Надувные лодки очень удобны, вместительны и остойчивы, но сделать их парусными не просто. По известным причинам установить мачту обычного типа не удается, а поэтому бермудское или гафельное вооружение применить трудно. Мы выбрали вооружение, несколько напоминающее щатинское.
Конструкция примененного рангоута проста, быстро собирается и разбирается. Стоячий такелаж отсутствует. Рангоут состоит из следующих частей — базовой трубы-поперечины 15, двух трубок 12 (собственно мачта) и рея 4. Базовая труба 15 диаметром 25—30 мм вставляется в уключины 14, имеющиеся на бортах лодки. Затем к концам базовой трубы винтами 11 (М5) крепят нижние концы трубок 12 сдвоенной Д-образной мачты; верхние концы трубок соединяются между собой и с реем 4 сквозным соединительным винтом 13 с гайкой 16. Трубки, образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут быть изготовлены из дюралюминиевых лыжных палок. Рей можно сделать разборным, причем соединительную трубку 5 длиной 200 мм удобно поставить как раз в месте соединения рея с мачтой.
На верхнем конце рея устанавливается блочок 6 для фала; своим нижним концом рей крепится к резиновой петле 2 на носу лодки при помощи мочки (скобы) 3. Петля 2 представляет собой круг из листовой резины толщиной 5 мм, диаметром 60 мм; нижняя часть круга приклеивается к корпусу 1 лодки, а в верхней свободно отгибаемой половине делается отверстие для мочки.
Угол наклона рея выбран равным φ = 60°. Меньший угол наклона рея ухудшит работу паруса на полных курсах, а больший — увеличит давление рея на корпус лодки.
Размеры трубок зависят от длины лодки. Выбрав место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте расстояние а до базовой трубы, продетой через уключины 14. Затем можно вычислить длину трубок мачты по формуле:
где b — расстояние между уключинами по базовой трубе (все размеры в миллиметрах). Длина рея зависит от выбранной центровки. При центровке 10% длину рея можно вычислять по формуле lр = 1,8α. Место крепления рея к мачте находится на расстоянии а от нижнего его конца.
Шверцы 10 изготовляются из дюраля толщиной 3 мм и надеваются на концы базовой трубы, выступающие за борта лодки. Деревянные щеки-накладки 17 толщиной 10 мм (из фанеры или доски) придают жесткость шверцам и уменьшают угол их поворота к ДП. Положение швер-цев по длине базовой трубы фиксируется надеваемыми на нее кольцами 9 из трубы большего диаметра; кольца 9 стопорятся винтами 7 и гайками 8 (М5).
Парус представляет собой равносторонний треугольник, вершина (фаловый угол) которого сдвинута к носу относительно оси базовой трубы на размер С = (6÷12)%lш. Длина каждой шкаторины lш = 1,7α.
Удобно использовать парус Люнгстрома. Это позволит увеличить площадь парусности на полных курсах вдвое. С внешней стороны сгиба по передней шкаторине (линия n = n1) пришивается ликтрос, к которому крепятся сегарсы или сезни. Во всех четырех углах имеются люверсы. Шкотовые углы m, m1 на острых курсах соединяются.
Для крепления галсового угла можно использовать ту же мочку, которая соединяет нижний конец рея с резиновой петлей.
В качестве руля используется весло, продеваемое в резиновую уключину, приклеенную на корме.