Почему отличаются размеры насадок на гребной винт, приведенные в книге к Автомобильный двигатель на катере» и в журнале «Катера и яхты»?
Б. Еременко, г. Волгоград Насадка, размеры которой приведены в книге (Dвх= 1,3Dв, где Dв — диаметр гребного винта), предназначена для тихоходных тяжелых катеров, имеющих плохой подток воды к гребному винту из-за тоннеля, ограждений вала, широкого ахтерштевня и т. д.
Насадка, размеры которой приведены в журнале (Dвх=1,15Dв), предназначена для катеров с транцевой кормой и скоростью в диапазоне 18—28 км/ч.
Входной диаметр насадки Dвх для большинства тихоходных катеров может лежать в пределах (1,2÷1,25)Dв, а выходной Dвых=(1,08÷1,10)Dв.
Небольшие отклонения от этих размеров, а также незначительные изменения длины насадки практически не влияют на КПД.
Заметное падение КПД возникает при увеличении зазора между краем лопасти гребного винта и насадкой. Величина этого зазора не должна превышать 0,005Dв.
Какие типы отечественных гидронаосов и гидромоторов могут быть применены на яхтах и тихоходных катерах? Какова величина их КПД?
Для 50-сильиого двигателя (вы, по-видимому, имеете в виду дизель «Д37Е») возможно применение гидронасоса типа НШ-67 и гндромотора типа ГМШ-100.
Такое сочетание позволит уменьшить число оборотов двигателя с 1800 об/мин до 1300 на выходе гидромотора и, следовательно, исключить необходимость в редукторе.
Упомянутые гидромашины широко используются в сельскохозяйственном машиностроении; их вес равен 17,5 кг (каждого).
КПД насоса равен 0,8, а мотора — 0,78. С учетом потерь в трубопроводах суммарный КПД равен 0,6. При частичных нагрузках и особенно — в связи с износом гидромашин суммарный КПД упадет до 0,5. Таким образом расход топлива увеличится в два раза.