В наибольшей степени всем этим требованиям отвечает корпус с обводами типа тримаран с изогнуто-килеватым днищем. Угол килеватости, принятый равным 12°, не изменяется на ⅔ длины лодки от транца. По всей длине днище «Микро-2» имеет плавный отгиб вниз у скулы. На расстоянии 450 мм от диаметральной плоскости на каждой половине днища установлен продольный редан, протянутый до самого транца.
Основные данные мотолодки
Длина наибольшая, м | 3,85 |
Ширина по палубе, м | 1,59 |
Ширина по скуле у транца, м | 1,42 |
Высота борта, м | 0,595 |
Вес корпуса, кг | 90 |
Вместимость, чел | 4 |
Скорость с мотором «Вихрь», км/час: | |
с 1 чел | 51,5 |
с 2 чел | 46,6 |
с 3 чел | 41,5 |
Результаты ходовых испытаний превзошли наши ожидания. Лодка легко выходила на глиссирование даже при максимальном водоизмещении 600 кг — это 5 человек на борту и груз 50 кг. Волнообразование оказалось совсем незначительным, брызговой пелены («усов») не было.
Испытания показали, что со штатным винтом при водоизмещении 200—250 кг (1 человек) двигатель развивает повышенное число оборотов (5200 об/мин). Тогда был изготовлен винт диаметром 240 мм и шагом 317 мм. С новым винтом число оборотов коленчатого вала упало до 5000, а скорость увеличилась. Этот винт оказался эффективным и для нагрузки в 2 человека. С тремя человеками на борту скорость несколько больше со штатным винтом (шаг 300 мм): лодка развивает 42,6 км/час. Отмечу, что оба винта были отполированы.
При малых нагрузках лучшие результаты получаются при такой центровке, когда водитель и пассажир сидят на крышке рундука; при этом «Микро-2» глиссирует только на центральной части днища между реданами (ширина 900 мм), скулы не касаются поверхности воды совершенно.
Мореходность лодки вполне достаточна для наших условий. Волна высотой 200—300 мм практически не ощущается на любых курсах к волне и всех скоростях. При ходе с большой скоростью против волны высотой 400—500 мм уже начинаются удары в носовую оконечность и неприятная тряска; на других курсах и эта волна ощущается слабо. А вот при высоте волн свыше 500 мм лодка уже срывается с них и довольно жестко ударяется об очередные гребни средней частью днища. Скорость лодки приходится снижать, а на малом ходу «Микро-2» легко, не зарываясь, всходит и на метровую волну. Кокпит остается сухим, если только сильный боковой ветер не заносит сюда брызги. Следует особо отметить, что лодка хорошо держится на курсе при любых направлениях относительно бега волн.
Пожалуй, есть только один недостаток — большой радиус циркуляции при высоких скоростях и малых нагрузках. При нагрузке 3—4 человека радиус циркуляции уже такой же, как и у других лодок подобных размеров. Остойчивость новой «Микро» сомнений не вызывает.
Отличительной чертой нашей лодки-тримарана является просторный кокпит, занимающий 75% ее длины. Один из волгоградских любителей, осматривавших «Микро-2», высказался, что она «внутри больше, чем снаружи». Под закрытым тентом на ночлег размещаются четверо: трое на пайоле и один на рундуке поперек кокпита.
Плоское ветровое стекло хорошо гармонирует с очертаниями корпуса. Над верхней кромкой стекла укреплена дюралюминиевая трубка диаметром 22 мм, которая защищает стекло и одновременно служит поручнем.
Под палубой в носовой части приклеены блоки пенопласта общим объемом 40 дм3, обеспечивающие непотопляемость лодки. В кормовой части между шп. 5 и 6 устроен рундук с крышкой на резиновой прокладке и с замками типа «патефонных». Этот рундук предназначен для укладки снаряжения и в то же время, обладая герметичностью, будет служить дополнительным отсеком плавучести в аварийных случаях.
Между переборкой на шп. 6 и транцем установлена платформа с двумя обделанными резиновой прокладкой вырезами по форме штатных бензобаков. Баки, вставленные в свои гнезда, плотно ложатся своими верхними фланцами на резиновые прокладки и прижимаются к платформе двумя хомутами с патефонными замками. Практически пространство под платформой герметизируется вполне надежно. В транце над платформой у бортов просверлены два шпигата диаметром 15 мм для удаления попавшей сюда воды.
Комингс кокпита не выступает выше плоскости палубы; это удобно тем, что можно садиться на палубу. Пайолы выполнены из двух листов фанеры толщиной 6 мм.
Благодаря примененным упрощенным тримаранным обводам корпус можно было собирать из плоскостных секций, изготовленных заранее в сравнительно небольшом помещении. Палуба сделана совершенно плоской и расположена горизонтально; это упрощает постройку и не вызывает каких-либо неудобств в эксплуатации. Все шпангоуты, кроме шп. 1 и 2, совершенно одинаковы.
Сборка корпуса выполнялась без всякого стапеля на асфальтированной части двора. Секцию днища установили краями на четыре кирпича и выровняли по горизонту. Затем на нее поставили сначала переборки и транец, а потом и бортовые секции. Перевернув корпус вверх килем, смонтировали носовой транец и флортимберсы шп. 1 и 2, врезали днищевые стрингера от шп. 3 до носового транца и приступили к установке обшивки носовой части корпуса узкими фанерными полосами, подгоняемыми по месту, со стыками на днищевых стрингерах. С ранее выставленной обшивкой днища эти полосы состыкованы на поперечной стыковой планке. Все стыки и пазы обшивки прошпаклеваны снаружи корпуса эпоксидной шпаклевкой. Днище в носу было оклеено двумя слоями стеклоткани, после чего весь корпус оклеили отделочным слоем тонкой стеклоткани.
При постройке корпуса «Микро-2» использовалась фанера ФСФ толщиной 4 мм (для транца 6 мм). Соединения обшивки с набором выполнены на эпоксидном клее с запрессовкой только гвоздями 2X30 и 1,4X20 с шагом 30—40 мм. Отказ от применения шурупов значительно сокращает объем работы; как показал опыт эксплуатации уже двух мотолодок, построенных без шурупов, соединения на клее и гвоздях обладают вполне достаю шиш прочностью.
Примечания
1. Чертежи мотолодки «Микро» конструкции В. Ф. Рябинина были опубликованы в 17 номере сборника (1969 г.).