Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Улучшение моторов
  • 1966 год
  • Чертежи откидной неповоротной колонки с ВРШ
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
О конструкции поворотно-откидной колонки на 120 л. с.
Юбилей угловой поворотно-откидной колонки
Угловые откидные колонки в современном катеростроении
Современные поворотно-откидные колонки
Поворотно-откидные колонки фирмы «Ямаха»
Поворотно-откидные колонки угловые «хайдрэ драйв» фирмы «Ямаха»
Чертежи буера класса «DN-60»
Чертежи виндсерфинга для самостоятельного изготовления
Чертежи катамарана «Торнадо» для самостоятельной постройки
Чертежи выкроек тента для мотолодки «Днепр»
Угловые колонки фирмы «БМВ»
Подвесной поворотно-откидной полупогруженный водомет ВППО-90
Чертежи знаменитой лодки «МАХ-4»
Усовершенствование формы подводной части угловой колонки


https://elkacable.ru гибкий шахтный кабель. Ru199689u1 кабель шахтныи силовои гибкии.

Чертежи откидной неповоротной колонки с ВРШ

Год: 1966. Номер журнала «Катера и Яхты»: 8
          0



 
Ниже публикуются основные рабочие чертежи откидной неповоротной колонки с винтом регулируемого шага, сконструированной и изготовленной ленинградцем Ю. Левиным для своего катера. Следует заметить, что применение на колонке ВРШ в значительной степени объясняется сложностью изготовления других реверсивных устройств. С этой точки зрения для многих любителей может представить интерес колонка, сконструированная С. Н. Истратовым для установки со стандартной автомобильной коробкой передач, краткое описание которой было приведено в 6 выпуске сборника.

Что касается описываемой ниже колонки, следует остановиться на некоторых деталях. Прежде всего, для упрощения сборки рекомендуется верхние подшипники 32 вертикального вала установить в одной посадочной втулке ниже шестерни 33. Подобная конструкция (с консольной шестерней) применяется в большинстве современных колонок.

Информация об изображенииКорпус нижней конической передачи
Корпус нижней конической передачи
 
Тросовый привод изменения шага винта будет надежно работать, если в трос будет включено пружинное натяжное устройство. В противном случае трос вытягивается и проскальзывает на гайке 17, особенно после резких откидываний колонки.

Желательно обеспечить герметизацию внутренней полости ступицы, применив уплотнения на шейках корней лопастей и в детали 27 у выхода в ступицу штанги 57.




Угловая откидная колонка с винтом регулируемого шага (ВРШ) спроектирована автором статьи для четырехместного дюралюминиевого катера «Волна» конструкции Э. Э. Клосса (длина наибольшая 4,0 м; ширина 1,6 м; водоизмещение 500 кг) с двигателем мощностью 30 л. с. при n = 4500 об/мин.

Информация об изображенииЛеввя часть ступицы ВРШ
Леввя часть ступицы ВРШ
 
Учитывая, что при установке на судно конвертированного автомобильного или мотоциклетного двигателя обычно используется 70—80% номинальной мощности, можно рекомендовать для работы с рассматриваемой колонкой следующие распространенные отечественные двигатели (указаны номинальная мощность и число оборотов в минуту): «М-72» — 22/4600; «АМ-402» — 20/3100; «МЗАМ1-401» — 25/3600; «АМ-402Б1» — 35/4200; от «Запорожца» — 27/4500. Установка более мощных двигателей на судно, подобное «Волне», вряд ли оправдана (если не преследуются чисто спортивные цепи), так как прирост скорости не будет соответствовать увеличению мощности.

Предполагается эксплуатировать катер на двух режимах — на режиме глиссирования и при движении на крыльях.

При проектировании колонки была поставлена задача создать простую конструкцию, доступную для изготовления любителями в хорошо оборудованной мастерской. Поэтому автор остановился на сварном варианте.

