Основные данные мотолодки
Длина наибольшая, м | 3,75 |
Ширина, м | 1,40 |
Высота борта, м | 0,565 |
Вес с полным оборудованием, кг | 75 |
Пассажировместимость, чел | 3 |
Мощность подвесного мотора, л.с. | 20—30 |
Несколько мотолодок этого типа уже построено, а самая первая «Радуга» эксплуатируется в прибрежной полосе Ладожского озера и на Неве уже третью навигацию. На испытаниях ее с мотором «Москва-25» и разной нагрузкой — один, два и три человека на борту — скорости хода составили соответственно 51; 48 и 38 км/час.
Постройка мотолодок примерно таких же размеров не раз описывалась в сборнике. Корпус собирается в положении вверх килем на предварительно изготовленных шпангоутных рамах. Для контроля при сборке используется горизонтальная плоскость, соответствующая линии Б на теоретическом чертеже, поднятой от ОЛ на 459 мм.
Отметим, что 6-миллиметровая толщина горизонтального несущего участка днищевой обшивки в районе шл. 3 — транец при разбивке откидывается вниз от ОЛ (как и все толщины обшивки от теоретических пиний). Теоретические полушироты этого участка (линия К) и фактические полушироты его выступающих краев, образующих первый редан (линия Р1), для удобства работы указаны и в таблице и на поперечных сечениях конструктивного чертежа. Второй редан накладывается на уже обшитый корпус; его ординаты и размеры приведены в таблице и на теоретическом чертеже.
Скуловой брызгоотбойник с горизонтальной рабочей гранью образуется заполнением пенопластом угла между выпущенным вниз краем листа бортовой обшивки и днищевой обшивкой.
Конструкция корпуса «Радуги» ясна из приводимых чертежей. Следует только пояснить, что нижний конец форштевня 1 надо вывести на 200 мм в корму за шп. 3 и закрепить к его боковым граням носовые концы килей 2, а затем снизу — конец горизонтального листа 28.
Корпус собирается с применением эпоксидного клея, обшивается 4-милпиметровой фанерой и оклеивается споем стеклоткани. Для обеспечения непотопляемости под палубой в районе от 1 до 3 шп. и по бортам между 6 и 7 шп. крепятся блоки пенопласта марки ПСБС.
Оборудование лодки после установки палубы с небольшим козырьком и сборки подмоторной ниши сводится к монтажу дистанционного управления с постом управления на борту в кормовой части кокпита, установке пайола в районе шл. 3—5 и двух мягких съемных сидений. Спинкой кормового двухместного дивана служит обтянутый поролоном и текстовинитом бимс на шп. 6, являющийся и носовой кромкой подмоторной ниши.
Для хранения запасов горючего и снаряжения используется закрытое пространство в носу под палубой и в корме под нишей в районе шп. 6 — транец, а также полочки вдоль бортов.
Если предполагается использовать «Радугу» в качестве гоночной мотолодки класса SC-500, следует зашить палубу до шп. 4 и не делать рецесса — подмоторной ниши, ограничившись установкой по транцу шельфа шириной 100 мм. Для всемерного снижения веса сечения набора, толщину обшивки борта и палубы можно несколько уменьшить (в разумных пределах!).
Дистанционное управление мотором для прогулочного варианта можно изготовить по приводимым чертежам.
Для прогулочного варианта разработано также и более сложное в изготовлении дистанционное управление с возвратно-поступательным движением сердечника привода, показанное на схеме общего вида лодки.
Пульт — бортовой кронштейн для расположенного горизонтально штурвала делается из легкого сплава АМг. Стакан монтируется на заклепках или винтах.
Управление газом монтируется на пульте винтами М4. Предварительно надо приклепать впотай текстолитовые полосы дет. 14 к дет. 13 и ручку газа к сектору.