Размерения лодки
Длина наибольшая, м | 4,03 |
Длина по КВЛ, м | 3,80 |
Ширина наибольшая, м | 1,59 |
Ширина по скуле на транце, м | 1,29 |
Высота борта на миделе, м | 0,65 |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,25 |
Вес с оборудованием (без мотора), кг | 210 |
Допускаемая нагрузка, кг | 300 |
Пассажировместимость, чел | 4 |
Полное водоизмещение, кг | 600 |
Мощность подвесного мотора, л. с. | до 40 |
Обводы корпуса — остроскулые, с изогнуто-килеватым днищем и двумя продольными реданами. Угол внешней килеватости днища на транце — 8°.
Оборудование, поставляемое с лодкой — два передних мягких сиденья;кормовой двухместный диван со спинкой; ветровое стекло; съемный тент; рулевое управление; весло-гребок; пожарная кошма.
Конструкция — корпус собран из двух стеклопластиковых секций — обшивки и палубы, отформованных вручную из 8—10 слоев стеклоткани АСТТ(б)-С2-0 и наружного слоя стеклосетки СЭ-0-1. Применяется смола ПН-3. Толщина обшивки — 4,6 5,8 мм; палубы 3,7 мм. Днище подкреплено деревянным килем н флорами. Транец рассчитан на установку двух подвесных моторов.
Непотопляемость — обеспечена блоками пенопласта, расположенными в корме и под палубой в носу.
Мореходность — разрешен выход в прибрежную зону моря с удалением от берега до 3 км при высоте волны до 0,75 м.
Проектант — ЦКБ «Нептун», Москва, 103009.
Изготовитель — Сосновский судостроительный завод.
Технические условия — ТУ 5-16-271—72.
Цена — 900 руб.
Мотолодка «Нептун» была передана нам в опытную эксплуатацию в 1971 г. — после ее дебюта на V водно-моторных гонках на кубок сборника в Бирштонасе. Тогда же нарядные пластмассовые лодки этого типа, к серийному выпуску которых только что приступил Сосновский судостроительный завод, появились и в спортивных магазинах. Покупатели придирчиво осматривали непривычно глянцевую поверхность полированного корпуса, постукивали по нему, пытались колупнуть ногтем окрашенный слой. «Для мотолодки «Нептун» нет и не может быть водного бездорожья, — читали они в проспекте «Союзторгрекламы». — Элегантность, совершенство форм и комфортабельность — отличительные качества этой модели». Привлекательный вид и удачное название делали свое дело, однако всем хотелось знать, окупят ли обещанные эксплуатационные и мореходные качества новой лодки ее высокую стоимость (напомним, в то время «Нептун» был самой дорогой моделью из поступающих в продажу).
Ответ, конечно, можно было получить только после основательного знакомства с лодкой на воде.
Сейчас, после трех навигаций, мы можем поделиться своими впечатлениями о нашем «Нептуне» и, может быть, это в какой-то степени облегчит решение вопроса «какую модель выбрать» тем читателям, которые собираются покупать лодку.
Оговоримся, что ЦКБ «Нептун» предоставило нам одну из первых опытных мотолодок. Конструкция ее в отдельных деталях уже отличается от тех, которые выпускает завод в начале 1974 г. Так, например, у лодок, поступавших в продажу три года назад, оказалась недостаточной прочность днища и бортов. Это обнаружилось в первую же навигацию по появлению трещин в обшивке. Меры были приняты. Сейчас обшивка делается толще, днище лучше подкреплено набором (соответственно корпус стал тяжелее почти на 15 кг). Однако ни размерения, ни обводы серийных лодок изменений не претерпели — корпуса выклеиваются в тех же матрицах, так что наши основные выводы и замечания не устарели.
Район и характер наших плаваний как нельзя лучше отвечали назначению и техническим данным «Нептуна». Мы выходили на непродолжительные прогулки в Невскую губу, совершали двух-трехдневные походы по восточной части Финского залива, ходили на Волхов и Свирь, удаляясь от своей базы на 200—300 км, выходили и в Ладожское озеро. Чаще всего брали с собой палатку, но иногда приходилось устраиваться на ночлег и прямо в лодке. Ходили, как правило, под одним подвесным мотором — это были «Вихрь», «Нептун» или «Привет».
