За годы эксплуатации серийных буксировщиков типа «Барс» накопилось много полезной информации по модернизации катеров, которая обычно проводилась на местах. Поэтому перед конструкторами завода встал вопрос — модернизировать ли «Барс» или создавать новый проект с учетом уточненных требований тренировочного процесса и возросшего мастерства спортсменов. На состоявшемся в Спорткомитете СССР совещании было принято решение поддержать инициативу завода по созданию нового катера.
Основные данные катера Борей»
Длина габаритная, м | 5,45 |
Ширина габаритная, м | 2,10 |
Высота борта на миделе, м | 0,785 |
Масса с оборудованием, кг | 920 |
Экипаж, чел. | 1 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Мощность двигателя, л. с. | 90—320 |
Проектируя такое судно, конструкторы решили сохранить обводы серийного «Барса», но изменить внутреннюю планировку, повысить общую и местную прочность корпуса, уменьшить угол наклона гребного вала с 16 до 12°, повысить надежность всех узлов управления и монтажа двигательной установки, а также предусмотреть возможность установки любого из четырех типов двигателей: «М100ВС», «М8ЧСПУ-100» с угловым редуктором, «ГАЗ-13» или импортных двигателей фирмы «Маринер» мощностью 280—320 л. с.
Разработка проекта велась на уровне современных требований технической эстетики и эргономики, что дозволило обеспечить удобство расположения водителя, тренера и судей, достаточный обзор акватории, удобную работу с органами управления катера и наблюдение за контрольными приборами. Предусмотрена установка зеркала заднего обзора и приборов контроля скорости катера, что особенно важно во время проведения тренировок и соревнований.
В проекте оригинально решена планировка кокпита: по правому борту расположено место водителя с массивным креслом, которое не закреплено и позволяет центровать катер во время заездов с учетом веса водителя, тренеров и судей. По левому борту установлен диван, на котором тренер и судья размещаются лицом в корму — для наблюдения за спортсменом. Конструкторы позаботились и о водителях, которые нередко в любую погоду проводят за рулем по 5—6 часов — высота ветрового стекла выбрана несколько выше, чем у обычных катеров.
Как правило, на катерах-буксировщиках двигатель находится с центре кокпита и закрывается капотом. Так сделано и на «Борее», однако воздухозаборник устроен несколько необычно — он установлен на носовой палубе и соединен дюритовым шлангом с моторным отделением. За счет скоростного напора двигатель получает необходимый объем воздуха для эффективного сгорания горючего и вентиляции объема под капотом.
На катере смонтирована система подводного газовыхлопа. Топливный бак емкостью 90 л поставлен в корме и соединен резиновым шлангом с заливочной горловиной, утопленной в высадку на кормовой палубе. Так как на палубе в корме отсутствуют утки и другие выступающие детали, отпала необходимость в установке кормовой дуги — отражателя фала. Для удобства работы тренеров с воднолыжниками предусмотрена автоматическая отдача фала.
«Борей» оборудован подъемными рымами (одни на форштевне, два — на транце), что значительно упрощает спуск н подъем катера из воды. Эти же рымы можно использовать и для швартовки.
У кормового среза транца установлен шпигат для слива воды при подъеме катера.
Рулевое управление выполнено в двух вариантах: на тросовой проводке и на жесткой тяге с использованием червячного редуктора от автомобилей «Москвич-2140» или «Жигули». Дистанционное управление дроссельной заслонкой карбюратора — ручное.
Из навигационного оборудования на «Борее» установлены бортовые отличительные и гакабортный огни. На корме предусмотрен забортный трап для выхода лыжников из воды.
Конструктивно судно состоит из корпуса, палубы и днищевого коробчатого стрингера. Все элементы выполнены из стеклопластика методом контактного формования на основе полиэфирной смолы ПН-609м-21М. Обшивка корпуса имеет толщину около 5 мм (стеклосетка СЭ-01, стеклосатин Т-11-ГВС-9 — три слоя, стеклорогожа ТР-0,56 — три слоя). Для большей прочности по центру днища дополнительно уложены два слоя стеклорогожи.
Толщина палубы составляет около 4 мм (стеклосетка СЭ-01, стекло-сатин — три слоя, стеклорогожа — два слоя).