Информация об изображенииПрввая часть ступицы ВРШ
Прввая часть ступицы ВРШ
 
Колонка состоит из следующих основных частей: редуктора с муфтой сцепления, дейдвудной трубы, нижней конической передачи, ступицы ВРШ, механизма регулирования шага и собственно ВРШ. Крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя через штатное сцепление, муфту сцепления колонки и верхний редуктор на вертикальный вал и далее через нижнюю коническую пару шестерен на горизонтальный полый вал 27 с сидящей на нем ступицей ВРШ. Механизм регулирования шага расположен в корпусе нижней конической передачи и ступице.

Информация об изображенииОбщий вид угловой откидной колонки с ВРШ
Общий вид угловой откидной колонки с ВРШ
 
Корневая часть лопасти 4 плотно посажена в бронзовую втулку с пазом, в который входит штифт 28, запрессованный в поводок 5. Поводок закреплен на штанге 57, которая связана обоймой 17 через радиальный подшипник. От обоймы 17 идут тросовые тяги к рычагу управления ВРШ. При вращении обоймы намотанным на нее тросом она перемещается по прямоугольной резьбе в стакане 18 и, двигая штангу и поводок со штифтами, разворачивает бронзовую втулку 58 с лопастью ВРШ.

Информация об изображенииОбтекатель
Обтекатель
 
Применение сварки позволило обойтись без изготовления сложной модели и иеобходимости делать расточку в неудобной для установки на станке отливке. Кроме того, отлитый в примитивных условиях корпус нижней конической передачи неизбежно будет иметь раковины и другие дефекты, ослабляющие его, а также более толстые стенки, что увеличит сопротивление движению. Основа нижней передачи — корпус 23 обтекаемой формы. Наружная поверхность окончательно, а внутренняя — с припуском под чистовую расточку обрабатываются на токарном станке. Материал корпуса — любая сваривающаяся сталь или алюминиевые сплавы (если есть возможность их сварки). Передний обтекатель 16 лучше точить в сборе с корпусом; для этого предварительно в заготовках корпуса и обтекателя нарезается резьба и обе детали свинчиваются. Затем к корпусу привариваются бобышка 19 с предварительно расточенным отверстием и прилив 10 для крепления шпоры 11. После сварки нижней части дейдвудной трубы 55 ее приваривают к корпусу. Затем весь узел надо подвергнуть отжигу и окончательно расточить посадочные отверстия в корпусе и бобышке. После этого можно приваривать нижнюю половину антикавита-ционной плиты 54 с отшлифованной плоскостью разъема. Сварные швы должны быть тщательно зачищены и скруглены, а вся наружная поверхность колонки, особенно в подводной части, отполирована. Если колонка сделана из обычной стали, полировки хватит не больше, чем на один день работы в воде, поэтому после полировки наружную поверхность следует хромировать или покрывать каким-либо водостойким покрытием.

Информация об изображенииВтулка
Втулка
 
Ступица винта вытачивается из алюминиевого сплава. В заготовках левой и правой частей ступицы протачивают центрующие диаметры, сверлят и нарезают крепежные отверстия и предварительно обтачивают наружную поверхность в сборе. После этого сверлят и нарезают посадочные отверстия для вала 27; ступицу наворачивают на вал и окончательно протачивают наружную поверхность. При этом важно добиться плавного перехода профиля от корпуса к ступице (следует воспользоваться шаблоном). Затем сверлят и растачивают с припуском 0,05 мм на последующую притирку отверстия под лопасти; неперпендикулярность оси отверстия к оси ступицы допускается не более 0,5 мм на 100 мм.

Информация об изображенииПолый гребной вал
Полый гребной вал
 
Ступицу разбирают и в обеих ее частях выбирают пальцевой фрезой пазы. Радиусы закруглений доводят до нужных размеров круглым напильником. Плоскости пазов, прилегающие к буртику ступицы, пришабривают так, чтобы не было «порожка» между обеими частями ступицы, а затем притирают по лопастям.

