Основные данные
Длина, м | 2,5 |
Ширина, м | 1,2 |
Высота борта, м | 0,6 |
Вес, кг | 60 |
В мае 1973 г. на озере близ Тюмени я опробовал свое детище. Мои знакомые были настроены скептически: «Как можно на таком корыте плыть?». Но вот запущен «Вихрь», и лодка с небольшим дифферентом выходит на глиссирование. Впечатление такое, что она летит, чуть касаясь спонсонами воды. С пассажиром на борту скорость была порядка 40—45 км/час. А с одним водителем лодка совершала акробатические прыжки с волны на волну, но при этом шла мягко и устойчиво и легко брала повороты на полном ходу под любыми углами к волне.
Мой тримаран стальной, но для тех, кто захочет построить такую лодку самостоятельно, я бы порекомендовал более мягкий материал, например дуралюмин Д16 с предварительной термообработкой. Гибку листов надо производить по разметке на кромкогибочном станке, причем радиус должен быть достаточно большим, чтобы избежать появления трещин. Для изготовления свода туннелей вырезается клин, кромки которого отбортовываются под клепку в три ряда. Вообще отбортовка под клепку предусматривается во всех местах соединения секций между собой. На набор — шпангоуты и обвязку транца следует пустить уголок 20X20 или 15X15 мм. Продольные реданы и накладную пластину на киль надо сделать из более мягкого материала, чем основной корпус, к днищу они крепятся клепкой.
Для сборки секции корпуса удобнее всего закрепить на деревянном стапеле струбцинами. Сборку надо производить в такой последовательности. Сначала к днищевой секции приклепываются борта, затем транец и киль. Закреплять палубу надо с носа, а потом присоединять к бортам. Затем последовательно с первого по четвертый устанавливаются шпангоуты, и только потом приклепывается подмоторная ниша.
Информация об изображении
Конструкция транца и подмогорной ниши аналогично варианту для самостоятельной постройки
За время летней навигации я выявил и некоторые конструктивные недостатки своего тримарана. Уже при 40-сантиметровой волне забрызгивалась носовая оконечность. На большой скорости брызговые струи касались спонсонов в средней части (чтобы избежать этого, я опустил киль на 25—30 мм). Лодка выходит на глиссирование с большим дифферентом на корму и очень чувствительна к центровке. Для предотвращения этого желательно установить дистанционно управляемые транцевые плиты и центр тяжести сместить максимально в нос. Для обеспечения непотопляемости необходимо заполнить пустоты пенопластом.
Конструкция транца и подмогорной ниши аналогично варианту для самостоятельной постройки
Я считаю, что такую лодку можно изготавливать на каком-либо судостроительном заводе, например на нашем Тюменском, уже много лет выпускающем морально устаревшую модель «МКМ».
Мною разработана приблизительная технология изготовления такого тримарана в заводских условиях. Клепку некоторых соединений можно заменить на сварку оплавлением. Продольные реданы целесообразнее не приклепывать, а получать при помощи дополнительной гибки днищевой секции.