← Начало статьи
Характерно, что коэффициент полноты подводной части ДП (отношение площади бокового сопротивления к прямоугольнику со сторонами LWL и T) у «Сандербед» равен 0,53 против 0,62 для «Файябрэнд» и 0,65 для «Баландры». Корпус с крутой скулой обеспечивает остойчивость яхты при вдвое меньшем весе фальшкиля и меньшей осадке, чем на яхте традиционных обводов.
Гораздо более успешными были выступления стальной яхты конструкции Р. Картера (США) «Рэббит-II», построенной для гонок на Адмиральский кубок 1967 г. Эта яхта по обводам, вооружению и конструкции идентична нашумевшей «Тине» — «однотоннику» (спроектированному тем же Картером), совершившему, в некоторой мере, переворот в яхтенной архитектуре. Длина «Рэббит» 12,8 м (по К8Л — 9,15 м); ширина 3,66 м; осадка 2,06 м; площадь парусности 61 м2; водоизмещение около 7,5 т.
Ла Манш в прошлом году стал ареной еще одного важного события в яхтенном мире: в конце июля в Гавре собрались яхты из 10 стран для розыгрыша Однотонного кубка (о предыдущих гонках 1966 г., в которых одержал победу Картер на своей «Тине», уже рассказывалось в 10 вып.). По положению каждая страна может выставить по три яхты, но зачет не командный, а личный. Гандикапа нет, так как гоночный балл по RORC всех участвующих яхт не должен превышать 22 фута. На гонки 1967 г. Англия, Бельгия, Голландия и Франция представили по три яхты, Австралия, США и ФРГ — по две, Дания, Италия и Швейцария — по одной.
Гонки явились своеобразным матчем двух конструкторов — Стефенса и Картера. Картер был представлен прошлогодним призером «Тиной» (США), однотипными с ней яхтами «Йоран» (Швейцария), «Эсприт де Рюйль» (Франция), «Каллирхое-III» (Бельгия) и увеличенным вариантом «Тины» — «Оптимистом» (ФРГ). Проекты Стефенса избрали англичане (все три яхты), австралийцы, итальянцы, голландцы, датчане и французы. Очевидно, братья Стефенсы придали неудачному выступлению своих яхт на предыдущих гонках очень большое значение; во всяком случае на этот раз в команде итальянского однотонника в гонках участвовал сам Родерик Стефенс. Впрочем, и голландский конструктор Ван де Стадт защищал спортивную честь Бельгии на построенной по его проекту новой алюминиевой яхте «Расбора-III». Да и в составе экипажей других судов были известные в парусном мире имена — Гаастра, Худа, Байлкена и Харле (конструкторы и строители яхт).
Первая 30-мильная гонка на круговой дистанции проходила в очень слабый (1—2 балла), неустойчивый по направлению ветер. После десяти часов, проведенных в море в поисках ветра, к финишу подошла первая группа яхт: «Санмэйд-V» (Англия, констр. Стефенс), «Йоран» и «Де Шельд II» (Бельгия, констр. Бриттон Ченс). Эти яхты финишировали в течение первых 4 мин. Вторая группа также финишировала кучно, но через 20 мин. после «Санмэйд». Это были: «Оптимист», «Робин» (прошлогодняя яхта Худа, США), «Тина» и «Кла-рионет» (Англия, констр. Стефенс). Итальянская яхта сдрейфовала на поворотный знак, за что была оштрафована: получила за эту гонку 0 очков.
Дистанция второй, 300-мильной гонки была размечена от Гавра к бую СН1 против Шербура, затем к плавучему маяку Роял Соверен и обратно в Гавр.
Гонка началась при ветре с северо-запада силой 2—3 балла, поэтому первый переход через Ла Манш яхты должны были осуществить в лавировку. К плавмая-ку Роял Соверен после суток лавировки первой подошла «Тина», за ней — «Сибел» (новая французская яхта по проекту Стефенса), «Оптимист» и «Эсприт де Рюйль». Таким образом, еще раз подтвердились отличные лавировочные качества яхт типа «Тины». При возвращении полным курсом «Оптимист» и «Сибел» пошли вместе, выбрав кратчайший путь. На финише первая из них опередила вторую на 30 сек., затратив на прохождение всей дистанции 77 час. 54 мин. «Тина» проиграла 47 мин., главным образом из-за неудачного выбора курса, и финишировала третьей.
В последней, снова 30-мильной, гонке по круговой дистанции, проходившей при ветре до 3 баллов, «Оптимист» и «Тина» после лавировки обогнули знак одновременно, но на полном курсе более легкий и длинный «Оптимист» ушел вперед.
После подсчета очков окончательные места распределились следующим образом: «Оптимист» (Г. Кохлер, ФРГ) — 84 очка; «Тина» (Е. Стеттиниус, США) — 74,25; «Сибел» (Ле Гафф, Франция) — 69,5; «Расбора» (А. Мур-кенс, Бельгия) — 62. Таким образом, поединок конструкторов закончился в пользу молодого Картера, спроектировавшего за свою жизнь всего лишь 4 яхты.
Призер гонок «Оптимист» по размерениям и обводам г|ишь незначительно отличается от «Тины», но на 0,5 т меньше по водоизмещению. Корпус яхты построен из стали на верфи «Абекинг и Расмуссен».
