Спроектированные и изготовленные нами две опытные мотолодки типа «Енисей» в первую же навигацию 1971 г. проплавали около 300 часов в самых сложных условиях. Так, мы не раз проходили пороги Казачинский на Енисее, Большой и Косой — на Кане, а эти три порога отличаются и сложностью хода, и крутыми валами; не было случая, чтобы лодку забрызгивало или заливало водой. Успешно выдержала испытания и конструкция корпуса наших лодок.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,3 |
Ширина, м | 1,53 |
Высота борта на миделе, м | 0,58 |
Вес корпуса, кг | 100 |
Обшивка «Енисея» изготовлена из 2-миллиметровых, а палуба — из 1,5-миллиметровых листов алюминиево-магниевого сплава АМг-5. Узел соединения листов на скуле получился гораздо более простым, чем на серийных лодках, выпускаемых промышленностью. При заготовке листов днища на скуле оставили припуск 25—30 мм, который затем отогнули вверх — на борт для клепки. За транцем днищевую обшивку выпустили на 20 мм в корму и поставили угольник, который уплотняет соединение и обеспечивает жесткость кромки днища. Для крепления бортовых листов к палубе по верхней кромке их также был отогнут фланец шириной 15—20 мм (в носу до 60 мм), а палуба выкроена с соответствующим припуском по ширине. Паз по килю снаружи закрыт 80-миллиметровой дюралевой полосой.
Набор корпуса, изготовленный из дюралевого угольника, состоит из шести шпангоутов и десяти днищевых стрингеров. Для упрощения конструкции мы поставили шпангоуты поверх стрингеров, так что стрингера в шпангоуты не врезаются, а соединяются на «коротышах».
Особое внимание обращено на прочность кормовой части корпуса. Против струбцин подвесного мотора транец надежно раскреплен с днищевыми стрингерами солидными кницами; жесткость его верхней кромке придает угольник, проходящий от борта до борта, под которым поставлена подмоторная доска сечением 30X100 мм; по периметру транца установлен мощный обделочный угольник 40X40.
Конструкции корпуса клепаются заклепками из дюраля Д1В диаметром 4 и 3 мм с полупотайной головкой. Для уменьшения сопротивления воды движению лодки в кормовой части днища клепка выполнена впотай. На скуле применен двухрядный шов с шагом 15 мм. Килевая накладка проклепана совместно с двумя ближайшими к ДП днищевыми стрингерами. В основных водонепроницаемых швах проложена герметизирующая тиоколовая лента.
Немного об обводах мотолодки. Чтобы получить хорошую скорость при сравнительно высокой удельной нагрузке, мы сделали днище с малой килеватостью: на транце 3°, на миделе — 9°. Днище имеет у транца отгиб вниз на 6 мм, улучшающий гидродинамическое качество лодки при кормовых центровках. В носу для смягчения ударов при ходе против волны шпангоуты заострены, а для предотвращения забрызгивания палубы сделан значительный развал бортов; примерно на трети длины лодки от форштевня по скуле закреплен брызгоотбойный угольник. Поэтому на «Енисее» никогда нет явления, столь характерного для «МКМ», когда даже при небольшой волне из-под скулы вздымается пелена брызг, забрасываемая ветром прямо в кокпит.
Замеры скорости мотолодки «Енисей» под мотором «Вихрь» проводились на Енисее: при ходе вниз по течению скорость составила 50 км/час, а вверх — около 32 км/час, т. е. в среднем — 40—42 км/час. При этом в лодке находились два человека, 120 л горючего и 20 л масла, продукты, одежда и все прочее, что необходимо при выходе в дальнее туристское плавание.
Опытные образцы лодок мы оборудовали сиденьями со спинками, приставным столиком, дистанционным управлением (поворотом мотора, дроссельной заслонкой карбюратора и реверсом), тентом из водонепроницаемой ткани, деревянными веслами с уключинами, автоматическим шпигатом для отлива воды как на стоянке, так и на ходу с управлением вручную и дистанционно, ветровым стеклом, необходимыми дельными вещами. В носу и корме оборудованы объемистые багажники, закрывающиеся крышками.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными под палубой в носу и корме.
Мы провели всесторонние испытания «Енисея» параллельно с лодками «Обь» и «МКМ» и, считая, что наша конструкция проявила себя с лучшей стороны, предложили свой проект для серийной постройки. Разумеется, конструкция лодки была переделана с учетом требований производства. Шпангоуты, например, предусмотрено штамповать из 2-миллиметрового листа, палубу и пайолы можно делать без набора — зигованной конструкции и т. п. Однако наш проект так и не был рекомендован специалистами МСП для серийного выпуска.