Днищевой коробчатый стрингер выклеен из шести слоев стеклорогожи ТР-0,56. Он выполняет функцию не только внутреннего набора, обеспечивающего прочность и жесткость днищевого перекрытия, но и фундамента двигателя. Для этого в стрингере отформованы посадочные места под лапы двигателя, что позволяет значительно упростить монтажные работы и повысить качество сборки узла в целом (двигатель — валопровод). Кроме того, в стрингере предусмотрены места для крепления бензобака и аккумулятора 6СТ-75 (6СТ-90).
Как упоминалось выше, на «Борей» возможна установка двигателей в широком мощностном диапазоне — от 90 до 320 л. с.
Для тренировки начинающих воднолыжников, а также для проведения соревнований по фигурному катанию и прыжкам с трамплина вполне приемлема установка двигателей «М8ЧСПУ-100» или «М100ВС», с которыми катер на испытательных пробегах достигал скорости 50—52 км/ч. Модификации катера с такими двигателями в будущем составят основную продукцию завода. Кроме этого, три—пять катеров в год будут комплектоваться двигателями «ГАЗ-13», а по специальным заказам — импортными двигателями «Маринер». Как показали испытания катера «Борей», оборудованного двигателем «ГАЗ-13», воднолыжниками в г. Долгопрудном (Московская обл.), скорость при прохождении слаломной трассы достигает 60 км/ч, что вполне отвечает требованиям правил. Эти варианты буксировщиков предполагается снабдить специально подобранными гребными винтами.
В конца прошлого года опытный образец катера «Борей» проходил всесторонние двухнедельные испытания на Неве и в гребном канале. Многие ленинградцы были свидетелями необычной картины: под падающим снегом по Неве со скоростью 50 км/ч несся катер, лавируя среди льдин, как среди буйков слаломной дистанции. Лыжника «имитировала» маленькая мотолодка, взятая на буксир; скорость с этой лодкой упала до 47 км/ч. На опытном образце катера был установлен отечественный двигатель «М100ВС» мощностью 90 л. с. Швартовные и ходовые испытания убедили в правильности выбранных технических решений и обводов.
В заключение хочется отметить и трудности завода. Несмотря на то, что проект катера предусматривает установку отечественных двигателей «ГАЗ-13» мощностью 180—200 л. с., изготавливаемых Заволжским моторным заводом, до настоящего времени не решен вопрос о серийной конвертации этих двигателей. А ведь именно с этим двигателем «Борен» сможет обеспечивать тренировки и соревнования воднолыжников при существующих нормативах скорости.
Работы по созданию нового катера велись в контакте с Федерацией воднолыжного спорта СССР. Специалисты завода неоднократно обсуждали технические вопросы с членами техкомиссии федерации. Существенную помощь заводу оказали председатель федерации Н. И. Попов, член техкомиссии, И. П. Хренов.
Серийный выпуск катера типа «Борей» завод планирует начать с 1983 г., а в этом году будет изготовлена опытная партия.
Мнение воднолыжника
Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения сделал очередной шаг на пути решения проблемы создания отечественного воднолыжного буксировщика1. В предыдущие годы были построены «Нева», «Нева-С», «Триумф», «Барс». И вот, наконец, появился «Борей».
Отмечая все положительные качества новой разработки, следует все же напомнить о существе проблемы: катер должен обеспечивать стабильную скорость 58 км/ч с воднолыжником на буксире. Очевидно, это в первую очередь проблема мощного двигателя и эффективного движителя — гребного винта. К сожалению, еще не налажена конвертация двигателя «ГАЗ-13», удовлетворяющего требованиям по мощности, не организовано производство необходимых редукторов. Все это мешает предприятию наладить серийный выпуск нужного количества отечественных буксировщиков, отвечающих современным требованиям.
Предложенное заводом решение, позволяющее устанавливать различные модели отечественных и зарубежных стационарных двигателей, открывает путь к созданию целого семейства катеров-буксировщиков, предназначенных для обслуживания различных видов воднолыжного многоборья. На основе базовой модели за счет установки двигателей различной мощности можно выпускать специализированные катера только для фигурного катания, для начальной подготовки воднолыжников по всем видам троеборья, а также для слалома и прыжков с трамплина, обеспечивающие соревнования самого высокого ранга.
Примечания
1. На страницах «КиЯ» эта тема обсуждается уже второй десяток лет. уделяет ей внимание и центральная печать (см. газ. «Правда». 1981, 19 октября).