Примечательно, что «Эсприт де Рюйль» по результэтам гонок 1967 г. признана чемпионом Франции в классе 111(a). Под управлением А. Вианта яхта одержала пять побед, заняв первые места (в своем классе) в таких гонках, как Чэнл Рэйс, Фастнет, Плимут — Ла Рошель и др. В гонках на Однотонный кубок «Эсприт» заняла 6-е место. Успехи в гонках сделали суда типа «Тины» очень популярными, и голландская верфь ф. Мааса приступила к их серийной постройке.
Приводим чертеж общего расположения и фото английской яхты «Кларионет», дающие некоторое представление об основных чертах однотонников Стефенса. Эта яхта уже «Тины» и имеет более четко выраженные V-образные обводы, поэтому вес фальшкиля для обеспечения остойчивости принят на 1 т больше обычного. Легкий корпус построен из красного дерева и покрыт полиуретаном. «Кларионет» и однотипная яхта «Раундэбаут» спроектированы в 1966 г.; они рассчитаны на сильный ветер и, вероятно, именно поэтому занятые ими места невысоки (5 и 6-е в 1966 г., 13 и 15-е в 1967 г.).
Быстрый рост популярности гонок на Однотонный кубок побудил Парижский яхт-клуб (CVP) и Общество парусных гонок Ля Рошели учредить аналогичные соревнования на Кубок Атлантики, но на более дешевых меньших яхтах с гоночным баллом 18 футов по RORC-К этим гонкам допускается любое количество яхт, но командный зачет (параллельно с личным зачетом) ведется только по трем судам от каждой страны, причем система расчета очков такая же, как и в гонках на Однотонный кубок. Кстати, по аналогии с ним, Кубок Атлантики сразу же получил в спортивных кругах неофициальное наименование «полутонный» (хотя к водоизмещению яхт названия обоих кубков никакого отношения не имеют). Соревнования состоят из трех гонок: двух — по круговой 35-мильной дистанции и крейсерской на 155 миль. Опасаясь сильных заокеанских соперников, французы постановили, что Кубок Атлантики может разыгрываться только в европейских водах.
Положением предусмотрен ряд требований к оборудованию и общему расположению, направленных на то, чтобы «полутонники» были действительно крейсерскими яхтами. Обязательны: самоотливной кокпит; камбуз с мойкой и системой питьевой воды; гальюн; минимальная высота в рубке 1,70 м на длине 1,20 м при ширине пола 0,36 м; минимальная площадь крыши рубки 2,4 м2; емкость 50 л для пресной воды; минимальная осадка 0,16 LWL+ 0,61 м; леерное ограждение; спасательный плот; две постоянные койки в каюте.
На первые гонки в начале сентября в Ля Рошель прибыли 30 яхт — 19 французских, 6 английских, 3 шведских, по одной из Голландии и ФРГ (немцам гоняться так и не пришлось — высота в рубке на их яхте оказалась недостаточной). Придавая большое внимание этим перспективным международным гонкам, в составе экипажей некоторых яхт также выступали известные яхтенные конструкторы — Хольман, Примроз, Хендерсон и другие. Кстати, гонки, проходившие при преимущественно слабом ветре, как раз и выиграл конструктор — француз М. Дюфор на «своей» серийной пластмассовой яхте «Сафари» класса «Арпэж». В крейсерской гонке он был первым, на олимпийской дистанции занял 2 и 5-е места. В командном зачете впереди оказались французы (84,25 очков), на втором месте — шведы (60,7) и на третьем — англичане (40).
«Арпэж» — пластмассовая 9-метровая яхта с бульб-килем и рулем на плавнике — была спроектирована для участия в соревнованиях на Кубок Атлантики. Характерны короткие свесы, высокий надводный борт (900 мм на миделе), необычная для таких яхт наибольшая ширина (3,02 м). В сечениях по шпангоутам «Арпэж» напоминает «Тину», к КВЛ корпус сужается до 2,40 м. Благодаря этому яхта имеет хорошую остойчивость на больших углах крена при минимальном сопротивлении движению. Это положительно сказывается и на снижении гоночного балла, так как ширина В замеряется на половине высоты надводного борта. Корпус и палуба с рубкой имеют трехслойную конструкцию. При постройке выклеиваются по отдельности наружная и внутренняя оболочки корпуса; при этом во внутренней оболочке сразу же делаются высадки шпангоутов, опор для крепления банок, шкафов, переборок. После того как внутренняя оболочка вкладывается в корпус, пространство между ними заполняется пенополиуретаном.
Максимальная площадь парусности с генуей 43,2 м2. Центр парусности вынесен вперед от центра бокового сопротивления на 24,5% LWL. В одну навигацию 1967 г. «Арпэж» приобрела репутацию быстроходной, мореходной и комфортабельной яхты. На смотре — гонках, организованных журналом «Яхтенный мир», «Арпэж» было присуждено 1-е место среди 30 яхт близких размерений.
Корпуса яхт другого французского серийного класса «Супер Челленджер», также участвовавшего в соревнованиях (одна из них заняла 6-е место), построены с обшивкой из фанеры толщиной 16 мм. Обводы — со скулой выше ватерлинии; поперечные сечения днища близки к дуге окружности. Яхта имеет чугунный бульбкиль и руль на плавнике, как у «звездника». В каюте 5 коек.