При оборудовании надувной байдарки «Саламандра» парусным вооружением, описание которого было приведено в №21 (1969 г.) сборника, вместо шверцев может быть установлен более эффективный киль-плавник в ДП, откидывающийся в горизонтальное нерабочее положение.
Для монтажа рассматриваемого устройства на байдарке в горизонтальной перемычке между бортовыми баллонами 17 крепятся четыре закладных узла, состоящих из дюралевых пластинок 18 и 20, поставленных на резиновом клею с обеих сторон ткани и стянутых двумя болтами М6 (поз. 19 с гайками 13). К внутренним пластинкам 20 приклепаны дужки 22 для карабинчиков растяжек бугелей или закрепления в байдарке багажа.
На выступающие концы болтиков 19 надеваются двумя отверстиями-люверсами и закрепляются «от руки» гайками 12 полосы 11 из прорезиненной ткани, приклепанные заклепками 23 к узким дюралевым пластинам-перекладинам 24, имеющим ребра жесткости— выштампованные продольные зиги (естественно, может быть применена и любая другая конструкция). В середине обеих перекладин, т. е. в ДП байдарки, на заклепках 21 установлены дюралевые петли 2, через которые проходит ось — труба 6. Для фиксации положения трубы в петлях на нее ставятся стопора — кольцо 3 с носового конца и штифт 4 с кормового. Штифт в рабочем вертикальном положении киля тоже расположен вертикально; при монтаже трубы 6 ее нужно проводить через петли, развернув этим штифтом вверх — к дну лодки.
На моей «Саламандре» плавник составлен из двух дюралевых пластин 1 и 7 размерами по 500x300X2; пластины закрепляются к трубе 6 болтиками Мб (поз. 5 с гайками 25). Пластины могут быть смонтированы и одна за другой, и одна под другой.
Поворот киля из вертикального рабочего положения 8 в горизонтальное нерабочее положение 9 и обратно производится с помощью сращенного в виде охватывающего байдарку кольцом тросика 16, заложенного на нижней кромке киля. На тросике 16 по каждому борту имеются по два узла — кнопы 10 и 15 — для фиксации обоих положений киля; тросик заводится в прорезь деревянных удлинителей 14 поперечной трубы-балки (позиция 39 по рис. в № 5 сборника). Сборка байдарки для плавания под парусом начинается с того, что после предварительного надувания баллонов ее надо повернуть вверх дном и смонтировать пластины-поперечины; затем сквозь петли проводится ось-труба и крепятся сами килевые пластины. Байдарка поворачивается дном вниз и укладывается вдоль берега, причем киль отваливается к борту, противоположному воде. Производится подкачивание баллонов, ставятся парусное вооружение и руль, в балку 39 вставляются удлинители 14 и тросик с обоих бортов заводится в их прорези так, чтобы кноп 10 со стороны подтянутого киля лег поверх удлинителя и удерживал киль в положении, параллельном дну.
После отхода от берега выводится из прорези удлинителя трос, держащий киль горизонтально, и выбирается тросик другого борта: киль становится вертикально и закрепляется в этом положении растягиванием тросиков с обоих бортов (оба кнопа 15 закладываются поверх удлинителей).
Опыт плаваний на «Саламандре» показал, что байдарка с килем гораздо более устойчива на курсе и имеет меньший дрейф, чем со шверцами; осадка при использовании поворотного киля указанных размеров увеличивается всего на 50—60 мм, что практически не сказывается на удобстве эксплуатации, если учесть, что под парусом обычно ходят только на сравнительно глубокой воде.
В заключение подчеркнем, что киль описанной конструкции может быть эффективно использован не только на надувных лодках-байдарках, но и на любых других сравнительно плоскодонных малых судах. Закрепить киль под днищем можно при помощи поперечных лент из прорезиненной ткани, к которым приклепаны петли. Концы лент стягиваются и закрепляются любой застежкой или закладываются за деку.
В ряде случаев вариант с откидывающимся на борт килем может оказаться и более выгодным, чем установка шверта: ведь это дает возможность отказаться от нарушения прочности днища и устройства швертового колодца. Сопротивление оси-трубы и тросиков практически ничтожно, а затраты времени на поднятие киля при швартовке или при аварийной ситуации не больше, чем на подъем шверта или шверцев.