Основная причина поломок угловых колонок заключается в неточности расточки посадочных мест, что приводит к разрушению шестерен и преждевременному выходу из строя подшипников. Поэтому указанная операция должна быть выполнена с максимальной точностью. Так, смещение осей горизонтальных валов по отношению к вертикальному валу допускается не более 0,05 мм. Несоосность растачиваемых отверстий корпуса должна быть не более 0,02—0,03 мм. Эти же требования относятся к несоосности наружных и внутренних посадочных диаметров втулок. Неперпендикулярность торцевых поверхностей к оси редуктора не должна превышать 0,02—0,05 мм.


Информация об изображенииСтакан
Стакан
 
Шестерни нарезаются прямозубые; материалом для них может служить легированная сталь 12ХНЗА, 20Х, 50ХН или иных подобных марок. После цементации на глубину 0,8—1,2 мм шестерни закаливают до твердости Hrc — 58-ь64. Желательно шестерни обкатать с пастой ГОИ (особенно шестерни верхнего редуктора), так как шестерни нижней конической передачи (передаточное число равно 1) работают в более благоприятных условиях. Обкатка производится до появления пятна контакта не менее 50—60% длины зуба. Особое внимание следует обратить на правильную сборку шестерен. Большой боковой зазор, так же как и отсутствие зазора, вызывает неправильность работы и быструю поломку шестерен. Следует при помощи установочных шайб добиться бокового зазора в пределах 0,1—0,15 мм.

Информация об изображенииОбойма механизма регулирования шага
Обойма механизма регулирования шага
 
Полый вал 27 выполняется из стали 40Х, 2X13, 30ХГСА или подобных марок. Обойму 17 следует изготовить из бронзы для уменьшения трения в винтовой паре.

Порядок сборки узла ступицы и нижней передачи:

1. Вставить стакан 18 с подшипником и застопорить сквозь корпус двумя винтами с двух сторон (на сборочном чертеже не показано).

Информация об изображенииШтанга механизма регулирования шага
Штанга механизма регулирования шага
 
2. Набрать и установить игольчатый подшипник 21 в бобышку 19, установить вертикальный вал 46, надеть на него шестерню со шпонкой и затянуть гайкой 22 со стопорной шайбой. Вместо игольчатого подшипника можно поставить втулку из тефлона (фторопласта), имеющего минимальный, по сравнению со всеми другими известными материалами, коэффициент трения. Тефлон, почти не нуждается в смазке и сохраняет свои качества до 340—370° С; на него не действует большинство агрессивных сред. Тефлоновая втулка должна иметь тонкую стенку (не толще 1 мм). Для улучшения отвода тепла от трущейся поверхности эту втулку следует запрессовать в бронзовую втулку.

3. Вставить в корпус втулку 7 и застопорить ее с двух сторон сквозь корпус винтами.


Информация об изображенииПоводок механизма регулирования шага
Поводок механизма регулирования шага
 
4. Собрать вне корпуса на валу 27 все детали по общему виду, запрессовать в корпус и завернуть гайку.

5. Собрать обойму 17 с подшипником, закрепить подшипник резьбовым кольцом 14, запрессовать в подшипник штангу 57. Кольцо 14 должно быть застопорено штифтом.

6. Пропустить трос управления 20 в отверстие антикавитационной плиты и закрепить в отверстие обоймы, намотав на нее предварительно несколько витков. Вставить штангу 57 в отверстие вала 27, заворачивая одновременно обойму 17 в стакане, затянуть гайку на конце штанги и завернуть обтекатель 16.

Информация об изображенииБобышка
Бобышка
 
7. Собрать ступицу с лопастями. Шпонку ставить латунную. Разворот лопастей регулировать перемещением поводка на штоке и числом витков троса управления на обойме 17.

В. Шпору 11 из склепанных листов или целого куска дуралюмина вставить в паз прилива 10, после чего сверлить и нарезать крепежные отверстия и завернуть винты.

Информация об изображенииВерхняя часть дейдвудной трубы
Верхняя часть дейдвудной трубы
 
Корпус верхнего редуктора — сварной. Во избежание вытекания из него маспа тросы 20 заключены в медные или латунные трубки, развальцованные в соответствующих отверстиях (см. С-С). Верхний горизонтальный вал 43 выполнен из легированной стали заодно с муфтой. При нарезании зубьев муфты следует добиваться одновременного контакта всех или большей части зубьев.