Что можно сказать о лодке при таком скорее прогулочном, чем туристском варианте использования?
С любым 20-сильным мотором «Нептун» глиссирует с тремя человеками на борту, развивая 30— 32 км/час; максимальная же скорость (с одним водителем) составляет при той же мощности 36—39 км/час. Эти цифры вполне сравнимы со скоростями серийных лодок аналогичных размерении и, во всяком случае, не ниже средних значений. С другой стороны, вряд ли для кого-нибудь из серьезных любителей-водномоторников будет иметь большое значение то, что легкая «Казанка» на 50-километровой дистанции сможет выиграть у более тяжелого, но зато и более комфортабельного «Нептуна» что-нибудь около 10 минут (да и то, если нет волны!).
Несколько хуже обстоит дело, если в плавание на «Нептуне» выходят четыре человека. В этом случае, т. е. при полном водоизмещении, на каждую лошадиную силу мощности обычного «Вихря» приходится почти 30 кг веса — цифра, близкая к пределу для выхода на режим глиссирования. Груженый «Нептун» и не выходил на глиссирование: скорость лодки с «Вихрем», имеющим штатный гребной винт (диаметр 240 мм, шаг 300 мм) составляла всего 14 км/час. Однако, заменив винт более легким — с шагом 240—250 мм, нам удалось вывести лодку с той же нагрузкой на глиссирование со скоростью 32—35 км/час (см. статью «Потерянные силы» в №41).
В качестве туристского судна «Нептун» находится на уровне остальных прогулочных мотолодок аналогичного класса. Несколько больший, чем у «дюралек», вес для корпуса из стеклопластика, по-видимому, неизбежен. Поэтому в дальних походах при равной полезной нагрузке «Нептун» несколько проигрывает лодкам из легких сплавов по экономическим показателям. Мы имеем в виду среднюю путевую скорость и расход горючего на пройденный километр пути. С подвесным мотором «Вихрь-М», например, последний показатель оказывается равным 0,48 л/км против 0,4 л/км для мотолодки «Крым». Устанавливать же два мотора, выходя в туристское плавание, явно невыгодно: расход топлива возрастает до 0,65 л/км, а скорость при той же нагрузке увеличивается всего до 40 км/час.
Мы испытывали «Нептун» в основном под одним 20—25-сильным мотором, так как на сегодня это — наиболее распространенный вариант силовой установки. В то же время совершенно ясно, что, разрабатывая проект мотолодки, конструкторы рассчитывали на большие мощности (35—40 л. с.) и более высокую скорость. Для обеспечения потребовавшейся при этом кормовой центровки кокпит пришлось заметно сместить в корму, и в результате он получился меньше, чем на других мотолодках такой же длины. Например, на нашей «Косатке» открытый кокпит имеет длину 2,1 м при средней ширине 1,28 м; соответствующие размеры на «Нептуне» всего лишь 1,57 и 1,24 м.
Недостаточные размеры кокпита особенно заметно сказываются при дальних походах, когда необходимо брать с собой несколько запасных канистр с топливом, палатку, спальные мешки, запас провизии и т. п. В такие походы мы обычно отправлялись только вдвоем, так как кормовой диван приходилось снимать и оставлять на берегу, чтобы уложить вместо него туристское снаряжение.
В какую бы сторону головой мы не ложились, устраиваясь на ночь, чувствовалось, что кокпит коротковат. Чаще всего приходилось располагаться головами в корму (ноги — в носовой отсек). Но при этом, если к берегу подходили носом, надо было принимать меры, чтобы голова не оказывалась ниже ног.
Малая длина кокпита дает себя знать и при использовании кормового дивана по прямому назначению. Высота его над пайолом всего 200 мм, поэтому сидящим здесь пассажирам хочется вытянуть ноги, а места для этого мало.
Не совсем удачным оказалось сочетание низкого сиденья водителя и высокого стекла. Глаза человека среднего роста оказываются как раз на уровне верхней рамки стекла. Об этом, конечно, можно спорить, но большинство водителей вообще предпочитает сидеть так, чтобы можно было смотреть поверх края стекла: обзор лучше даже в хорошую погоду, а в дождь и сильный ветер без «дворника» сквозь стекло вообще ничего не увидишь...
Красивые мягкие сиденья, обтянутые ярким кожзаменителем, на нашей лодке очень быстро вышли из строя: слишком «хилой» оказалась конструкция их оснований, выполненных из фанеры. По увеличившемуся весу сидений мы поняли, что уложенный в подушки поролон набрал воды. Конечно же, стоило сделать эти сиденья раскладывающимися или, как минимум, разбирающимися, легкосъемнымн. Это, наряду с удлинением кокпита в нос на 0,3—0,4 м, сразу же превратило бы «Нептун» в судно, более пригодное для дальнего туризма.
Отметим еще, что сиденья мешают при загрузке багажа в носовой багажник — единственное на лодке место, пригодное для хранения вещей, которые желательно сохранять сухими. Вообще солидный объем под носовой палубой использовать полностью трудно: багажник получился очень глубоким, а «лаз» в него низким. Известным неудобством является и то, что у багажника нет запирающейся дверцы.
Оказалась довольно удобной «коробка» — квадратное в плане углубление, отформованное на участке палубы, прикрытом ветровым стеклом. В нее можно положить фонарик, нож и другие мелкие предметы, которые необходимо иметь под рукой и на прогулке, и в дальнем походе. Конечно, жаль, что и эта «коробка» не закрывается крышкой, но еще хуже, что больше никаких полок, ящичков, карманов и т. п. в лодке нет совершенно. А вот бензобаки размещены удобно: два стандартных расходных бака имеют свое штатное место — Хорошо встают под подмоторной нишей.
Несомненное удобство представляет ровная поверхность сплошного внутреннего дна, которое наглухо приклеено к бортам. Поддерживать чистоту в лодке не составляет труда. Никакой болт или гайка не потеряются, попав под пайолы, как на металлической или деревянной лодке. Жаль только, что в междудонном пространстве скапливается вода, а для ее удаления оттуда приходится высверливать специальные отверстия. На одной из зарубежных лодок мы видели в кормовом флоре, ограничивающем меж-Дудонный объем, два отверстия, закрывающихся простыми резиновыми пробками. Достаточно открыть эти пробки, дать лодке дифферент на корму, и вода сливается в трюм у самого транца, откуда ее легко удалить (кстати говоря, не лишней была бы и сливная пробка в транце). На лодках последнего выпуска пайолы выполняются съемными, так что, по-видимому, эта проблема не существует.
«Нептун» оборудован практичными, отлично сделанными палубными утками, кпповыми планками, рымами. Стоит особо отметить удачную — прочную и жесткую окантовку ветрового стекла; конструкторы учли, что оно нередко служит опорой для пассажиров, например, при посадке в лодку или выходе на берег. А вот тент, на наш взгляд, похвалы не заслуживает. Грубая ткань унылого серо-зеленого цвета за три года окончательно потеряла товарный вид.
Застежки «молния», с помощью которых крепится съемный фартук, закрывающий кокпит с кормы, вышли из строя в первую же навигацию. При управлении лодкой в непогоду водитель не имеет возможности быстро откинуть передний край тента от стекла, чтобы высунуть голову. Наконец, в холодные ночи мы неизменно обнаруживали, что ветер свободно проникает в щель между тентом и палубой.
Недостаточно надежным оказался привальный брус, изготовленный из поливинилхлоридного пластика ПВХМ-64. Со временем материал потерял упругость, потребовалось дополнительное крепление к корпусу винтами.
Надо сказать, что три года довольно интенсивной эксплуатации лодки наглядно подтвердили преимущества корпуса из стеклопластика по сравнению с металлическими и особенно — деревянными. Весной, когда на соседних лодках отдирали старую краску, шпаклевали и красили корпуса, наш «Нептун» уже был на воде. Вымыть корпус теплой водой со стиральным порошком, проверить штуртрос и смазать рулевые блоки, — вот все, что пришлось сделать, чтобы подготовить лодку к новой навигации. Так же легко было и отмывать корпус от грязи после похода.
Наружный окрашенный слой связующего оказался очень прочным, не поддающимся воздействию солнца и воды. Только что, вытаскивая лодку на зимнее хранение, мы еще раз осмотрели корпус и не нашли ни каких-либо отслоений декоративного слоя, ни выкрашивания его.
А вот утверждение, что пластмассовые лодки не обрастают, которое приходилось слышать даже от судостроителей-профессионалов, не подтвердилось. В этом нетрудно убедиться, взглянув на фотографию днища нашего «Нептуна» после месячной стоянки на реке. И это в далеко не южных широтах!
Прочен ли корпус лодки? Если судить по нашему «Нептуну», то на этот вопрос можно ответить утвердительно. Правда, нашей лодке не пришлось попадать в какие-либо экстраординарные или, тем более, аварийные ситуации. Ее не прижимало баржей к стенке шлюза, она не выскакивала с полного хода на камин. Несколько часов хода против волны высотой около метра, некоторое количество «лихих» швартовок к необорудованному берегу, работа двух моторов на транце, — вот, пожалуй, и все. Как бы там ни было, мы уверовали в прочность лодки, и теперь меньше боимся плавающих бревен и топляков.
Днище лодки, однако, не оказалось абсолютно водонепроницаемым. Вскоре обнаружился свищ — фильтрация воды через обшивку в районе воздушного пузыря, образовавшегося между слоями стеклоткани при формовании корпуса. Подобные дефекты, как сообщают в редакцию читатели, были замечены и на других серийных лодках, которые изготовлены из толстой жгутовой стеклоткани (стеклорогожи). Даже при тщательном выполнении работы поры между нитями в жгутах такой ткани иногда остаются не заполненными связующим; поэтому-то и считается необходимым чередовать слои стеклорогожи со слоями более тонкой и плотной стеклоткани сатинового переплетения.
Благодаря использованию стеклопластика конструкторы получили возможность применить довольно сложные изогнуто-килеватые обводы корпуса, обеспечивающие сравнительно высокие мореходные качества лодки. Особенно хорошо «Нептун» идет на короткой крутой волне. Заостренные у киля носовые шпангоуты плавно входят в волну, разрезая ее, а днищевые продольные реданы и скула отсекают потоки воды вниз. Ударные перегрузки, ощущаемые пассажирами, заметно (можно сказать — намного) ниже, чем на другой пластмассовой лодке типа «Ладога» или на «Прогрессе». Лишь начиная с высоты волны 0,5—0,6 м, когда «Нептун» на скорости свыше 30 км/час уже выскакивает из воды, а удары приходятся по кормовой половине днища, тряска становится мало приятной. (Да и то, если сравнивать с поведением более килеватых лодок, таких, как непременные спутники «Нептуна» в наших походах — «Косатка» или «Тагуан»).
Днище «Нептуна» с умеренной килеватостью у транца (8°) — это, конечно, не глубокое V. Да и вряд ли такие обводы были бы здесь целесообразны, учитывая значительную весовую нагрузку в реальные мощности популярных подвесных моторов (до 25 л. с.). Зато с полной нагрузкой в четыре человека «Нептун» обладает лучшей приемистостью и развивает более высокие скорости, чем та же «Косатка» (разумеется, с упомянутым гребным винтом уменьшенного шага).
И при ходе против волн, и на боковом волнении мотолодка забрызгивается незначительно, ее легко удержать на курсе. А вот при попутной волне (правда, высотой более метра) были случаи, когда «Нептун» буквально втыкался носом в гребень, и на пассажиров обрушивались потоки воды. Подобное явление объясняется слишком острыми носовыми образованиями корпуса ниже скулы. При сходе с гребня попутной волны плавучесть и особенно гидродинамические силы поддержания в носу оказываются недостаточными, чтобы лодка сохранила правильный дифферент. Лодка начинает раскачиваться в продольном направлении и зарывается в волну, когда с опусканием носа совпадает подход следующего гребня. Поэтому при плавании в подобных условиях, когда высота волны больше разрешенной для выхода этой лодки в море (0,75 м), водителю «Нептуна» нужно быть особенно внимательным н готовым к тому, чтобы сбросить газ и вовремя уменьшить ход.
На днище «Нептуна» отформованы два продольных редана. Мы пришли к выводу, что они работают эффективно только в носовой части корпуса. Ни при каких состояниях нагрузки лодка не выходит на глиссирование на крайних к скуле реданах — слишком мала килеватость днища, велик вес судна. Зато важную роль выполняют скругление скулы и скуловые брызгоотбойники. При выходе на глиссирование рабочая ширина днища уменьшается, а благодаря скругленной скуле «Нептун» имеет очень крутой радиус циркуляции.
Оценивая мореходные качества лодки, следует упомянуть о водонепроницаемой подмоторной нише, отформованной вместе с палубой, о пенопластовых блоках непотопляемости, которые закреплены под носовой палубой и в корме. Все это обеспечивает необходимую безопасность экипажа «Нептуна» в самых неблагоприятных условиях, в которых может оказаться лодка в походе.
Итак, подводя итог трехлетним испытаниям, мы можем уверенно сказать, что «Нептун» — современная, достаточно надежная прогулочная мотолодка, в проекте которой использованы положительные свойства стеклопластика. Она элегантна, прочна, неприхотлива в эксплуатации, обладает удовлетворительными мореходными И ходовыми качествами.
Конструкторам и заводу осталось сделать совсем немного, чтобы «Нептун» стал идеальной лодкой для многих тысяч любителей отдыха на воде.
На наш взгляд, необходимо повысить комфортабельность за счет увеличения размеров кокпита, изменить конструкцию сидений, улучшить качество тента, а также по возможности снизить вес лодки и оборудовать места для хранения походного имущества. Эти меры позволят шире использовать лодку и для дальнего туризма и для «походов выходного дня».
Комментарий завода и ЦКБ
Выпускаемая в настоящее время мотолодка «Нептун-2» значительно отличается от лодок выпуска 1971 г. После получения ряда рекламаций по первым мотолодкам (покупатели сообщали о появлении трещин в обшивке, недостаточной прочности ветрового стекла и других дефектах) конструкция мотолодки была усилена. Тобщина обшивки была увеличена на 1 мм, а по килевому поясу, между реданами, — на 2 мм. С 1972 г. обшивка изготовляется только с использованием стеклоткани сатинового переплетения (без включения стекло-рогожи), что гарантирует водонепроницаемость, наибольшую прочность и лучшее качество поверхности.
Тщательно проведенные дополнительные ресурсные испытания мотолодок с корпусами, изготовленными по новой схеме армирования, показали гарантированную техническими условиями высокую прочность и надежность. Заводом проделана также большая работа по улучшению качества и внешнего вида наружного декоративного слоя.
Носовые кресла выполняются теперь легкосъемными, что позволяет их в необходимых случаях убирать с лодки. Конструкция их усилена, применена обивка лучшего качества.
Для тента предусмотрена ткань значительно лучшего качества и товарного вида, чем «авизент». Конструкция тента теперь позволяет в нужных случаях быстро отстегивать его край от стекла: вместо ненадежной застежки «молния» применяется шнуровка.
В настоящее время перед заводом поставлена задача — подготовить мотолодку «Нептун» для Государственной аттестации на присвоение Знака качества. Все замечания и пожелания по улучшению конструкции и качества материалов, полученные заводом от потребителей, отражены в мероприятиях по подготовке к Госаттеста-ции и прорабатываются совместно с ЦКБ «Нептун».
Разрабатываются конструкция раскладных кресел из легких сплавов; вариант палубы с удлиненным в сторону носа кокпитом и измененной конфигурацией щитка управления; конструкция ветрового стекла из плоских элементов; продолжаются работы. по усовершенствованию схемы армирования корпуса стекломатериалами, улучшению качества привального бруса и снижению веса мотолодки.
Главный конструктор проекта Ю. Буланов. Главный инженер завода В. Скотников.