Этим и объясняется тот факт, что на современных крейсерско-гоночных яхтах основными тяговыми парусами стали именно носовые паруса — стакселя, ставящиеся на штагах и потому не имеющие мачты у передней шкаторины. Площадь грота, ранее составлявшая до 70% общей площади парусности, теперь уменьшилась до 40%; этому, когда-то основному, парусу теперь по существу отводится более скромная роль элемента, необходимого для обеспечения маневрирования и центровки яхты.
Наиболее последовательные поборники внедрения идей аэродинамики в проектирование яхт уже давно высказываются за то, чтобы отказаться от грота окончательно. Очевидно, так и было бы сделано, если бы ограниченная ширина яхты давала достаточную базу для разнесения крайних точек проводки стаксель-шкотов. Впрочем, ряд попыток создания яхт без грота — со стаксельным вооружением — уже был предпринят яхтенными конструкторами.
Одним из первых идею яхты, вооруженной одними стакселями, реализовал С. Уокер на катамаране «Марара». Немного наклоненная в нос мачта была сделана двуногой — в виде перевернутой буквы V — с раскреплением тросовыми растяжками и трубчатыми распорками. «Грот-стаксель» площадью 31,5 м2 ставился на «штаге», закрепленном на носовом конце горизонтальной (V-образной в плане) балки-рычага. С. Уокер сохранил в то же время и нормальный стаксель площадью 27 м2 с тем, чтобы получить обычный эффект ускорения потока воздуха в щели между парусами и, следовательно, увеличить тягу «грота-стакселя». (Можно, однако, заметить, что в данном случае полезное влияние стакселя сказывается в меньшей степени, чем у обычного грота с мачтой, где стаксель помогает уменьшить образование вихрей на подветренной стороне грота в непосредственной близости от мачты.)
Оригинальное стаксельное вооружение, несколько напоминающее традиционную оснастку типа кеч, применили в проекте яхты «Диомидия Эксюленс» американские конструкторы Мак-Карди и Родс. Яхта строилась специально для кругосветного плавания, и заказчик посчитал такой тип вооружения наиболее простым и удобным для управления в условиях переменных ветров (при усилении ветра гораздо проще заменить стаксель, особенно, если установлен двойной штаг, чем взять рифы на гроте).
Обе мачты выполнены в виде перевернутого V. Для упрощения управления парусами их шкотовые углы закреплены на рейках, которые свободно переходят с борта на борт при перемене галса. Основным тяговым парусом служит «грот-стаксель»; кормовой «бизань-стаксель» лишь обеспечивает маневренность яхты. В слабый ветер ставится большой «грот-стаксель», шкоты которого проводятся на нок рейка кормового паруса.
Площадь двух рабочих парусов составляет 76 м2. Размерения яхты: длина — 13,7 м; ширина — 4,27 м; осадка — 1,83 м. Водоизмещение — 11,33 т при весе фальшкиля 3,60 т.
Неизвестно, оправдались ли надежды заказчика яхты и ее конструкторов, однако различные варианты стаксельного вооружения продолжают привлекать внимание. Время от времени проекты судов с подобной оснасткой появляются в яхтенных журналах, а иногда можно встретить и фотоснимки уже построенных яхт.
Журнал «Yachting» в прошлом году опубликовал проект вооружения крейсерского катамарана «Мисс Тоби», выполненный американским конструктором Брайаном Эйландом. Можно заметить, что катамараны благодаря значительной ширине особенно удобны для применения стаксельной оснастки; на них удается разместить блоки стаксель-шкотов даже тогда, когда длина нижней шкаторины стакселя превышает половину длины яхты!
Эйланд решил реализовать все преимущества, которые дает стаксельное вооружение катамарану. Все три стакселя — два носовых и кормовой — ставятся без рейков на штагах одной самой обычной мачты, естественно, несколько наклоненной в нос. Таким образом конструкция рангоута получилась простой и легкой. Отсутствие гиков по нижним шкаторинам положительно сказывается на форме парусов — парус сохраняет пузо по всей высоте. Штаги носовых стакселей параллельны; благодаря этому повышается эффективность потока воздуха в щели между парусами.
Проект Эйланда предусматривает возможность управления всеми парусами, включая их постановку и уборку, из кокпита. Все три стакселя снабжены устройствами для закрутки вокруг штагов (см. статью В. В. Чайкина в №52), поэтому в зависимости от силы ветра можно легко регулировать площади парусов без их замены. Например, в шторм можно лавировать только с одним средним стакселем или держаться носом против ветра под кормовым, вытравив с носа плавучий якорь. При попутных ветрах средней силы ставятся бабочкой два одинаковых больших стакселя (для этого топ-штаг сделан двойным).
