В настоящее время в эксплуатации находится около 5 тысяч катеров «Амур-М», а годовой выпуск их составляет более тысячи единиц. Высокие мореходные качества, маневренность, большой запас остойчивости, непотопляемость и достаточный комфорт привлекают к нашему катеру внимание многочисленных любителей туризма и отдыха на воде в разных частях страны.
Опыт эксплуатации любителями, а также длительные 700-часовые ходовые ресурсные испытания, проведенные на заводе, показывают, что жизнеспособность катера и надежность работы его механизмов во многом зависят от соблюдения требований инструкции.
Вот некоторые рекомендации, о которых полезно почаще вспоминать владельцам «Амуров».
Перед выходом необходимо вручную рукояткой провернуть коленвал двигателя на 2—3 оборота; только убедившись, что он проворачивается легко, без заклинивания, можно запускать двигатель электростартером.
Запустив двигатель, необходимо обязательно прогреть его до рабочей температуры. Ни в коем случае нельзя на непрогретом двигателе резко изменять режим работы от малых оборотов к большим. Несоблюдение этого условия, как правило, снижает моторесурс, приводит к выходу из строя датчика давления масла, не рассчитанного на высокое давление, а часто и к прогоранию прокладки головки блока цилиндров.
Первые признаки пробоя прокладки — повышение температуры охлаждающей воды, падение оборотов двигателя и выброс воды из расширительного бачка системы охлаждения, так как газы из блока цилиндров проникают в каналы контура охлаждения. Если остановить двигатель, вода по следу пробоины попадет в камеры сгорания цилиндров и появятся капли воды на свечах. При пробое прокладки вода проникает и в масло. Уровень масла при этом повышается, оно приобретает коричневый цвет; если вынуть щуп, на нем видны капельки воды. (Причиной тому, правда, может быть и негерметичность водо-масляного радиатора.)
Температура охлаждающей воды может повышаться не только из-за пробитой прокладки, но и из-за засорения фильтра или крана забортной воды. При засорении фильтра дюритовый шланг, идущий от крана к фильтру, сжимается. Резко снижается или прекращается совсем слив воды за борт.
Категорически запрещается заправлять катер бензином, не рекомендованным инструкцией. Следует помнить, что даже незначительная примесь бензина другой марки влияет на нормальную работу двигателя и приводит к подгоранию или прогару поршней, клапанов, прокладки блока цилиндров и, в конечном итоге, выходу из строя. Так, в 1973 г. на одной из стоянок по недосмотру 10 катеров были заправлены бензином АИ-93 с примесью бензина А-76. Все они вышли из строя почти одновременно по причине пробоя прокладок головки блока цилиндров, прогара поршней и т. д.
Бензин АИ-93 требует к себе особого внимания. Нельзя хранить его в открытой таре, так как это приводит к снижению октанового числа и антидетонационных свойств.
В прошлом году имели место неоднократные случаи выхода из строя реверс-редукторов. Основная причина поломок — переключение рукоятки реверс-редуктора при больших оборотах двигателя.
Следует помнить, что переключать реверс можно только при выжатом сцеплении и на малых оборотах двигателя. При переключении на больших оборотах окружные скорости шестерни и кольца синхронизатора не успевают выравниваться, в результате чего заходная часть шлицев синхронизатора быстро изнашивается.
Конические шестерни и подшипники редуктора в большинстве случаев выходят из строя из-за недостаточной смазки. Необходимо постоянно следить за уровнем нигрола в редукторе. На катерах 46, 47 и 48-й серий рекомендуется увеличить верхний смазочный канал в «хоботе» редуктора с 8 до 10 мм и даже больше. Начиная с катеров 49-й серии это уже сделано на заводе.
Эксплуатируя «Амур» при минусовых температурах, необходимо при остановке продувать водяную систему сжатым воздухом. При небрежном выполнении этой операции бывают случаи «размораживания» головки блока цилиндров и змеевика редуктора, разрушение при запуске двигателя примерзшей крыльчатки насоса забортной воды. После продувки системы воздухом шланги рекомендуется не подсоединять до очередного выхода на катере, так как разогретый двигатель при остывании выделяет много конденсата, который впоследствии оседает в изгибах шлангов и, замерзая, выводит систему из строя.
Необходимо следить также за продувкой воздушных шлангов правого и левого бензобаков, так как в случае их замораживания или закупорки грязью баки сжимаются по мере выработки бензина.