Характерно, что для серийной постройки плоскодонных корпусов в обоих случаях конструкторы предпочли водостойкую фанеру. Благодаря этому и удалось получить легкую и прочную конструкцию с минимальным количеством набора.
Корпус «Твин Дори» состоит из двух самостоятельных частей с поперечными переборками в районе стыка — «транцами». Носовая часть вкладывается в кормовую, но при необходимости любая из них может использоваться как тузик (на «транец» кормовой секции можно даже повесить небольшой подвесной моторчик!). В носовой секции установлен швертовый колодец, хорошо раскрепленный мачтовой банкой и переборкой. Поперечная банка в кормовой секции съемная; она укладывается на бруски — подлегарсы, приклеенные к бортам, и фиксируется стопорными штифтами.
Основные двнные склвдной лодки «Твин Дори»
Длина наибольшая, м | 4,40 |
Ширина, м | 1,53 |
Осадка корпуса, м | 0,15 |
Осадка со швертом, м | 0,90 |
Площадь парусности, м2 | 9 |
Обшивка изготовлена из 6-миллиметровой фанеры. По-видимому, голландская «Яхтверф Зюйдерзее» собирает секции в специальных кондукторах, позволяющих получить заданные теоретическим чертежом обводы без установки шпангоутов. Продольными связями служат киль и выклеиваемые по месту — в кондукторе — из трех-четырех тонких реек скуловые и привальные брусья. Плоское днище защищено изнутри тонкими планками твердого дерева, наклеенными на фанеру.
Способ соединения секций прост и надежен. На киле носовой секции закреплен крючок, сделанный из нержавеющей стали. Соответствующая деталь на киле кормовой секции — пластинка с отверстием. Вдев крючок в отверстие — для этого надо слегка наклонить носом вниз носовую секцию, поворачивают ее до плотного прилегания переборок-транцев, а затем стягивают переборки двумя небольшими винтовыми струбцинами у привальных брусьев. Перемещению секций друг относительно друга дополнительно препятствует поперечная банка, закрепленная намертво на переборке носовой секции и при сборке плотно ложащаяся на верхний край кормовой переборки. Сборка корпуса занимает считанные минуты.
Несколько больше времени уходит на сборку и установку алюминиевой мачты. Две части мачты соединяются при помощи болтов, завинчиваемых во вкладыш, имеющийся в месте разъема в одной из частей. Мачта раскрепляется парой вант и штагом. Лодка снабжена рулем с подъемным пером и швертом втыкающегося типа.
«Твин Дорн» неплохо лавирует под гротом и стакселем общей площадью 9 м2; особенно хорошо она идет с попутным ветром. Ее заостренный в корме корпус практически не создает волны, как говорят яхтсмены, — «не тянет за собой воду».
Мореходные качества «Твин Дори» под парусом, разумеется, ограничены, так как корпус совершенно открытый — не имеет палубы и на волне в него попадает много брызг. Безопасность экипажа — непотопляемость лодки обеспечивается тремя надувными баллонами, закрепляемыми под продольными банками в носовой секции и поперечной банкой — в кормовой. Однако, как показал опыт, их объема недостаточно для того, чтобы можно было поставить на киль лодку, положенную шквалом парусами на воду. Другим недостатком признано снабжение лодки всего одной парой весел. «Твин Дори» вмещает пять-шесть человек, поэтому для нормального движения с полной нагрузкой необходимо грести вдвоем. Как мы видим, оба выявленных недостатка легко устранимы.
Общий вес корпуса лодки — 68 кг; из них на носовую часть приходится 39 кг. Так что погрузка обеих частей на крышу автомобиля не представляет труда. Были попытки использовать «Дори» и в качестве палубного тузика на больших катерах. Однако широкому применению лодки в этой роли препятствует невозможность ее сборки на плаву; в то же время каждая секция по отдельности намного уступает обычным тузикам таких же размеров по удобству эксплуатации.
Оригинальный парусник Болгера вдвое больше по размерам, но складывается пополам до габарита 4,7X1,53X1,3 м, удобного для транспортировки на трейлере или в багажном вагоне. Весит шхуна всего 205 кг, что делает ее очень удобной для перевозки.
Основные данные складной шхуны Ф. Болгера
Длина наибольшая, м | 9,45 |
Длина по ватерлинии, м | 8,8 |
Ширина наибольшая по борту, м | 1,53 |
Ширина наибольшая по скуле, м | 1,16 |
Осадка корпуса, м | 0,18 |
Осадка со швертом, м | 0,86 |
Площадь парусности, м2 | 17,9 |
Водоизмещение по КВЛ, т | 0,45 |
Конструкция лодки рациональна и проста даже для любительской постройки, в то же время верфь судно с полной оснасткой продает за 1500 долларов. Узкое и плоское днище каждой секции обшивается одним листом фанеры, имеющим стандартные размеры 1,2X4,9 м (этим и продиктованы размерения шхуны). Обшивка подкреплена несколькими шпангоутами и поперечными переборками «ящиков плавучести», скуловыми стрингерами и привальными брусьями. В средней части расположены два колодца для втыкающихся швертов (расположенных побортно от диаметральной плоскости, подобно скуловым килям).
Чтобы не опасаться за остойчивость судна, Болгер вооружил его шхуной с гафельными парусами. Благодаря этому удалось получить довольно низкое положение центра парусности. Кроме того, в случае внезапного усиления ветра можно быстро уменьшить парусность, спустив фок. Управляться с парусами при лавировке на этой шхуне может даже один человек — стаксель (площадью всего 3 м2) снабжен рейком по нижней шкаторине.
Шхуна очень легка на ходу. Необычно узкий и легкий корпус оказывает минимальное сопротивление; к тому же шхуна несет относительно большую площадь парусности — около 18 м2.
Интересно, что относительная длина корпуса LWL:D1/3=11 (здесь D — водоизмещение, м3), а площадь парусности, отнесенная к водоизмещению, S1/2:D1/3=5,3 т. е. выше, чем у многих современных сверхлегких яхт. Разумеется, при любом усилении ветра на этой шхуне приходится брать рифы раньше, чем на других яхтах, вследствие ее ограниченной остойчивости.
Для обеспечения непотопляемости в аварийных случаях лодка снабжена большим количеством пенопласта, размещенного в «ящиках» в средней части шхуны и в оконечностях. Резервным средством движения служит подвесной мотор мощностью 4 л. с.г под которым шхуна развивает скорость 11—15 км/час в зависимости от нагрузки; конечно же, лодка неплохо идет и на веслах.
Так же, как и на «Твин Дори», обе секции корпуса имеют в месте разъема переборки и могут держаться на воде самостоятельно. Соединяются они посредством двух шарнирных петель, закрепленных на привальных брусьях. (По-видимому, на днище секции стягиваются парой болтов).
К недостаткам шхуны яхтсмены относят ее двухшвертовое устройство. Считают, что более выгодным было бы применить обычные шверцы, навешиваемые снаружи на борта. Шверцы позволили бы регулировать положение центра бокового сопротивления в достаточно широких пределах, что особенно важно для шхуны.
Обе описанные здесь лодки считаются идеальными судами для семейного плавания в мелководных устьях рек, впадающих в море, на озерах и в закрытых от большого волнения морских бухтах. Они удобны для рыбной ловли, для выходов на воскресный пикник.