Чтобы брызги воды не попадали на работающую муфту, под крышкой 42 надо закрепить резиновый кожух 41, входящий в плотный контакт с транцем, упор винта на транец передается через фиксатор 45 с резиновой прокладкой для гашения вибрации. Этот же фиксатор предотвращает самооткидывание колонки на заднем ходу и воспринимает боковые усилия на перо руля. Усилие зажима фиксатором колонки регулируется большим или меньшим сжатием створок. Более надежен фиксатор, сблокированный с тягой заднего хода, который полностью освобождает колонку на переднем ходу и надежно удерживает ее на заднем.


Информация об изображенииДетали антикавитационной плиты
Детали антикавитационной плиты
 
Для большей жесткости к надводной части корпуса привариваются косынки и ребра жесткости.

Габаритная длина колонки и длина вертикального вала в чертежах не указаны, так как они зависят от расположения и габаритов двигателя, формы днища и других факторов. При расчете этих размеров в общем случае следует исходить из того, что слой воды над антикавитационной плитой должен быть не менее 30—50 мм; при установке катера на крылья расстояние между килем и поверхностью воды должно быть равно 100—200 мм. Следует, однако, отметить, что при чрезмерном увеличении длины дейдвудной трубы может значительно уменьшиться жесткость конструкции. Максимальное допустимое расстояние между осями горизонтальных валов данной колонки — 640 мм (при установке на катере с подводными крыльями).

Смазка конических передач — обычная, применяемая в коробках передач. Ступица заполнена консистентной смазкой.

Преимущества и недостатки ВРШ; особенности их конструирования


Информация об изображенииНижняя часть дейдвудной трубы
Нижняя часть дейдвудной трубы
 
Скорость хода моторного судна определяется из условия равенства тяги (упора), развиваемого гребным винтом Ре, и сопротивления движению судна Rc. как функции его скорости: Pe = Rc. Пересечение кривых на графике дает значение скорости, при которой соблюдается указанное равенство. По этой скорости и рассчитываются параметры винта фиксированного шага (ВФШ). Такой винт вполне подходит судну, работающему в одном режиме. Однако такие суда, как Буксиры или суда на подводных крыльях, работают в нескольких режимах; например, для судна на крыльях можно указать три режима: плавание, переходный режим (глиссирование) и движение на крыльях. На каждом из этих режимов зависимости сопротивления движению от скорости будут разными; следовательно, и оптимальные винты для каждого режима будут разными. Крылатые суда, особенно малых размеров, вообще более чувствительны к изменению нагрузки, чем водоизмещающие. С увеличением нагрузки увеличивается сопротивление движению и резко падает скорость.

Информация об изображенииВтулка
Втулка
 
Естественно, что винт, рассчитанный на один из режимов, плохо работает на всех других режимах. Так, винт, расчитанный на режим глиссирования, будет гидродинамически легким при ходе на крыльях, и двигатель не разовьет полной мощности. С другой стороны, винт, рассчитанный на движение на крыльях, при режиме плавания и переходном режиме будет гидродинамически тяжелым, и двигатель не разовьет полных оборотов. Поэтому на крылатых катерах для выхода на крылья двигатель должен иметь до 30% запаса мощности сверх величины, необходимой для движения на крыльях.

Информация об изображенииВтулка
Втулка
 
Обратимся к графику, на котором показаны внешняя АВ и винтовые характеристики двигателя. Прохождение винтовой характеристики через точку В соответствует правильно спроектированному винту, прохождение через точку В' — легкому винту, а через В" — тяжелому.

Этих недостатков лишена двигательная установка с ВРШ, хотя небольшой запас мощности (около 10%) нужно иметь и в этом случае. Применение ВРШ позволяет для каждого режима движения получать соответствующий оптимальный шаг, разворачивая лопасти одного и того же винта. Другими словами, мы как бы совмещаем серию оптимальных для ряда режимов гребных винтов различного шага в одном движителе.


