — вставляемым сверху; экономится много места по длине кокпита, а при максимальной осадке всего 0,81 м такое упрощение швертового устройства не создает ощутимых неудобств.
Холт вооружил «Миррор» шлюпом-гуари — с гафелем, почти параллельным мачте. Основное достоинство этого сравнительно редко встречающегося в наши дни варианта — компактность рангоута, небольшая высота мачты (дюралевая трубка). При перевозке швертбота мачта, уложенная в корпус, лишь немного выступает за транец. К гафелю и мачте парус пришнуровывается капроновым тросиком, нижняя же шкаторина остается свободной, т. е. парус закреплен только в галсовом и шкотовом углах. Благодаря этому сравнительно маленький грот площадью всего 4,55 м2 имеет правильный профиль, не искаженный гиком, и хорошо тянет в любой ветер. Как и «настоящие» гоночные яхты, «Миррор Динги» снабжается спинакером (его площадь 6,1 м2). Все паруса шьются из легкой синтетической ткани — терилена. В случае необходимости швертбот можно вооружить кэтом — для этого предусмотрен дополнительный степс впереди основного.
«Миррор Динги» — легкое, чувствительное к ветру суденышко. Гонки на этих швертботах обладают неменьшей остротой, чем на «Финнах». Регату «Миррор Динги» в устьях английских рек или в заливах, омывающих острова Великобритании, трудно спутать с соревнованиями в каком-либо другом классе, — такой плотный клубок разноцветных парусов завязывается только из «Миррор Динги». Ведь англичане располагают в этом классе почти 20000 вымпелов. Даже на старты чемпионата страны обычно выходит свыше 100 лодок!
В прошлом году чемпионами Англии стали братья Пэйж, одному из которых было 16, а второму — 17 лет. Шесть гонок чемпионата проводились в открытом заливе, причем две из них при свежем 4—5-балльном ветре и большой волне. Рулевые маленьких тузиков неплохо справлялись со стихией, но, разумеется, не обошлось без «оверкилей». Тут уж выручал большой объем отсеков плавучести, очень удачно распределенных по бортам; благодаря этому перевернувшуюся лодку не так трудно поставить на ровный киль. В программу соревнований обычно включается и отдельная гонка рулевых — без второго члена экипажа.
Популярности «Миррор Динги» во многом способствовало хорошо налаженное их производство с продажей как готовых лодок (125 фунтов стерлингов), так и комплектов заготовок для самостоятельной сборки (76 фунтов, т. е. около 200 руб.). И, конечно, имеет большое значение то, что «Миррор Динги» не является сугубо гоночным швертботом. Приобретают его чаще всего для прогулок и рыбной ловли, однако впоследствии, как показывает опыт, многие — особенно молодежь — постепенно приобщаются и к настоящему парусному спорту.
«Миррор Динги» мигрирует и в другие страны. Так, например, в Швеции и США национальные ассоциации этого класса уже насчитывают по 500 вымпелов.