Недавно в западногерманском журнале «Die Jacht» было напечатано фото моторного парусника со стаксельным вооружением, спроектированным шведским яхтсменом Ю. Шульце. Мачта установлена в довольно необычном месте — в кокпите позади рубки; ставятся илн два стакселя (на двух топовых штагах) или один большой стаксель с нижней шкаториной, занимающей 2/з длины яхты по палубе. С целью упрощения управления «грот-стакселем», по его нижней шкаторине поставлен короткий реек. В штормовую погоду яхта несет трисель, поставленный передней шкаториной по мачте, и маленький стаксель на переднем топ-штаге; благодаря такому большому разносу двух парусов по длине яхты она легко управляется (подобно иолу) и хорошо лежит в дрейфе.
Изменение обычного места расположения мачты и ее наклон вперед, а также увеличение длины нижней шкаторины паруса обеспечивают возможность перемещения центра парусности в нужное положение. Спереди, кроме штагов, паруса не имеют никаких помех для правильной работы — весь стоячий такелаж располагается с кормовой стороны мачты, за пределами площади основных парусов. Таким образом, в пределах от курса крутой бейдевинд до галфвинда паруса получают ветер без какой-либо интерференции.
На испытаниях яхта показала хороший ход даже в крутой бейдевинд. При очень слабом ветре она шла с такой же скоростью, как и обычный шлюп-«полутонник». При свежем ветре и полном вооружении (генуя и «грот-стаксель» общей площадью 53 м2) держалась довольно круто к ветру, развивая при сравнительно спокойной воде скорость примерно 7 узлов; на курсе галфвинд скорость возрастала до 8 узлов. Для моторного парусника со значительной смоченной поверхностью корпуса это совсем неплохо!
Выяснилось, что, действительно, на стаксельной яхте очень легко работать с парусами. Можно ставить паруса и управлять ими, не выходя из кокпита; для спуска парусов достаточно растравить фалы. (Кое-кого смущал внешний вид нового вооружения: один яхтсмен, увидев чертежи стаксельной яхты, сказал, что на такой яхте можно будет ходить только кормой вперед...)
Ознакомившись с оснасткой Ю. Шульце, яхтсмен из ФРГ X. Кох предложил свою конструкцию вооружения. Оборудованная им яхта также была испытана и показала положительные результаты. Подобная оснастка рекомендуется прежде всего для парусно-моторных судов, на которых приходится часто убирать и устанавливать мачту.
Две одинаковые алюминиевые мачты наверху жестко соединены трубой-поперечиной и закреплены на крыше рубки шарнирно; всю эту П-образную ферму можно заваливать и укладывать на палубу либо вперед, либо назад (боковое перемещение исключается конструкцией шарнирных опор). В продольном направлении мачта раскреплена в ДП двумя штагами, на которых ставятся паруса, и одним ахтерштагом (он одновременно может служить антенной).
Использовать два стакселя можно в разных вариантах. При ходе на фордевинд их несут бабочкой. В свежий ветер основные паруса заменяются штормовыми, которые упрощают управление судном при ходе под мотором против ветра и волны и несколько уменьшают качку. В случае необходимости паруса легко убрать на любом курсе (даже на фордевинде), не приводясь. Если вообще нет надобности в парусах, палуба становится совершенно свободной, как на обычном, чисто моторном прогулочном судне.
Можно, наконец, упомянуть и об уникальной 39-метровой стаксельной шхуне «Вандреди Трез» — участнице Трансатлантической гонки яхт-одино-чек 1972 г. Применение здесь трех «грот-стакселей» (общей площадью 260 м2) позволило Ж. Терлену одному управлять этим огромным судном в штормовом океане и успешно привести яхту к финишу1. Этот факт, пожалуй, наилучшим образом показывает преимущества стаксельного вооружения для яхт, совершающих длительные океанские переходы при ограниченном числе рабочих рук на борту судна.
Сейчас трудно говорить о возможности применения стаксельной оснастки на обычных крейсерско-гоночных яхтах: есть ряд конструктивных сложностей, не позволяющих полностью отказаться от традиционного вооружения с парусом, поставленным за мачтой. Но уже сегодня стаксельное вооружение можно характеризовать как яркое выражение той тенденции в современном яхтостроении, которая проявляется в увеличении площади передних парусов и все большем сокращении площади грота.
Примечания
1. Описание яхты «Вандреди Трез» и отчет о трансатлантических гонках одиночек — см. в №41 сборника.