Каждый может провести отпуск в увлекательном путешествии, но для успешного преодоления трудностей пути мало одного желания и любви к приключениям: нужны опыт, дисциплина и тщательная подготовка к походу. Все работы по подготовке судна и снаряжения должны быть выполнены до отплытия — иначе отдых будет испорчен. Это основной закон.
Следует заметить, что выбор маршрута и подготовка экспедиции представляют не менее увлекательное занятие, чем сам поход. Прежде чем намечать маршрут, прикиньте, на что способны ваши суда, сколько времени в вашем распоряжении, из кого вы можете укомплектовать команды. Оценку субъективных качеств и способностей участников похода лучше сделать до отплытия, во избежание «сюрпризов» при совместном пребывании на борту маленького судна. Конечно же, это должны быть хорошие товарищи, способные сохранять присутствие духа в тяжелую минуту!
Наибольший интерес представляют маршруты без повторного прохождения одних и тех же пунктов и продолжительностью не более 30 дней. Иногда на водоразделах потребуется организовать транспортировку судов по суше, но это не так уж трудно (вот основное преимущество малых открытых глиссирующих мотолодок!). Важно, планируя маршрут, правильно определить пункты начала и конца транспортировки, учитывая не только расстояние между ними, но и качество дороги.
В качестве примера назовем очень интересный кольцевой маршрут (см. схему), проходящий по восьми рекам, четырем озерам, водохранилищу и Финскому заливу. Во время увлекательного похода можно ознакомиться с такими городами, как Петрокрепость, Новая Ладога, древние Новгород и Псков, Тарту, Иван-город, Нарва и Ленинград. Весь маршрут протяженностью более 1500 км судоходен, за исключением двух участков — между Сольцы и Псковом (120 км) и в обход плотины Нарвской ГЭС (4 км), — которые легко можно преодолеть на грузовике. Этот маршрут мы прошли за 26 дней на двух моторных лодках собственной конструкции и постройки с подвесными моторами «Москва». С полным снаряжением и экипажем из двух человек на каждой мотолодки развивали скорость 20—25 км/час. По опыту этого плавания можно сказать, что мы правильно оценили мореходность, проходимость и скорость своих судов, а также гидрометеорологическую обстановку и другие условия, являющиеся определяющими при выборе и разработке маршрута.
Разбивая маршрут на отдельные участки, надо прикинуть время на прохождение каждого участка и расход горюче-смазочных материалов на пути от одной стоянки до другой; учтите, что сложные и менее изученные участки маршрута придется проходить со скоростью несколько меньше средней. Важно правильно установить и распределить время стоянок, необходимых для отдыха, развлечений и ознакомления с достопримечательностями, заправки горючим и пополнения запасов продовольствия, а также профилактического осмотра материальной части.
В порядке навигационной подготовки необходимо определить девиацию.
Перед выходом проверьте исправность ходовых и стояночных огней, наличие на борту сигнальных ракет и флага-отмашки.
В походе следует руководствоваться следующими основными соображениями:
- Даже при небольшой осадке судна идти обвехованным фарватером.
- Проходить неизвестные участки и подходить к берегу с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность.
- Сложные в навигационном отношении участки всегда проходить в светлое время суток.
- При резком ухудшении видимости или перед наступлением темноты вставать на стоянку.
- Если вы «потеряли свое место» или сомневаетесь в правильности курса, лучше стать на якорь, хорошо осмотреться, определить примерно свое место и, только выбрав безопасный путь, продолжать плавание.
Надо хорошо разбираться в гидрометеорологической обстановке, знать признаки изменения погоды, в особенности признаки приближения шквала, циклона или штормовой погоды. В пути не забывайте собирать у местного населения сведения о предстоящем участке маршрута.
Подготавливая мотолодку к дальнему плаванию особое внимание надо уделить оборудованию места водителя. Оно должно быть удобным, с хорошим обзором. На открытых мотолодках удобен автомобильный вариант компоновки: за ветровым стеклом в носовой части кокпита по левому борту — место водителя, по правому — его помощника. Перед водителем на щитке расположены приборы дистанционного контроля двигателя, навигационные приборы, органы включения ходовых огней, освещения, выключения зажигания двигателя.
Например, мотолодки с мотором «Москва» не трудно оборудовать так. Рулевое управление — тросовое, обычного типа; регулировку люфта рулевого колеса производят небольшими талрепами. Под правой рукой водителя рычаг управления реверсом. Положения рычага «вперед», «стоп» и «задний ход» фиксируются в пазах профилированной планки, в которой ходит рычаг. Связь последнего с рычагом реверсирования мотора осуществляется при помощи троса и возвратной пружины, установленной на моторе и постоянно оттягивающей оба рычага (дистанционного и реверса на двигателе) в направлении «задний ход».
Таким образом, при перемещении рычага реверса дистанционного управления в положение «вперед» пружина максимально растягивается; при переводе рычага в положение «стоп» пружина, сжимаясь, оттягивает его в направлении «стоп» и «задний ход». Дистанционное управление дроссельной заслонкой и углом опережения зажигания осуществляется при помощи троса, заканчивающегося педалью, расположенной под правой ногой водителя, с постоянным пружинным возвратом в положение «малый газ». Приведенная конструкция работает надежно и обеспечивает, при снятии ноги с педали, сброс оборотов двигателя.