Информация об изображенииВерхняя крышка корпуса редуктора
Верхняя крышка корпуса редуктора
 
Применение ВРШ дает целый ряд преимуществ, таких как:
  • возможность использования полной мощности двигателя при различных сопротивлениях движению судна, т. е. на разных режимах;
  • возможность получения любого значения скорости — от полной на переднем ходу до полной на заднем ходу без изменения направления вращения и числа оборотов гребного вала, что особенно важно для дизелей, неустойчивых на малых оборотах;
  • экономия горючего, увеличение моторесурса двигателя;
  • избавление от необходимости точной подгонки винта (что особенно важно при приближенном расчете винта любителями).
Информация об изображенииКорпус редуктора в сборе
Корпус редуктора в сборе
 
Вместе с тем, ВРШ не лишен недостатков. К. п. д. ВРШ из-за увеличения размеров ступицы на 1—3% ниже, чем у BPШ на расчетном режиме [1]; еще ниже к. п. д. ВРШ на нерасчетных режимах, по сравнению с расчетным режимом ВФШ. Это связано с искажением профиля винта и закона изменения шага по радиусу винта при развороте лопасти. ВРШ имеет малый к. п. д. на заднем ходу, так как корневые сечения лопасти еще продолжают работать на передний ход (ввиду кратковременности работы на заднем ходу это уменьшение к. п. д. несущественно). Недостатками ВРШ являются сравнительно сложная конструкция и относительная дороговизна. Однако перечисленные недостатки ВРШ можно считать несущественными по сравнению с его достоинствами.

Информация об изображенииВал вертикальный
Вал вертикальный
 
При установке ВРШ на судно возникает опасность перегрузки или недогрузки двигателя. Поэтому обязательно на щиток управления должны быть выведены обычные автомобильные приборы для контроля за режимом работы двигателя.

Оптимальный шаг винта при наиболее экономичном постоянном режиме двигателя проще всего устанавливать по замеру скорости простейшим прибором— тонкой трубочкой с манометром на одном конце, протарированным на скорость. Другой конец трубочки должен быть опущен в воду на 30—50 мм и направлен против движения. Динамическая составляющая полного давления воды зависит от скорости, поэтому максимальное показание на манометре будет соответствовать максимальной скорости и, следовательно, оптимальному шагу.

Информация об изображенииПрилив для крепления шпоры
Прилив для крепления шпоры
 
Детальное проектирование ВРШ является очень сложной задачей и под силу лишь специалистам; укажем только некоторые его особенности.

Основные параметры — диаметр и шаговое отношение — рассчитываются, как для ВФШ, по зависимости сопротивления движению от скорости или приближенными статистическими методами, приведенными в книге Романенко и Щербакова «Моторная лодка» (можно использовать методику и графики, приведенные в сборнике «Катера и яхты» вып. 1). Расчет ведется для режима, который считается основным для данного судна.

Информация об изображенииШестерня нижней конической передачи
Шестерня нижней конической передачи
 
Рекомендуется выбирать шаг для более тяжелого режима и делать его радиально-переменным, убывающим на 10—20% к корню лопасти по сравнению с расчетным.

Информация об изображенииШпора
Шпора
 
Основной особенностью проектирования ВРШ является необходимость снижения скручивающих моментов лопасти относительно ее оси поворота для уменьшения усилия поворота на штанге. Известно, что центр давления жидкости на профиль винта находится в точке, расположенной приблизительно на расстоянии ½ длины сечения винта от входной кромки лопасти. Поэтому контур лопасти строят таким образом, чтобы ось поворота лопасти и центр давления по возможности совпадали. Однако крайне нежелательно снижение скручивающего момента до очень малой величины, так как в этом случае из-за различия в характере обтекания лопасти в верхнем и нижнем ее положениях появляется опасность изменения знака момента. При наличии небольших зазоров в механизме ВРШ это приведет к сильной тряске и выведет механизм из строя.

