В № 10 журнала «Техника-молодежи» за 1971 г. была напечатана моя заметка «По воде, как по снегу». Только за первые три месяца я получил более 600 писем с одинаковой просьбой — выслать эскизы и подробности изготовления лыж. И письма все продолжают поступать. К сожалению, я очень скоро убедился, что ответить всем — непосильная для меня задача. В конце концов решил сделать так, как посоветовал кто-то из авторов писем: послать свой чертеж в «Катера и яхты» и этим, возможно, положить начало развитию нового вида спорта.
Где-то я читал, что древние греки считали лунную дорожку на воде дорогой счастья. И вот я осуществил свою давнюю мечту — пройти по этой дороге счастья на лыжах, пройти без посторонней помощи, без шума и треска. И очень хочу, чтобы другие тоже могли попробовать, какое это удовольствие идти, скользить по воде, как по зимнему снегу.
Теперь перейдем от лирики к технике.
Сначала я сделал лыжи, состоящие из деревянного каркаса, обтянутого полиэтиленовой пленкой толщиной 0,5 мм. Вес одной такой лыжи получился 4 кг а грузоподъемность 90 кг. Каркас — прямоугольный в поперечном сечении, — собран из четырех продольных реек, раскрепленных фанерными пластинками.
В носовой части, где нижние рейки изгибаются, их пришлось надрезать ножовкой. Для крепления лыжи к ноге использованы старые ласты, обрезанные по ширине днища (можно поставить и пляжные плетеные босоножки). Ласты прибиты мелкими гвоздями за носок к фанерному листу, закрепленному к рейкам днища. Нога проходит сквозь верхний фанерный лист, к которому прикреплен тубус — чехол, защищающий от попадания воды внутрь лыжи.
Все наружные поверхности каркаса необходимо тщательно зачистить стеклом или шкуркой, все деревянные детали — проолифить и покрыть лаком. Полиэтиленовая пленка сначала прибивается к нижним продольным рейкам мелкими гвоздями на шайбах, в роли которых выступают обыкновенные канцелярские кнопки. На рейки должны быть положены тонкие резиновые прокладки, например полоски из старой автомобильной камеры. Морщины на днище скольжению лыжи не мешают. Пленка натягивается вверх и прибивается к одной из верхних реек, затем заворачивается на фанерный транец. После окончания работ все кнопки и головки гвоздей желательно покрыть масляной краской или лаком, чтобы не ржавели. На днище можно поставить и двойную пленку.
Одна из самых важных деталей — упорный щиток, препятствующий скольжению назад при отталкивании. Я сделал щитки (по три на лыжу) из тонкого дюраля с приклепанной резиновой накладкой, которая служит шарниром. При скольжении вперед щиток прижимается к ограничителям таким образом, чтобы сзади оставалась щель; тогда при отталкивании щиток легко открывается.
Направляющие плавники, повышающие устойчивость на курсе, можно, конечно, и не ставить, так как они затрудняют вход в воду и выход на берег, но при этом советую увеличить высоту лыжи до 200 мм, а ширину уменьшить до 150 мм. Лыжа, глубже погруженная в воду, будет двигаться достаточно устойчиво.
На описываемых лыжах можно свободно бегать по воде уже после нескольких тренировок. Если скрепить лыжи спереди одной планкой-поперечиной, а в районе креплений для ног — двумя (и положить на них сиденье), то получится катамаран, на котором можно грести, как на байдарке. Планки-поперечины можно просто привязать шнуром.
Лыжные палки, которыми я пользуюсь, это обычные весла, к которым привязаны надувные волейбольные камеры. Подчеркну: очень важно, чтобы нижний край пластины-лопасти выступал из-под шара не менее чем на 100 мм: это будет препятствовать скольжению шара назад при отталкивании. Вместо волейбольных камер, естественно, можно применить разноцветные детские мячи из пластика. Сняв с палок волейбольные камеры и соединив весла верхними концами, легко получить отличное двухлопастное весло.
Свои новые водные лыжи я сделал из тонкого дюралюминия клепаными. На таких лыжах, полагаю, можно будет выходить и в море, разумеется, в тихую погоду. Вес одной лыжи при той же грузоподъемности получился больше — около 5 кг, но лыжа гораздо прочнее и надежнее. Поскольку передний и задний отсеки выгорожены водонепроницаемыми переборочками, лыжи во всех случаях остаются на плаву. Крепления такие же, как и на лыжах первого варианта.
На новых лыжах чувствуешь себя более уверенно, они обладают повышенной устойчивостью.
Попробовал я и новую конструкцию палок, подсказанную кандидатом технических наук Г. Б. Вальцем из г. Харькова. К бамбуковым палкам шарнирно закреплены две дюралевые пластинки с верхним и нижним ограничителями. При быстром погружении палки в воду пластинки раскрываются до угла 180°, при движении вверх сходятся до угла 30°.
Сделал и складной парус в виде крыльев бабочки.