Сравнение двух серийных яхт постройки ЭВСС (Таллин)
Характеристика | «Четвертьтонник» | «Фолькбот» |
Длина наибольшая, м | 7,50 | 7,64 |
Длина наибольшая по КВЛ, м | 6,00 | 6,00. |
Ширина наибольшая, м | 2,50 | 2,20 |
Ширина наибольшая по КВЛ, м | 2,03 | |
Осадка по КВЛ, м | 1,20 | 1,20 |
Высота надводного борта, м: | ||
в носу | 0,81 | 0,87 |
на миделе | 0,68 | 0,57 |
в корме | 0,65 | 0,61 |
Площадь бокового сопротивления, м2 | 3,72 | |
Площадь парусности (факт.), м2 | 27,0 | 24,0 |
Смоченная поверхность, м2 | 11,6 | |
Водоизмещение, т | 1,77 | 2,15 |
Вес фальшкиля, т | 0,8 | 1,025 |
Коэффициенты полноты: | ||
водоизмещения δ | 0,115 | 0,166 |
ватерлинии α | 0,638 | 0,69 |
мидель-шпангоута β | 0,242 | 0,335 |
призматический φ | 0,475 | 0,495 |
По своим характеристикам новая крейсерско-гоночная яхта — действительно типичный «четверть тонник» с фиксированной величиной гоночного балла 5,5 м (18 футов) по формуле IOR-III. При той же длине по КВЛ, что и «Фолькбот» (см. таблицу), «четвертьтонник» несколько шире и легче. Яхта имеет современные обводы, относительно плоское днище с плавниковым фальшкилем и рулем, расположенным отдельно от киля, далеко в корме — за деревянным плавником. Парусное вооружение типа бермудский шлюп с фактической площадью парусов 27 м2 (грот — 9,9 м2; генуэзский стаксель — 17,1 м2). Паруса пошиты из лавсана. Обмерная (по формуле I0R-III) площадь парусов RSAT=23,0 м2. В комплект, кроме основных парусов, входят еще средний генуэзский стаксель площадью 12,2 м2, стаксель (6,8 м2) и спинакер (36 м2).
Рангоут на первых яхтах серии выполнен деревянным (ель) клееным пустотелым овального поперечного сечения с максимальными размерами: мачта — 120X 90 мм, гик — 90X70 мм. В этом году верфь переходит на изготовление рангоута из легкого сплава.
Мачта проходит через крышу рубки и опирается на металлический степс.
Планировка палубы, состав и расстановка оборудования для работы с парусами рассчитаны на эффективное участие яхты в гонках. Бегучий такелаж выполнен с учетом применения всех тех новшеств, какие используются на современных килевых яхтах олимпийских классов (в частности, на «Солингах»). 8се оборудование «четвертьтонника» соответствует последним рекомендациям для яхт данного класса, разработанным Международным советом IYRU по крейсерским гонкам (леера, релинги, устройство кокпита и т. д.).
Внутреннее расположение яхты разработано исходя из требования правил, предусматривающего размещение для гонок команды в составе четырех человек.
Яхта имеет удлиненную рубку. В носовую каюту — форпик — можно попасть через проход из кают-компании или через форлюк в передней части крыши рубки. Здесь оборудованы два спальных места, под которыми расположены рундуки.
8 средней каюте — кают-компании — по левому борту расположен П-образный диван. Стол, который используется и как обеденный, и как штурманский, повторяет форму выреза в диване. На ночь крышку стола можно опустить; таким образом получается дополнительное, пятое спальное место. По правому борту установлены двухстворчатый платяной шкаф, буфет и встроенная газовая плита.
По бортам вдоль самоотливного кокпита расположены (по традиционной схеме) «гробы». Пространство под кокпитом может быть использовано для хранения подвесного мотора, который при необходимости навешивается на транец при помощи кронштейна с регулируемой высотой подвески.
Ахтерпик используется как кладовая, попасть в которую можно через два люка на кормовой палубе.
Конструкция корпуса разработана, исходя из требований международных правил классификации и обмера крейсерско-гоночных яхт. Деревянный корпус собран на гнутом поперечном наборе из дуба. Закладка также дубовая, склеенная из двух частей. Обшивка набирается из реек — сосновых (толщина 20 мм) или кедровых (23 мм). Палубный настил и крыша рубки сделаны из водостойкой фанеры, покрытой сосновыми рейками, пазы между которыми залиты специальной мастикой. Транец толщиной 30 мм с обвязкой из дубовых брусков 80X45 соединен с килем мощной дубовой старн-кницей 300X300X50. Комингсы рубки, люки, ватервейсы (и прочие подобные детали) вырезаны из красного дерева. Поперечные переборки вырезаны из водостойкой фанеры толщиной 12—16 мм, облицованной с обеих сторон шпоном красного дерева.
Кокпит формуется из стеклопластика, что обеспечивает его герметичность.
Руль склеивается из водостойкой фанеры.
Фальшкиль на серийных яхтах отлит из чугуна; он крепится к корпусу — через киль и усиленные флоры — семью болтами из нержавеющей стали.
В качестве источника питания электросети используется аккумуляторная батарея типа 6-СТН, установленная под кокпитом. Для откачки воды предусмотрена ручная поршневая помпа. В комплект снабжения входят 75-миллиметровый компас, часы, барометр, бинокль, радиоприемник, огнетушитель, водонепроницаемые костюмы, камбузные принадлежности, спасательный плот и жилеты. Отпускная цена «четвертьтонника» постройки 1974 г. — 16000 руб.
Основные изменения, вносимые в чертежи яхты при модернизации проекта, касаются увеличения высоты парусности, усовершенствования конструкции кокпита, люков и ряда других узлов.