Информация об изображенииВал с муфтой сцепления
Вал с муфтой сцепления
 
Дисковое отношение следует брать в пределах 0,4÷0,6; нижний предел относится к сравнительно малооборотным винтам с большим к. п. д., верхний — к высокооборотным винтам при опасности кавитации.

Обычно профиль лопасти ВРШ делается переменным по радиусу. У корневых сечений профиль авиационного типа, имеющий большой к. п. д.; начиная с относительного радиуса г = 0,55÷0,65, профиль переходит в сегментный.

Информация об изображенииШестерня редуктора
Шестерня редуктора
 
Расчет на прочность места заделки лопасти также связан с большими трудностями. Для высокооборотных винтов доминирующая сила, действующая в опасном сечении, — центробежная [1]. Ее можно легко найти, зная число оборотов, вес лопасти и положение ее центра тяжести, по формуле:


Информация об изображенииШестерня редуктора
Шестерня редуктора
 
где т — масса лопасти, кг; ω — угловая скорость, 1/сек; R — расстояние от центра тяжести лопасти до оси вращения, м. Так, для лопасти из алюминиевого сплава весом 0,2 кг при R=0,08 м и 3000 об/мин эта сила составит:


Если принять коэффициент трения алюминия по бронзе f = 0,1, то на штанге для поворота лопасти нужно создать усилие:


График
График
Кроме этого усилия, на лопасть действуют сила упора и скручивающий момент, а также изгибающий момент, вызванный внеосевым расположением центра тяжести лопасти. Однако, как было сказано выше, основной является центробежная сила, а для приблизительного учета остальных сил ее следует увеличить на 25%. Таким образом, для воздействия на лопасть необходимо создать усилие на штанге 20 кг. благодаря винтовой паре механизма ВРШ это усилие уменьшается в 8 раз. Поэтому для поворота штурвала ВРШ (без учета соотношения между диаметрами штурвала ВРШ и барабана намотки троса) потребуется усилие 5 кг на две лопасти, что вполне допустимо.

График
График
Более подробно с вопросами проектирования ВРШ можно ознакомиться по книге [1].

Чертеж лопасти винта мы не приводим по вышеназванным причинам, т. е. из-за большого различия в обводах и размерах судов и характеристиках применяемых двигателей. Для данной колонки, по конструктивным соображениям, максимальный диаметр винта . не должен превышать 280 мм, а минимальный — быть менее 250 мм. При меньшем диаметре увеличивается отношение dступ/DB, и вследствие этого уменьшается к. п. д. винта.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Кронштейны для крепления бака мотора Стрела
Переделка «Звездника» в крейсерскую яхту
Универсальная утка для парусных яхт
Радиоприемник «Турист» в роли компаса
Парусное вооружение надувной лодки
Из опыта эксплуатации подвесного мотора «Вихрь»
Система освещения от подвесного мотора
Реверсивный редуктор подвесного мотора на автомобильных шестернях
Гидравлическая передача на гребной винт
Прыжки на водных лыжах
Проведение соревнований любительских судов
Система автоматического управления зажиганием
Катамаран с дифференциальным рулевым устройством
Тренировка яхтсменов... на суше
Съемка яхты с мели

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Чертежи откидной неповоротной колонки с ВРШ

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Нужны моторы с «длинной ногой»
Проведение соревнований любительских судов (Часть вторая)
Об оценке прыжков на водных лыжах
Съемник для обоймы нижнего подшипника мотора «Москва»
Дальние походы на катамаране «Спрей»
Оригинальный ветроуказатель Тиллмана
Еще один вариант переделки «фолькбота»
Улучшенный крейсерский вариант «фолькбота»
Способ протолкнуть груженую лодку — «Леггинг»
Самодельные тахометр и лаг
Для тех, кто хочет оседлать «Мустанга»
Если швертбот опрокинулся
Дюралюминиевая мотолодка «Прогресс» проходит испытания
Винт регулируемого шага (ВРШ) новой конструкции
Упрощенная система охлаждения двигателя


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 20 + 18 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории