В качестве движительного комплекса использована поворотно-откидная колонка «ПОРР-3С» с удлиненным дейдвудом. Для безопасной эксплуатации модернизированного катера в условиях Каневского водохранилища, где бывает обычной волна до 0,6 м, был соответственно подкреплен корпус, особенно транец и фундамент под двигатель.
Основные данные прогулочно-туристского катера «Амур-М»
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина наибольшая, м | 1,84 |
Высота борта на миделе, м | 0,82 |
Водоизмещение порожнем, кг | 30 |
Грузоподъемность полезная, кг | 500 |
Скорость при полном водоизмещении с двигателем «Москвич-412», км/ч | 40 |
Скорость с нагрузкой пять человек составляет 50—52 км/ч при удельном расходе топлива до 14 л/ч. Число оборотов двигателя не превышает 3600 об/мин. При этом режиме работы дроссельная заслонка карбюратора открыта на такой угол, что шток привода клапана экономайзера касается, но не открывает его. Такой вариант наиболее выгоден с точки зрения экономичности и срока службы двигателя.
Местные условия эксплуатации катера на крыльях практически не позволяют ходить с большей скоростью, что определило выбор необходимых углов установки крыльев, эксплуатационный режим двигателя, подбор параметров гребного винта и т. д. (редукция колонки составляет 1:1,6; диаметр винта 320 мм, шаг — 480 мм).
Конструкция переднего крыла (ПК) заимствована у серийного катера «Стрела»; материал — алюминиевый сплав, хорда профиля 200 мм, толщина 15 мм.
Кормовое крыло (КК) разрезное — из крыла катера «Стрела». Изготовлено оно малопогруженным плоским из нержавеющей стали, хорда — 200 мм, толщина — 10 мм.
Советую ПК делать V-образным, с подкрылками или верхним крылом.
При длительной стоянке из-за возникновения коррозии ПК приходится снимать и хранить в кокпите.
Установлено ПК на общей оси вращения, проходящей вдоль носовой переборки. На концевых частях осей, выступающих за борт на 90 мм, нарезана резьба М27. Это позволяет устанавливать на них несущие фланцы, которые имеют по два латунных штифта, предназначенных для фиксации боковых стоек ПК. В случае наезда на препятствие штифты легко срезаются.
После установки на несущие фланцы стойки крыла поджимаются фиксирующими фланцами. Оптимальный угол атаки ПК с большой точностью устанавливается при помощи прокладок на горизонтальной полочке, которой центральная стойка ПК упирается в киль. Там же можно установить и протектор. Стабильное положение крыла при движении обеспечивается двумя натяжными тросиками 06 мм, укрепленными между центральной стойкой крыла и носовой уткой. Требуется всегда два положения угла атаки ПК — для спокойной воды и для волнения. Натяжение тросиков можно регулировать с помощью редуктора или фиксирующими защелками на талрепах. При помощи этих же тросиков крыло можно вручную поднимать на палубу.
Конструкция КК также позволяет снимать его и регулировать угол атаки.
В целом крыльевая система оказалась удачной. Катер легко преодолевает горб сопротивления, корпус полностью выходит из воды, максимальная величина клиренса на киле в корме во время движения составляет около 100 мм.
Надежность хода в крыльевом режиме при движении по волне обеспечивают установленные на бортах стабилизаторы с повышенным углом атаки.
Для повышения комфортабельности вместо штатного стекла и заводского тента были изготовлены новое стекло и легкосъемные боковины кокпита из оргстекла. В разобранном виде они помещаются вдоль носовой переборки в кокпите. Сверху кокпит закрывается на случай непогоды новым тентом.
Благодаря установке крыльев катер экономичен, шумность на ходу снизилась, надежность двигателя и его моторесурс увеличились. Габаритная осадка при поднятых крыльях и колонке составляет всего 200 мм.