Если невозможно следить за водой, вытекающей из контрольного отверстия блока цилиндров двигателя, лучше оборудовать мотолодку дистанционным измерителем температуры, состоящим из мостовой измерительной схемы и стрелочного прибора, размещаемого на щитке перед водителем. Как видно из приведенной схемы, сопротивления измерительного моста обычного типа (например МЛТ) устанавливаются рядом со стрелочным прибором, а сопротивление, изменяющееся от температуры (ММТ-4), — на верхней части головки блока цилиндров. Этот же стрелочный прибор можно использовать как тахометр, дающий водителю возможность чувствовать малейшее изменение числа оборотов' двигателя, выбирать оптимальное положение дроссельной заслонки и угла опережения зажигания. В качестве указателя температуры и числа оборотов двигателя лучше использовать магнитоэлектрический микроамперметр М-263 со шкалой 0—100 мка, имеющий магнитную систему, внешнее поле которой почти не влияет на компас. Схема измерения температуры столь проста, что не требует какой-либо настройки. Если температурозависимое сопротивление расположено на головке верхнего цилиндра двигателя «Москва», то температура прогретого двигателя будет 35—45° С (при температуре воды, поступающей на охлаждение, 17—22° С); на шкале микроамперметра это будет соответствовать показаниям стрелки от 35 до 45 мка. Если сопротивление установлено в другом месте двигателя, то температура, соответственно, может быть иной.
В схеме измерения числа оборотов двигателя детали выбраны таким образом, чтобы шкалу микроамперметра использовать без дополнительной градуировки; необходимо лишь умножать на 50 результат отсчета, Например, если при измерении числа оборотов микроамперметр показывает 50 мка, это будет соответствовать 2500 об/мин. Таким образом, по прибору со шкалой 0—100 мка можно отсчитывать обороты двигателя до 5000 об/мин. Настройка схемы заключается в подготовке одной точки шкалы микроамперметра с помощью эталонного тахометра и переменного сопротивления R5.
В качестве источника питания электроэнергией на небольших мотолодках лучше всего применить батарею из трех-четырех последовательно соединенных сухих элементов типа «ЗС-Л-30» (напряжение 1,5 в и емкость каждого 29,5 а-ч). Этот же источник обеспечивает питание ходовых огней, подсветки компаса и внутреннего освещения. При использовании электроламп от карманного фонаря батарея из трех элементов такого типа эксплуатировалась нами в течение двух навигаций.
Во время перехода может возникнуть аварийная ситуация, требующая немедленной остановки двигателя. Для этого на щитке управления целесообразно установить тумблер — выключатель зажигания. В моторе «Москва» выключение зажигания можно легко осуществить закорачиванием концов первичных обмоток катушек магнето на корпус двигателя.
Для защиты от непогоды и жгучего солнца очень удобен легкий складной тент из влагоотталкивающей ткани. Каркас изготовляется в виде трех П-образных дужек, согнутых из тонкостенных металлических труб диаметром 16 мм. Дужки соединяются между собой с помощью четырех шарнирных устройств (по два на сторону) и крепятся к бортам в средней части кокпита. Длина вертикальных частей дужек рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить складывание тента в кормовую часть кокпита, а также на обрамление лобового стекла.
Очень удобны надувные кресла-матрацы; днем они служат как кресла-шезлонги, ночью — как теплые и мягкие матрацы. Они же могут быть использованы и в качестве спасательных средств.
Численность экипажа судна, выходящего в дальнее плавание, должна быть достаточной для обеспечения безопасности и не превышающей разумного максимума. Независимо от района плавания, все члены экипажа должны иметь свою отдельную постоянную или откидную койку и спасательный жилет. Экипаж небольшой глиссирующей мотолодки обычно состоит из двух человек.
Для совместных плаваний надо подбирать суда одного типа или с примерно одинаковыми ходовыми качествами. Лучше всего организовать поход на 2—4 судах одного типа. В таком варианте все участки перехода суда будут проходить на равных скоростях, а при пополнении запасов горючего не возникнут осложнения, связанные с одновременным приобретением больших количеств бензина.
Трудно предложить готовый список снаряжения, необходимого в длительном походе, годный на все случаи жизни. Однако в качестве примера рассмотрим снаряжение двух наших мотолодок, совершивших переход по рассмотренному выше маршруту.
В носовой части под палубой были размещены спальные принадлежности, чемодан с документами, парадным платьем, обувью и фотопленкой, а также неприкосновенный запас (сухари, спирт, сахар).
В кокпите в отсеках по левому борту хранились: бинокль, аптечка, фотоаппарат, личные вещи, белье водителя и спасательный жилет; по правому борту — радиоприемник, термос, личные вещи, белье и спасательный жилет его товарища. В комплекты одежды входили лыжные костюмы, свитеры, шерстяные шапочки и резиновые сапоги с шерстяными носками. Ближе к корме, также по бортам, в брезентовых мешках хранились консервированные продукты питания. И, наконец, в корме размещались небольшой топорик, лопата, чайник, ведро-кастрюля со столовыми приборами, сковорода, запасные части к мотору, небольшие куски фанеры, стеклоткани, синтетическая смола для ремонта судна.
В моторном отсеке размещались бак с топливом, паяльная бензиновая лампа, 20-литровая канистра с бензином, 10-литровая канистра с автолом, банка с нигролом, таган, воронки для заправки бензобака и паяльной лампы, шланг для перекачки бензина, банка для заправки маслом и откачки воды, инструмент.
Некоторые предметы снаряжения, например таган, лопату, сковороду, чайник, топор, паяльную лампу, допустимо иметь в единственном числе для всей флотилии, конечно, при условии, что речь идет о двух-трех малых судах.
Желательно на все, размещаемое на мотолодках, составлять список, по которому можно в любое время быстро определить, что и где именно находится.